Мобильность в контексте профессиональной деятельности

Осуществление профессиональной деятельности, в т.ч. педагогической, ставит перед человеком определенные требования: он должен быть профессионально компетентен, социально адаптирован, активен и др. Работая в постоянно изменяющихся условиях, педагог, педагог-психолог должен быть постоянно готов к возможным изменениям. С нашей точки зрения, это состояние может быть обозначено как «мобильность».

Основой изучения этого феномена выступает профессиональная мобильность, рассмотренная в работах П. Сорокина, М. Вебера, Э.Дюркгейма, в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению.

С позиции социальной стратификации профессиональную мобильность рассматривали отечественные ученые. Так, в работах Т.И. Заславской,            Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда. Другие авторы -                 И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова освещают такие проблемы как профессиональное самоопределение выпускников вузов, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации и др.

Современному обществу нужен мобильный профессионал, готовый к любым изменениям и новшествам. Сейчас человеку мало обладать определенными знаниями и умениями. Мир вокруг нас с каждым днем меняется все быстрее и быстрее, и порой не знаешь, к чему приведут те или иные изменения. Чтобы вписаться человеку в данный круговорот перемен, ему самому необходимо измениться.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный, подвижной) означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий (Большой словарь по социологии); любой переход индивида или социального объекта, или ценности,  созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой (Голованов О.). В социальных науках известны такие виды мобильности, как восходящая, нисходящая, социальная (Социология), образовательная (Лутохина Э.А.).

Важно понимать, что социальная мобильность общества представляет собой противоречивый процесс. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность), не всегда мягкое и безболезненное. Ограниченная в организованном кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества.  Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи, отстаивать свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

В психологическом контексте понятия «мобильность», «мобильная личность» отличаются от тех, которые предлагается другими науками. Мобильность, в психологическом знании, интерпретируется как одно из качеств личности (точнее: человека), как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами и  целями. 

Проанализировав исследования ученых (Амосова О.В., Дудина О.М., Ратникова П.М., Калиновский Ю.И., Томин Н.И. и др.), следует отметить, что мобильность рассматривается ими как качество личности, с одной стороны, и как процесс, с другой. Следовательно, социальная мобильность имеет двусторонней характер. Дуальность категории «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, провялятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.
Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как «социальная мобильность», «социокультурная мобильность», «академическая и образовательная мобильность», отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности.  При этом важно понимать, что мобильность проявляет конкретный человек, «порождающий смыслы и ценности, являющиеся основанием для направленных поведенческих актов» (Выготский Л.С.). Вопрос о том, как происходит порождение системы смыслов и ценностей, как происходит усложнение системы и «формируются новые параметры порядка» (Клочко В.Е.), открыт.

Вслед за В.Е. Клочко, Э.В.  Галажинским, мы будем применять понятие «целостный         человек» - «постоянно делающий себя целым из перманентного нецелого, все время…усложняющийся». Такое усложнение возможно благодаря определенным психологическим характеристикам, которые и обеспечивают мобильность. Чтобы приблизиться к разгадке рассматриваемой проблемы, выделим некоторые психологические характеристики мобильной личности.

Мобильная личность  обладает определенными психологическими особенностями, мы полагаем, что в первую очередь необходимо говорить о таких, как активность, социальная активность, пластичность,  открытость, стремление к самоактуализации. Эти характеристики позволят сохранить целостность при изменяющихся условиях, которые способствуют проявлению мобильности.

Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности.

Активность, являясь свойством нервной системы, становится основой для формирования личности.  На ранних этапах онтогенеза закладывается «фундамент» личности.  По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются «внутренние условия», в то же время А.Н. Леонтьев пишет, что «активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека». Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельств и самого себя». Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим «переправление» внешних требований во внутренние.

Интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что «социальная активность – высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее». Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении собственно личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

Мобильный человек - это психологически здоровый человек,  готовый к осуществлению профессиональной деятельности,  характеризующийся целеустремленностью и самоорганизацией. Объектом внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и он сам, что проявляется в его чувстве «Я», которое, в свою очередь, включает в себя представление о себе, самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Адаптируясь в общественном пространстве благодаря открытости, пластичности, активности и осознанности всех этих процессов человек самоактуализируется, тем самым проявляет себя как мобильная личность.  Такой человек создает новые схемы поведенияили модифицирует уже существующие. Это позволяет ему эффективнее взаимодействовать с окружающей средой, постоянно изменяя и обновляя связанные с ней отношения.

Мобильная личность – это открытая психологическая система, обладающая изменяющимися личностными характеристиками (пластичность, активность, и др.), которые обеспечивают изменение структуры личности по требованию ситуации  без деструктивных изменений. Изменение становится возможным благодаря системной организации человека.

В рамках компетентностного подхода (Горюнова Л.В.) сформулированы требования к выпускнику профессионального образовательного учреждения. В набор компетенций мобильного специалиста входят социально-коммуникативные, образовательные, общенаучные,  ценностно-смысловые и общекультурные компетенции.  Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

Мобильность  - это психологическая особенность человека, которая не всегда находится на поверхности. Она появляется при необходимости: если в ней есть потребность. Мобильность (при ее внутреннем присутствии) в случае внешней потребности предает поведению человека целенаправленный характер, чтобы обозначенная цель смогла бы быть достигнутой при определенных усилиях.

 Профессиональная мобильность по своей природе социальная. Она может проявляться только в социальных системах; ее успех зависит от той социальной, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Рассуждая о профессиональной деятельности, мы придерживаемся позиции многих авторов: в ее основе лежит активность, которая является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Для того, чтобы рассматривать развитие и становление профессионально мобильного человека, необходимо выделить психологические характеристики, которые позволят психологам и педагогам создавать условия для формирования мобильности специалиста.

Список литературы

1. Горюнова Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста// Естествознание и гуманизм. Сб.научных работ. Т.2. №5. Под ред. проф., д.б.н. Н.Н. Ильинских. - Томск: Томский государственный университет, Сибирский государственный медицинский университет, 2005. - С.8-11.

2. Каплина С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. на соиск. уч.ст. докт. пед. наук. – Чебоксары, 2008. – С.47.

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 240с.

 



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Социальная тревожность: что это такое и как избавиться от неё?
  • Митинги, социальная активность и здоровье
  • Архетип — Социальная роль или грань моей личности?
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ох уж эти люди - социальная панорама личности на практике
  • Социальная панорама личности - карта реальности, в которой мы живем
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • С места в карьер или как происходит развитие личности
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Похвала как инструмент для формирования самодостаточной личности
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь