Профилактика профессиональной деформации

Известно, что труд положительно влияет на психику человека: за время профессионального становления у работника развиваются качества, максимально востребованные в его виде деятельности, таким образом, личность совершенствуется. С другой стороны, исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же работы накладывает определенный негативный отпечаток на личность человека: качества, не востребованные в профессии, постепенно исчезают; качества, востребованные чрезмерно, - искажаются.

Изменения психических свойств личности, наступающие под влиянием выполнения профессиональной деятельности, называются профессиональной деформацией.

Она наступает в силу того, что каждый человеческий поступок рикошетом влияет на нервно-мозговую структуру человека и, следовательно, на его поведение в целом. Например, известна зависимость «когда людям грустно, - они плачут, когда весело - смеются, в состоянии гнева и ярости они сжимают кулаки, скрежещут зубами и т.д.» Менее известна, но столь же несомненна обратная зависимость: часто достаточно рассмеяться, чтобы вызвать «веселое» настроение; можно принять грустную позу, чтобы загрустить; достаточно воспроизвести акты и мимику гнева, чтобы прийти в ярость.

Поскольку всякое действие оказывает влияние на личность человека, тем большее значение получают акты и поступки, многократно повторяемые, в том числе и профессиональные.

Профессиональные акты деформируют человека всесторонне, и чем они дольше, специфичнее, тяжелее для приспособления, тем сильнее их влияние на организм.

Основные формы влияния профессии на человека можно условно разделить на соматическую деформацию, деформацию внешнего образа человека и его психики.

Соматическая деформация человека

СОМА в переводе с греческого означает «тело, туловище». Соматическая деформация происходит таким образом, чтобы тело человека избегало бесполезной траты энергии, а именно она подразумевает атрофию ненужных для данной работы органов и гипертрофию или трансформацию органов, служащих для выполнения профессиональных актов.

Например, широко известно огрубление кожи рук у лиц, занимающихся «черной» работой (дровосеков, столяров, землекопов и т.д.), и наоборот гистологическое смягчение кожи рук у лиц, занимающихся умственным трудом; искривление позвоночника у лиц, много времени проводящих за письменным столом; «катаральное состояние горла» - у лиц, много говорящих и т.д. Эта деформирующая роль профессии в данном отношении столь значительна, что ряд авторов не без основания доказывает профессиональное происхождение различных вариаций Homo sapiens.

Деформация внешнего образа человека

Прямо или косвенно профессия человека определяет, как он одевается, как какой машине добирается до работы, его прическу, выбор аксессуаров. Но, главное, профессиональные акты накладывают определенный отпечаток на движение человека, его осанку. «Манера держаться» во многих случаях красноречива, например, плавные и величественные движения священников, «качающаяся» походка матросов, «военная выправка» офицеров и пр.

Деформация проявляется и в речи человека – она оказывает влияние на способы выговаривания слов, конструкцию фразы и особенно терминологию.

Деформация психики человека

Члены одной и той же профессиональной группы во многом схожи именно в тех свойствах, которые требуются данной профессии. В процессе профессионального становления эта схожесть (и отличие от представителей других профессий) усиливается – происходит психическая деформация.

Например, профессия может требовать от человека постоянной концентрации внимания, особых логических способностей, способностей различать малейшие оттенки цветов и т.д.

Проявляется одна и в быту, например, программист, приходящий к вам в гости, оценит мощный компьютер, терапевт – ваше здоровье, домохозяйка – чистоту в вашем доме.

Кроме того, психическая деформация способствует повышению субъективной важности своей профессии у работника. Особым проявлением этого служит своеобразный «корпоративный дух», выражающийся в солидарности, единстве интересов, сходстве мировоззрения и «профессиональной этике».

К сожалению, профдеформация сулит и негативные последствия. Эти последствия можно условно разделить на 3 блока:

Деформация, обусловленная непосредственным влиянием объекта труда, может проявляться в следующем:

-        использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и другими лицами;

-        пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к личности;

-        поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

-        подозрительность, цинизм;

-        утрата способности к эмпатии, сочувствию;

-        скепсис относительно силы закона, государства и его политической системы (для госслужащих).

Деформация, обусловленная рабочей средой, условиями труда профессионала (так называемая «должностная» деформация), может проявляться в следующем:

-        чувство неограниченности властных полномочий;

-        стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

-        чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; отсутствие самокритики;

-        нетерпимость к мнению других и критике;

-        чинопочитание, угодничество;

-        замкнутость;

-        хроническая усталость, что подразумевает не просто физическое или нервное истощение (что время от времени испытывает каждый), а «хронический стресс нервной системы».

-        перенос своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения;

-        бюрократичность и излишний формализм в работе.

Деформация, исходящая от депривации, т.е. от лишения возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей, выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь. При этом человек может допускать нарушения морально-этических норм, неправомерные поступки и т.д.

Очевидно, что профессиональной деформации наиболее подвержены профессии типа «человек-человек». Это связано с необходимостью непосредственного, каждодневного общения с людьми, пребывающими в разных, порой негативных эмоциональных состояниях. Специфика профессиональной деформации в данном случае состоит в следующем:

-        Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека. Темпы её увеличиваются после пяти лет работы, более глубокая деформация происходит после десяти лет.

-        Профессиональная деформация у представителей данного типа имеет более глубокие корни и яркие проявления.

-        Деформация часто происходит по одному из шести сценариев:

Сценарий «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.

Сценарий «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

Сценарий догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутрилич-ностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Сценарий «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Сценарий «оптимального» ролевого поведения», при котором неадекватная, негативная линия поведения оценивается как наиболее оптимальная для приспособления к некоторым служебным ситуациям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для взаимодействия с несговорчивым, сомневающимся человеком и т.д.

Сценарий «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективной деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она вынуждена играть на работе. Здесь можно столкнуться с проблемой соответствующей иерархии ценностей человека, в которой он ставит работу выше всей остальных приоритетов: семьи, здоровья и т.п.

Определить степень своей идентификации с профессиональной ролью можно за счет следующего упражнения:

Нарисуйте «колесо жизни», т.е. круг. Разделите его на 8 равных частей. Дайте название каждой части, указав важные для вас жизненные сферы, например, работа, семья, здоровье, развитие, отдых, хобби, друзья, общественная жизнь, духовный рост. Оцените по десятибалльной шкале важность для вас каждого из компонентов. Отметьте эти цифры внутри круга по шкале от 1 до 10 и соедините между собой.

Теперь необходимо оценить органичность этого колеса, оно перекошено или более-менее ровное? Если оно перекошено за счет любого из компонентов, будьте уверены, далеко такое колесо не уедет, поэтому необходимо взглянуть на него более объективно и спросить себя: за счёт чего я могу подтянуть недостающие компоненты и не надо ли понизить значимость столь выдающихся из общей картины сегментов?

Если же идентификация с профессией исходит не от ценностей человека, а от сложившейся извне ситуации, тогда перед нами встает уже другая проблема, которую можно охарактеризовать как:

«Каждый день мне поступает задач больше, чем могу выполнить. Количество отложенных задач все увеличивается и увеличивается, а хаос возрастает. Как это остановить?» Это вопрос актуален для многих, если не для всех, работников. Многие знакомы с чувством беспомощности, которые испытывает человек под натиском входящих задач и не уменьшающегося списка дел. Советы, приведенные ниже, не смогут избавить от дел, но избавить от состояния беспомощности они в силе:

1. Просто остановиться…

1. … точнее остановить входящий поток. Нельзя привести в порядок задачи, пока они продолжают поступать бурным потоком. Так что остановите поток. В общем, совет номер 1 – соберите все задачи в один список и не принимайте новые, пока не наведете порядок в списке. Ремарка – список дел находится «в порядке» не тогда, когда они все выполнены, а когда вы понимаете все, что нужно сделать, чувствуете определенный контроль и довольны собой. Последний пункт наиболее важный. Пользоваться этим советом можно по мере необходимости, но час в неделю каждый способен уделить осмыслению того, что уже имеется в наличии, не беря на душу дополнительные задачи.

2. Оценить временные затраты.

Следующее, что необходимо сделать, это оценить, сколько времени понадобится для каждой задачи. Высокая точность оценки здесь не нужна. Оцените «на глазок». Главное чтобы вы смогли понять – сколько всего времени надо потратить, чтобы выполнить все задачи в списке. Может получиться так, что по предварительным оценкам на весь список потребуется 2 месяца чистого рабочего времени. Если эти задачи не распределены во времени, таким образом, чтобы вы реально могли их выполнить, значит, список абсурден и требует оптимизации.

3. Оптимизировать список.

Это дело непростое по одной причине – требуется серьезная и критическая оценка своих дел.

Необходимо стараться наиболее важные дела разрешать в трёхдневный срок с момента поступления, иначе они «падут» под ворохом вновь поступивших заданий. Таким образом, если задачи добавлены в последние два дня — проверьте, можно ли их поставить в расписание на завтра. Если задачи «висят» уже больше трех дней, примите в отношении их одно из трёх решений:

1. Сделать немедленно. В эту категорию попадают задачи, которые пробыли в списке много дней, но в итоге их выполнение занимает около полчаса.

2. Если задачу нельзя выполнить немедленно — необходимо решительно найти для нее время. Пусть даже через полгода. Главное, знать, что вы уже отвели на неё время и, когда оно придёт, обязательно ею займётесь.

3. Занести в список «Когда-нибудь / может быть». Задачи из этого списка редко выполняются и проверяются не чаще раза в месяц. Теоретически, можно вообще не вести такой список, но обычно человек чувствует себя лучше, если знает, что может вносить в такой список дела, когда он чувствует вину или ему не хватает решительности, чтобы сразу о них забыть.

Еще можно вести так называемый «лист ожидания». Работает он так: если вы послали кому-то письмо или просто ждете отклика на какую-то тему — заносите это в список. Так вы не упустите из вида то, чего ждете, и при необходимости сможете повторить запрос. Проще вести этот список в электронном варианте и настроить напоминания на нужные дни.

Отдайте другим все, что они могут сделать без вас. Есть сомнения? Думаете, вы справитесь лучше? Все равно отдайте и поставьте напоминание о контроле.

4. Согласовывать последовательность задач с самим собой

Известен не раз доказанный на практике принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни. Например, согласно этому закону, 20% преступников совершают 80% преступлений.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. К примеру, многие люди, как только пришли с утра на работу, не могут сразу же включиться в рабочий процесс. Им нужно пообщаться с коллегами, выпить чашечку кофе или сделать что-то ещё, что поможет им настроиться на рабочий лад.

Кстати, на счёт этого существуют два противоположных мнения: кто-то утверждает, что ему проще сначала выполнить 1-2 нейтральных (или даже приятных) задания для раскачки и входа в рабочий режим, кому-то больше подходит противоположное – сделать самое неприятное вначале, а потом иметь превосходное настроение от выполненного дела на весь оставшийся день.

Таким образом, если осознание того, что что-то неприятное необходимо будет вскоре сделать, вас дезорганизует и вводит в апатию, начните делать это немедленно. Если весь ваш организм сигнализирует о том, что он не хочет выполнять неприятную задачу прямо сейчас, сделайте сначала что-то легкое и нейтральное. Но потом обязательно вернитесь к сложной задаче и, сделав её, поблагодарите себя чашечкой кофе или чем-то еще позитивным для вас. Варьируйте своё поведение, прислушивайтесь к своему эмоциональному состоянию и хвалите себя. Хвалить себя можно и нужно. Скажите себе, что Вы хорошо и плодотворно поработали. Комплимент, произнесенный вслух, даже самому себе, оказывает благотворное воздействие не только на эмоциональное состояние в целом, но также и на последующую продуктивность.

Откажитесь от жестких рамок там, где это возможно. Жесткое планирование является врагом человека в ситуации цейтнота, оно эффективно лишь в ситуации относительно стабильного контроля. Не загоняйте себя в тупик там, где вас об этом никто не просит. Одна задача в один момент времени.

Возвращаясь к вышесказанному, профессия человека - это одна из социальных ролей, которые он играет. Противостоять профессиональной деформации можно сознательным усилием по овладению выходом из роли.

Для этого желательно найди сигнал, примету, по которой будет понятно, что время для профессиональной роли завершилось. Например, на пороге своего дома можно визуально представить границу между двумя мирами - миром работы и миром дома, глубоко вздохнуть и отряхнуться, перешагивая через нее. Сознательное усилие должно продолжаться несколько недель, чтобы закрепиться и стать естественным.

Однако для того, чтобы человек чувствовал себя «вышедшим из роли работника» не достаточно уйти домой с работы.

Что делает работник дома? Правильно, работает. И даже когда он заставил себя взять тайм-аут для того, чтобы набраться сил, он думает о работе, о том, что делал бы, если бы работал.

Настоящего трудоголика отличает не то, что он много и продуктивно работает, а то, что он мало или практически вообще не отдыхает и то, что даже на отдыхе он работает. Многим знакомы эти два состояния. При этом не многие представляют, что можно отдыхать меньше, но продуктивней. По поводу продуктивности отдыха существуют два правила:

1)      Делайте свой отдых структурированным. Человеку запоминается то, что им прочувствовано, прожито, оставило эмоциональный след. Поэтому старайтесь насытить выходной приятными событиями, заранее планируйте то хорошее, приятное, что Вы собираетесь на выходных делать. Даже если в планах отдыхать, лежа на диване с книгой, – это должна быть интересная книга, которую хочется читать и «момента встречи» с которой Вы будете ждать. Нельзя превращать отдых просто в «переживание промежутка между работой».

Структурировать свой отдых можно не только в выходные дни, но и во время отвлечений от работы в будни.

Полезно в течение рабочего дня иметь рядом с собой блокнотик и записывать в него все посторонние идеи и задачи, которые приходят вам в голову. Например, «быстренько посмотреть цену наживок на окуня», «посмотреть расписание киносеансов» и даже «узнать новости про футбол». Когда начнется время отдыха, тогда откроете этот блокнотик и пойдете по пунктам смотреть и узнавать.

Можно обратить внимания на следующий факт: если обычного человека спросить, что он за трудовой день сделал, он поразмыслит немного, а потом более-менее сбивчиво изложит все события дня. Если у него спросить, как он отдыхал, он, скорее всего, скажет «Просто…», «Да я не знаю…», будет использовать наречия, придающие его словам меньшую значимость «немного», «слегка», «чуть-чуть» и т.д. Отсюда второе правило.

2)      Нельзя позволять себе чувствовать вину за то, что Вы отдыхаете, а не работаете. Конечно, при условии, если это Ваш законный выходной.

И даже в будни, чем бы вы ни занимались, ваша производительность будет гораздо выше, если вы будете делать небольшой перерыв хотя бы раз в час. И большой перерыв один раз за несколько часов. Встаньте, потянитесь, пройдитесь и дайте своим мозгам, глазам и рукам хоть небольшую разрядку.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Что делать, если целей много, а времени на все не хватает?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Мысли позитивно и займись лучше йогой». Что нельзя говорить, если у человека стресс
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь