Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?

Можно ли перевоспитать человека и как это сделать

 

Большинство из наших привычек и способов действовать являются приобретенными и выученными, а это значит, что все они поддаются корректировкам и изменениям, иными словами - себя и других можно перевоспитать. А вот как этого добиться - вопрос волнующий многих!

 


Все мы знаем про тот самый "кнут и пряник" в воспитании детей, взрослых и даже животных. Но к сожалению, мы не всегда правильно умеем трактовать этот подход. Я хочу рассказать вам о его особенностях, плюсах и минусах.

Начнем пожалуй, с крушения иллюзий: Изменить поведение человека с помощью наказания Н_Е_В_О_З_М_О_Ж_Н_О!
Как там говорят "выбить дурь"? Ну выбить то ее сейчас может и удастся (а вернее сказать - надломить личность), но чем это потом обернется рассуждать можно долго. Это же касается и любого другого вида наказания.
 
А теперь к главному: Существует 3 способа повлиять на изменение человека:
1. Подкрепление его "правильных"* действий
2. Наказание его "неправильных"* действий
3. Игнорирование его действий

О втором способе выше уже было сказано. Третий способ формирует внутреннюю беспомощность, в итоге человек  теряется и попросту не знает как ему поступать.
Ну и как Вы уже, наверное, поняли - подробней мы остановимся на первом способе, который дает большие шансы (я не волшебник, гарантий не обещаю), что позитивное поведение сохранится. И тут Вы спросите как же сделать так чтоб это позитивное, т.е. "правильное" поведение вообще появилось?
Отвечаю: Подкрепление бывает двух видов. Позитивное и негативное. Но давайте не будем забывать, что и то и другое является подкреплением, а отсюда получаем, что:
Позитивное подкрепление - это когда человек за "правильное" действие получает что-то НУЖНОЕ или ИНТЕРЕСНОЕ для себя. (например: Если ты сейчас нальешь мне чай, то можешь съесть мою шоколадку. При условии, что мы знаем, что он(а) шоколадку действительно хочет).
Негативное подкрепление - это когда человек за "правильное" действие освобождается от чего-то НЕПРИЯТНОГО для себя. (Например: Если ты завтра приготовишь завтрак, то в магазин за продуктами можешь не идти. При условии, что мы знаем, что он(а) не любит ходить за продуктами).

А теперь несколько дополнений к общим правилам:
- деньги в качестве подкрепления не стоит использовать (если речь идет не о бизнесе или стипендии).
- если подкрепление применяется к детям, то оно должно выполняться сразу (Т.е. если на взрослого подействует договоренность "действие сейчас, а награда через неделю", то с ребенком такое не сработает).
- важно конкретно обозначать задачи (к примеру, "сделать уборку" для одного значит просто помыть полы, а для другого это список из 10 пунктов, на выполнение которых затрачивается пол дня)
- хорошо срабатывают какие-то символические подкрепления (вспомните лайки и пятерки в соц.сетях, медали, грамоты и т.п.)
Представим ситуацию 1: девушка (назовем ее Машей) и молодой человек (пусть будет Сашей) состоят в браке. Маша недовольна уровнем дохода мужа и постоянно жалуется родным и друзьям, что их семья не может себе позволить каких-то материальных ценностей. При этом Саша слыша жалобы, в очередной раз испытывает негативные чувства и считает себя виноватым. На лицо здесь негативное подкрепление действий Саши: мало заработал, получил наказание в виде осуждение, да еще и прилюдного. Все недовольны, но дело сделано...
Ситуация 2: Маша понимая, что денег в семье не хватает, начинает в окружении всё тех же друзей и родственников отмечать, что благодаря Сашиным стараниям и заработку у них появился новый утюг/комод/телевизор/автомобиль/дом и далее по их списку (естественно речь должна идти о реальных вещах и искренне. Ни в коем случае нельзя делать это с иронией или сарказмом). Позитивное подкрепление очевидно.

Покажите мне мужчину, который не стремится к покорению новых вершин, когда предыдущие достигнуты и отмечены окружающими!

 
В итоге что мы имеем: человек замотивирован на действия и делает что-то с радостью и предвкушением "награды" - раз. И во вторых - в его подсознании откладывается позитивный опыт выполнения действий, которые раньше он делать не хотел, а соответственно со временем эти действия могут сформировать новую привычку или манеру поведения.
Главное правило - не забывайте позитивно подкреплять и хвалить то, что вам нравится в себе или в других! 


* - Понятия "правильный" и "неправильный" являются весьма субъективными, в данном тексте они отображают желаемое и нежелательное.



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Я для себя" - что это?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь