Самоубийство в подростковом возрасте

Самоубийство в подростковом возрасте

Согласно данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков (источник: http://www.rg.ru/2012/08/23/suicide.html). Об этой проблеме не принято говорить вслух. Я-родитель встретился с психологом Еленой Шалашугиной для того, чтобы понять, что толкает ребенка на этот шаг? Как зарождается в голове маленького человека идея о том, чтобы покончить жизнь самоубийством? Какие факторы этому способствуют и как вести себя родителям?

Елена, можно ли выделить возраст подростка, с которого проблема суицида становится актуальной?

Для начала предлагаю определиться с терминологией и оставить суициды, являющиеся следствием психического заболевания, врачам-психиатрам. В таком случае разговор пойдет об аутоагрессивной реакции протеста – последнем аргументе подростка, чтобы доказать свою правоту.

Сейчас проблема детского суицида актуализируется примерно с девяти лет. Удивительно, но 30-40 лет назад этого не было. Причем количество суицидов среди детей 5-14 лет возросло в 30 раз. Завершенных самоубийств среди старших подростков у нас в 3 раза больше, чем в Варшаве и Праге, в 4 раза больше, чем в Париже, Лондоне или Нью-Йорке.

С чем это может быть связано?

Прежде всего, это конфликты с родителями; это травля в школе (моббинг, буллинг) и сексуальные проблемы (раньше их не было).

Также очень важно отметить, что все эти факторы (в особенности, последний), становятся еще более угрожающими на фоне подростковой акселерации.

Каким образом акселерация может повлиять на склонность к суициду в подростковый период?

За последние 50 лет произошел очень резкий скачок в физическом развитии подростков. Если взять мальчика 12,5 лет в 60е годы, то количество тестостерона в крови составляло 18 нмоль/л и размер стопы в среднем был 41й. А сейчас количество тестостерона увеличилось и составляет 23 нмоль/л, а средний размер стопы стал 43й. При этом интеллектуальные сферы акселерация совершенно не затронула. Участки коры головного мозга, отвечающие за оценку риска, контроль над импульсами, отставленное удовольствие и принятие решений зреют, как и прежде, только к 24-25 годам. В результате получается, что у мальчика 13-15ти лет тестостерона в крови оказывается больше, чем у зрелого мужчины. Возможность справиться с агрессивными (в том числе с аутоагрессивными) импульсами крайне низка, особенно при неблагоприятных внешних условиях.

Вряд ли можно понять причины столь стремительной акселерации и ее последствий. Но какие-то проблемы можно устранять самостоятельно, в кругу семьи. К примеру, почему конфликт с родителями стоит на первом месте среди проблем, приводящих к суициду?

По данным многочисленных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, риск подросткового суицида очень велик в семьях с нарушенной коммуникацией (члены семьи слушают друг друга, но не слышат), где преобладают перфекционистские родительские установки (либо идеально, либо никак), где ребенка отвергают эмоционально (накормлен, одет, обут, и ладно), где авторитет одного из родителей тотально подавляет волю как другого родителя, так и ребенка. В таких семьях подростку для выражения несогласия и утверждения собственного мнения часто остается лишь одно средство – самоубийство.

Кроме того, говоря о подростковых суицидах, нельзя пройти мимо такого факта, как антиципационная несостоятельность подавляющего большинства 13-16 летних.

 

Как можно расшифровать данный термин?

Это отсутствие способности предвосхищать последствия собственных действий.Согласно проведенным исследованиям, меньше 20 процентов подростков всерьез осознают, что последует, если, к примеру, спрыгнуть с девятого этажа. Интеллектуально «смерть для других» они признают, а вот для себя на эмоциональном уровне фактически отрицают.

Одной из проблем, с которыми обращаются подростки и которая также может привести к печальному финалу, вы отметили травлю в школе.

Да, это действительно так. Проблема буллинга является острой и актуальной для системы образования большинства стран. Теорий буллинга множество, однако в целом можно описать это проявление агрессии следующим образом: есть преследователь, агрессор (булер), есть «жертва» и есть свидетель.

Как зарождается агрессия в ребёнке?

Чаще всего это результат нарушения привязанности, «выросшее» из-за эмоционального отвержения ребенка в семье, в которой родители, кроме всего прочего, не гнушались и физическим наказанием. Ребенок, выросший в такой среде, усвоит лишь одну мысль: главное в этом мире – сила. Такому подростку не нужно, чтобы его любили – ему нужно, чтобы его боялись. Таким образом, любое проявление агрессии свидетельствует о проблемах с самооценкой и ценностными ориентациями – именно на это, по моему мнению, следует обратить пристальное внимание при создании профилактических программ по борьбе с буллингом.

Что делать жертве булера и родителям, чтобы справиться с проблемой травли?

Очень важно, чтобы ребенок умел обращаться за помощью, был компетентен в сфере коммуникации, владел навыками разрешения конфликтов.

Обучиться навыкам социальной компетенции можно на специальных подростковых тренингах, однако родители вполне могут создать благоприятные условия для социального развития своего ребенка самостоятельно: чаще советуясь с подростком, не нарушая его личностных границ излишним контролем (ключевое слово – излишним), всячески давая ему понять, что он является полноправным членом своей семьи.

Разумеется, без должной реакции со стороны школьной администрации и учителей проблему школьной травли решить не получится, и все же социально «продвинутый» подросток обладает большими шансами справиться с буллингом, чем тот, кто просто решит игнорировать или каким-то образом избегать агрессора.

Если говорить о сексуальных проблемах подростков.

Проблемы сексуального характера – распространённый мотив для совершения самоубийств среди подростков. Неудачный сексуальный дебют у 14-16летнего юноши, даже если партнерша не сделала никаких замечаний по этому поводу, слишком часто в настоящее время приводит к суицидальной попытке: он не состоялся как мужчина (ведь собственная сексуальность воспринимается им как некая данность).

Это происходит из-за того, что подросток не обладает необходимой информацией как о собственной физиологии, так и о психофизиологических нюансах полового акта. В нашей стране вопрос полового воспитания является, по-прежнему, остро дискуссионным. Чаще всего тема секса и сексуальности не обсуждается не только родителями с подросшими детьми, но и между собой. Подобная табуированность отправляет подростка «бороздить» широкие просторы интернета и к сверстникам. К сожалению (или к счастью), что в первом, что во втором случае, достоверность полученной информации оказывается крайне низкой.

Как же вести себя родителям?

Если нет возможности самостоятельно «разложить по полочкам» интимный процесс с точки зрения физиологии, то необходимо обратиться к школе. Мне очень нравится, когда родительский комитет – это не только инициатива собрать деньги к 23 февраля и на 8 марта. Это когда родители организуют дополнительные классные часы. К примеру, приглашают врача-сексолога, который общается отдельно с мальчиками, отдельно с девочками, развеивая многие мифы и, снижая, тем самым, риск суицида из-за сексуальных (а чаще – псевдосексуальных) проблем.

Тут еще нужно сказать о том, что родителям нельзя отвергать и критиковать пассию сына или дочери (разумеется, если на то нет по-настоящему объективных причин, фраза «он/она мне не нравится» к объективным причинам не относится). Таких пассий может быть много, и ни одна из них не стоит эмоционального разрыва и отчужденности с собственным сыном или дочерью, не говоря уже о крайнем варианте этого разрыва – суициде.

Как родителям заметить, что у ребенка появились в голове нехорошие мысли?

К сожалению, в подростковом возрасте характерное для суицида поведение проявляется иначе. Если во взрослом возрасте существуют триггеры, которые указывают на то, что человек готовится совершить самоубийство, то в подростковом возрасте они не так явны. Кроме того, именно в этом возрастном периоде существует такой феномен, как суицидальные эпидемии. Это когда кто-то из сверстников решает покончить жизнь самоубийством, а в знак солидарности его близкие друзья тоже решают прервать свои жизни. При этом никто никого выдавать не будет, поскольку молчание в данном случае – единственная возможность у подростков поддержать друг друга.

Тем не менее, если ребенок заявляет, что покончит жизнь самоубийством, нельзя не обращать на это внимание, вопреки сложившемуся стереотипу. Потому что это не просто демонстративное поведение (кстати говоря, за последние десятилетия количество демонстративных суицидов резко сократилось), это крик о помощи.

Памятка для родителей, чтобы спасти своего ребенка от попытки самоубийства.

- Прежде всего, проанализировать и, при необходимости, приложить максимальные усилия для восстановления коммуникации в семье.

- Пересмотреть предъявляемые к ребенку требования – насколько они объективны и в состоянии ли он их выполнить (если у ребенка отсутствует мотивация учиться, если он эмоционально подавлен, часто болеет – это серьезный повод для пересмотра родительских требований к ребенку).

- Стараться максимально избегать ужесточения контроля и наказания.

- Глазами ребенка посмотреть на его жизнь – тогда многое станет понятным.



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Советы родителям подростков. Как помочь себе, если вы эмоционально не устойчивы
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Могу ли я вновь полюбить своего ребенка? (Родителям подростков)
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Есть ли жизнь после суицида ребенка?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как предупредить суицид. Что можно делать, чтобы угроза суицида миновала наших близких?
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Родителям на заметку. Если вы решили записать ребенка в развивающий центр
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь