Профессиональная деформация сотрудников системы МВД

Автор статьи: Анастасия Ткачёва
Профессиональная деформация сотрудников системы МВД

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет)  выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты(Безносов С.П., ЗеерЭ.Ф., БорисоваС.Е. и др.) утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на  личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению  профессиональных обязанностей. В таком случае говорят о возникновении профессиональной деформации личности.

Э.Ф. Зеер так определяет понятие «Профессиональная деформация» - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности"[4,с.149].             

   Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим[5].

Профессиональной деформации подвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовный розыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясь с преступным миром, с различного рода преступлениями - убийства, грабежи, кражи, изнасилования, сотрудник милиции должен всегда оставаться человеком, верным принципам общечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкает к особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатывается нетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется, отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты(Грановская Р.М., Маркова А.К., Трунов Д.Г.), - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения[6].

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

ü детальную правовую регламентацию деятельности, что может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

ü наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

ü психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

ü экстремальность деятельности и т.д.

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

ü неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

ü  недостаточная профессиональная подготовленность;

ü профессиональные установки;

ü особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

ü  изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

ü неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

ü неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

ü низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.)[3].

Борисова С.Е. в своей диссертации выделяет группу проявлений, связанных с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре.

Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов:

1. Стереотип "начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым" меняет       структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы  наказанием за проступок, приказное общение.

2. Стереотип "начальник всегда прав" отрицательно влияет на самостоятельность       решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

3.  Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к  внутри личностным конфликтам, если имеется собственное мнение о  необходимости действовать по-другому.

4. Стереотип "маленького человека" ведет к снижению профессиональной   самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

5. Стереотип "оптимального" ролевого поведения часто выступает как механизм       приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.

6. Стереотип "нахождения виновного" оправдывает все действия по нахождению      виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных  причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются[2].

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения      работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности:

ü рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.);

ü вымещения (например, словесного оскорбления задержанных, избиения их и т.п.);

ü замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.);

ü изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне  рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и  др.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.

Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех  групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной    деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры  в работе; развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка; формирование у работников установки на следование в работе кодексу   профессиональной чести; совершенствование стиля и методов управления персоналом;  формирование оптимального морально-психологического климата в службах и     подразделениях органов правопорядка [5].

Сейчас обнаруживается нехватка экспериментальных данных о профессиональной деформации сотрудников силовых структур, поэтому в будущем  мы планируем заняться практическими исследованиями в этой проблемы.

 

Библиографический список:

  1. Безносов С.П., Профессиональная деформация личности.- Спб.:Речь,2004.-272с.
  2. Борисова С.Е., Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. - Автореф. канд. дисс. - М., 1998.
  3. Буданов А.В., Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
  4. 4.     Зеер Э.Ф., Психология профессий.- Екатеринбург.2003.321с.
  5. Ибрагимов М. М., Куличенко В. В., Сьедин Б. Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990.
  6. Недурова Т.В., Социально- психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.-автореф.дисс….канд.психол.наук./Недурова Татьяна Валерьевна;Курск,гос.мед.ун-т.-Курск,2007 г.-26с.
  7. 7.     Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001
  8. 8.     Тюлюпергенева Раушан Жомартовна., Влияние дефицитарных психических состояний на формирование профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов (На примере Республики Казахстан) : Дис. ... канд. психол. наук : Москва, 2004.- 194c.


Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внешние причины профессиональной деформации сотрудников
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Профилактика профессиональной деформации
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Смена профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников Департамента охраны МВД.
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Стереотип восприятия правоохранительных органов
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • "Книжная" классификация людей в профессиональной сфере
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь