Хотите, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе, мог опираться на себя, свои желания, умения, свою интуицию? Чтобы реализовал свой потенциал? Тогда полезно обратить внимание на формирование его самооценки.
Самооценка - это внутреннее представление человека о себе, о том, какой он, что он может и умеет. Она определяет, насколько устойчиво идет человек по жизни.
Самооценка, сформировавшись в детстве, остается неизменной и сопровождает человека всю жизнь. Для ее изменения требуются большие и длительные усилия. На формирование самооценки оказывают влияние, в первую очередь родители (близкое окружение), особенности ребенка, сверстники и учителя.
Всем хорошо известны люди, много знающие и умеющие, тем не менее недовольные собой, считающие, что они все делают недостаточно хорошо. Налицо влияние родителей. Все послания, адресованные ребенку, до 6 лет без критики принимаются им и перемещаются в бессознательное, превращаются во внутренних критиков или в способность ребенка поддерживать самого себя. Если ребенок часто слышит: ”Ты делаешь не так”, “Какой же ты неряха”, “У тебя никогда ничего не получается”, то нетрудно догадаться, какое представление о себе у него формируется. Высказывания могут касаться внешнего вида ребенка, особенностей его характера, способов его реагирования и т.д. Родители постоянно сообщают ребенку, какой он. И поэтому им очень важно отслеживать то, что они транслируют своему чаду. В этом потоке информации полезно обратить внимание на следующее:
“Поглаживаний” должно быть, как минимум, в 3 раза больше , чем критики. “Поглаживаниями” называют позитивные высказывания о ребенке (ниже остановлюсь на этом более подробно). Недовольство, критика - очень разрушительны, поэтому их доля должна быть ниже для формирования позитивного представления ребенка о себе. Адектватная самооценка малыша, а впоследствии и взрослого человека важна для того, чтобы он хорошо адаптировался в социуме, мог ставить перед собой цели и достигать их.
Хочется привести пример: Мальчик 6 лет начал агрессивно вести себя с детьми в детском саду, и чем больше его наказывали, тем более неуправляемым становилось его поведение. К психологу обратились воспитатели, когда мальчик стал совсем неуправляемым. После консультации психолога, воспитатели стали “выращивать” социально приемлемое поведение мальчика. Для этого они сконцентрировались на том, что ребенок делает хорошо. Он хорошо кушал. Воспитатели стали говорить, что мальчик хорошо кушает, что им нравится, как он кушает и т.д. Родителям тоже были даны рекомендации обращать внимание на то, в чем ребенок хорош. Постепенно поведение мальчика нормализовалось.
Обычно родители используют слова “молодец” и “хорошо”. Частое их употребление может сформировать перфекционистов. Ребенок понимает,что если он делает хорошо и отлично, то достоин любви и принятия, в противном случае он лишается внимания родителей (внимание является наиболее ценным для ребенка)Ниже я хочу привести фразы, которые полезно говорить ребенку для его гармоничного развития. ВНИМАНИЕ! эти фразы не должны быть ложью. Например: Родитель говорит, что любит ребенка, а сам в это время подавляет гнев. Ребенок получает двойное послание: на словах одно, а на эмоциональном уровне - другое. Такое послание разбалансирует человека: не понятно, чему верить. Не зря такой вид противоречивых посланий называется шизофреническим.
Опишите, что вы видите:
Я вижу, тебе очень нравится рисовать.Какие яркие краски ты используешь! Я вижу, что ты очень постарался! Я вижу, ты сам выбрал себе одежду! Я вижу, как аккуратно ты сложил свою пижамку. Я вижу, что ты сам убрал со стола!
Опишите, что вы слышите:
Я слышу, как ты тихо разговариваешь, когда папа спит. Я слышу твой звонкий смех. Я слышу, как ты весело поешь. Я слышу, как ты договариваешься с сестренкой.
Опишите, что вы чувствуете:
Мне так приятно заходить в такую чистую комнату. Когда смотрю на яркие шарики на твоём рисунке, мне так радостно. Я так рада, когда ты дома. Мне очень приятно, когда ты так говоришь. Я так счастлива, что ты у нас есть. Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь.
Покажите веру в ребенка:
Я принимаю твоё решение. Это непросто, но у тебя обязательно получится.У тебя всё получается, если ты только захочешь. Ты всё верно делаешь. Ты всё правильно понимаешь. Как у тебя это получилось? Научи меня, как это у тебя получается. Ты делаешь это лучше чем я.
Обратите внимание на время, проведенное вместе:
Я очень люблю заниматься и играть с тобой. Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра. С тобой очень интересно. Мне очень понравилось, как мы поиграли. Я рада, что ты дома.
Обратите внимания на усилия и старания ребенка:
Как ты стараешься! Я вижу, как сильно ты старался. Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось! Получается очень здорово. Могу представить, сколько времени на это ушло! Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!Твои труды привели к хорошему результату!
Благодарите за помощь и вклад:
Спасибо больше тебе за то, что ты… (за конкретное дело). Спасибо большое за твою помощь. Спасибо за твоё понимание. Ты мне так хорошо помогаешь!Благодаря тебе я всё закончила быстрее.
Помогите ребенку самому оценить свой результат:
Представляю, как тебе самому приятно!Что тебе здесь самому больше всего нравится?А что ты сам думаешь об этом?А как тебе самому кажется?А тебе самому как бы хотелось?
Иногда родители неверно полагают, что послания ребенку: ”Ты лучше всех”, “Ты умнее всех” и.т.д. формирует у ребенка позитивное отношение к себе. В действительности получается обратный результат. Невозможно быть умнее всех, красивее всех. Ребенок это видит и самооценка снижается (он не соответствует родительским посланиям).
Самооценка ребенка может снижаться в результате объективных обстоятельств. Например, у детей с ограниченными возможностями: при нарушении моторных функций, при дисграфиях, дислексиях и т.п.. Сравнивая себя с окружающими, ребенок видит свою несостоятельность. Если не учитывать особенности ребенка и развивать его по обычной программе, ребенок будет вынужден совершать сверхусилия и не получать положительного результата. У него будет повышаться тревожность, может сформироваться дезадаптивное поведение или психосоматика.
Для начала нужно определить тот уровень развития ребенка, который у него есть, что он действительно может. Для этого проводится диагностика двигательных функций, восприятия, памяти, мышления, речи, коммуникации. При развитии таких детей нужно работать в зоне ближайшего развития ребенка. Это та область, в которой они могут достичь результатов при помощи взрослого. Многократно получая удовольствие от своих достижений, дети начинают ощущать свои возможности. При этом родителям очень полезно проговаривать детям, что взрослые видят, что слышат, что чувствуют. Например: “Я вижу, как ты ставишь кубик на кубик. Мне нравится, что ты такой старательный”. Если ребенок испытывает значительные трудности в собирании башни, можно комментировать каждое действие ребенка: “Ты поставил кубик. Как ты аккуратно взял второй кубик! Вижу, как ты стараешься. Ты поставил кубик на кубик и аккуратно разжал пальцы... Таким образом родители вкладывают свое внимание в деятельность своих детей и тем самым стимулируют детей совершать целенаправленную деятельность, и, как следствие, достигать результата.Есть еще одна важная деталь. Ребенок видит, чувствует свои отличия от других детей. И рано или поздно у него возникнут вопросы: “Что со мной?”, “Почему у меня так?”. Ответ: “Это твоя особенность” воспринимается намного легче, чем “Это твой недостаток, это твоя проблема”. Родителям тоже легче воспринимать своего ребенка как ребенка с особенностями.Часто бывает полезно подарить ребенку игрушку, животное с такими же особенностями. Это может быть мягкая игрушка, сшитая на заказ или котенок, щенок. Наличие такого друга даст ребенку ощущение большей защищенности и принадлежности. Будет способствовать гармонизации его эмоционального состояния.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.