В этой статье хочу рассказать о периоде между детством и юностью. О подростковом возрасте. Казалось бы, эта тема освещена со всех сторон специалистами разного уровня но, к сожалению проблемы этого возраста, часто остаются нерешёнными, а это в свою очередь приводит к печальным последствиям. У подростков, с которыми работаю, я всё чаще диагностирую различный уровень депрессии. От лёгкой формы, до тяжёлой. Кроме того, по результатам тестирования вижу, что подростки «оторваны» от реальности. Они буквально «витают в облаках» и испытывают затруднения в установлении реальных социальных контактов со сверстниками. Я предполагаю что, недостаточность или полное отсутствие реального неформального общения подростков между собой, и высокий уровень учебной нагрузки являются важными причинами депрессии у подростков.
Начну по порядку.
Подростковый возраст начинается в 10-11 лет и заканчивается в возрасте, когда человек стал самостоятельным и финансово независимым. Подросток - ещё не взрослый, но и уже не совсем ребёнок. На образном уровне человек находящийся в подростковом возрасте мне представляется в не очень устойчивой позиции. Одной ногой он стоит в «детстве», а другой уже шагнул во «взрослость».
В подростковом возрасте меняется гормональный фон организма. Меняется тело, подростку приходится учиться принимать своё новое тело и свой новый образ. И тем самым ответить себе на вопрос: «Какой Я?» Кроме того взрослеющему человеку необходимо ответить себе на вопрос: «кто Я?».
Каждому возрастному периоду соответствует ведущий вид деятельности. У подростков это ОБЩЕНИЕ. Общаясь, они находят для себя значимых людей, учатся выстраивать систему отношений. Учатся быть принятыми группой, а потом выделяться среди многих, и выделять «своего человека». Учатся создавать интимные отношения. Могут «пробовать» разные роли. И «репетировать» отделение от родительской семьи.
Можно сказать, что подростковый возраст, это период подготовки к взрослой жизни, а общение даёт возможность научиться и отработать необходимые навыки.
Конечно, тут мне могут возразить, что те кого, выберет подросток для общения, может быть совсем неподходящей компанией. И научиться он может не тому, чему нужно. Но тут уж зависит от того, что в него уже вложили. И как близкие люди будут воспринимать его взросление.
Многие родители не «слышат» своих взрослеющих детей, а потому не знают их потребностей. Требуют, контролируют. И вроде бы всё делают для счастливого будущего ребёнка. Учат, развивают. Школьники кроме занятий в школе занимаются дополнительно с репетиторами. Посещают кружки и секции (хорошо если с удовольствием, а не по обязательствам, что когда то начал и теперь нужно продолжать). На общение не хватает времени. Или график отдыха не совпадают с тем, с кем бы хотелось пообщаться поближе. Дети учатся минимум шесть дней в неделю. В качестве друзей называют игрушки, или вымышленные персонажи. И похоже на то, что не очень верят в соё счастливое будущее, ради которого они сейчас так напрягаются и жертвуют самым важным – ОБЩЕНИЕМ.
В завершение притча
Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их десятилетнему сыну. — Что вы будете заказывать? Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнес: — Я бы хотел хот-дог. Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать: — Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью. Официантка проигнорировала ее слова. — Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика. — С кетчупом. — Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню. За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал: — Знаете что? Она думает, что я настоящий! (с) Энтони де Мелло "Когда Бог смеется"
Если хотите обсудить эту тему, пишите, мне интересно Ваше мнение по этому вопросу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.