|
Ключи в работе со страхами в детском и подростковом возрастеАвтор статьи: Татьяна Григорьевна Бобченко
1. Появление страхов у детей и подростков беспокоит родителей. Их наличие у детей замечают внимательные, заботливые и чуткие по отношению к своим детям родители. Они беспокоятся о состоянии ребенка и своевременно обращаются к специалисту. 2. Это преимущественно мамы. Они звонят или пишут, приходят на первую встречу. Но бывает и так, что обращаются папы. Работая с родителями, я обратила внимание на то, что такие мамы и папы часто беспокойны, тревожны, у них бывают свои страхи. В моей практике есть случаи, когда мама проецирует свой страх на ребенка, думая, что боится он. Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители осознавали 1) свои страхи, 2) какие переживания возникают у них, когда они замечают, что ребенок или подросток боится. 3. Также я проясняю тот фон, на котором в семье у ребенка или подростка появляется страх. Таким фоном являются семейные отношения и переживания на момент обращения за помощью самих родителей. Поэтому первую встречу всегда провожу с родителями. В каждой семье отношения складываются по-разному, но в семьях моих клиентов есть повторяющаяся особенность – проблемы в отношениях: недовольство супругов друг другом, разочарование, конфликты, переживание семейного кризиса, развод. В двух последних случаях (п.2 и п.3) сами родители нуждаются в психологической помощи. В таком случае при наличии запроса я договариваюсь с ними об индивидуальной сессии для них. 4. Перед проведением первой сессии всегда спрашиваю у ребенка, может ли он заниматься один или хочет, чтобы присутствовала мама. Часто на первой – третьей сессии присутствует мама. В этом случае я предлагаю им упражнения на взаимодействия. С третьей-четвертой сессии дети могут и соглашаются работать без мамы. 5. На первой встрече организую знакомство ребенка с новым для него пространством. Прошу рассмотреть, что он видит вокруг себя, что привлекает его внимание, пройти по комнате, ощупать, потрогать, включить, послушать те предметы, оборудование, на которые он обращает внимание. Также важно, чтобы он выбрал для себя удобное место: в какой части комнаты и на чем будет сидеть. Так новое и незнакомое помещение становится исследованным, определенным, понятным, безопасным. 6. Перед работой со страхами важно создать условия для того, чтобы ребенок мог обнаружить и сформировать свои ресурсы. Они помогут справиться с беспокойством, возбуждением при переживании страха, успокоиться. В этом помогают телесно-ориентированные способы саморегуляции, визуализация «Путешествие в волшебный лес», любимая игрушка. 7. Страх – одна из эмоций. Какие эмоции знает ребенок? Какие эмоции и в каких ситуациях переживал? Осознать это помогут упражнения «Звезда чувств» и «Эмоции в теле». 8. В работе я опираюсь на основные знания о страхе и его функциях в жизнедеятельности человека. Страх – базальная эмоция, которая отражает реальную или представляемую человеком угрозу, и побуждает человека изменять поведение – убегать, нападать или замирать. Поэтому страх сигнализирует о наличии опасности и побуждает использовать формы поведения, направленные на обеспечение безопасности. В этом заключается полезная и необходимая для человека функция страха. Приобретение способности регулировать страх в одной ситуации не означает, что в другой ситуации человек перестанет бояться. Знание сущности и функций страха помогает и детям, и родителям понимать, что с ними происходит, и способствует уменьшению беспокойства. Доступными им эти знания становятся посредством информирования, беседы, методов творческого самовыражения. 9. Страх – жизненно необходимая эмоция. Поэтому страх важно ощущать, его наличие осознавать и признавать и исследовать каждый страх.10. В связи с вышесказанным моя работа имеет следующее направление: как ты чувствуешь страх? - когда ты боишься? – что тебя пугает? – чем это для тебя опасно? – что ты делаешь, когда боишься? – как страх тебе мешает и помогает? – кто и что помогает тебе справляться со страхом? 10. Я использую ряд методов и приемов работы Телесно-ориентированные способы саморегуляции: «Расслабляющее дыхание», «Правильное дыхание», «Заземление» - приемы расслабления, успокоения, саморегуляции. Визуализация «Волшебный лес». Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес: деревья, кустарники, цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли тебе на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними. ...Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы. Мультфильмы: «Смешарики. ПИН-код. Без страха и упрека» (сущность страха, ощущение и проявления страха, типы поведения при переживании страха, функции страха), «Волшебные фонарики» (страх темноты, проецирование, интроецирование, ресурсы и саморегуляция при переживании страха), «Ничуть не страшно» (ночные страхи, способы совладания). Сказки: Д. Фролов «Сказка о юном принце и девяти волшебниках чувствах», Т. Холкина, И. Туркина, М. Андрианов и др. «Сказки для боязливых детей». Проективное рисование – изображение образа страха посредством цвета, линий, форм, объектов. Позволяет объективировать и материализовать страх, сделать его видимым, обозреваемым, а значить увидеть со стороны, встретиться с ним, рассмотреть, рассказать о нем, трансформировать.
Девочка, 13 лет. Страх при воспоминаниях о взрывах снарядов. Была свидетелем ввода танков в город, первых взрывов. Упражнение «Мешочек страхов». На листе формата А4 рисуем контур мешка. Предлагаем заполнить этот мешок своими страхами: нарисовать их там. // Андреева Е. Мешочек страхов / / Гештальт-терапия с детьми. Выпуск 2. Наши любимые методики. – Москва, 2010. – С.14-17.
Коллажирование – выбор фотографий и картинок, изображающих страхи, и наклеивание их на лист А3. Коллаж может быть дополнен рисунками и надписями.
Скульптурное моделирование - лепка фигуры страха . Мальчик, 7 лет. Страх нового (пространства, людей) и Пример страха, вылепленного при выполнении упражнения «Ярмарка боюсок» Упражнение «Ярмарка боюсок» // Андреева Е. Мешочек страхов / / Гештальт-терапия с детьми. Выпуск 2. Наши любимые методики. – Москва, 2010. – С.14-17. Упражнение предназначено для групповой работы. Я использую индивидуально. Важно изготовить «боюски» так, чтобы посетители ярмарки захотели купить такие важные товары как страхи. «Боюски» изготавливают из подручных средств (бумага, пластилин, клей, палочки, нитки). После того, как «боюски» изготовлены, необходимо подумать, как их рекламировать для того, чтобы посетители ярмарки захотели их купить. Можно подумать о том: Какая польза от этого страха? Какому ребенку он может пригодиться и для чего? Кому вообще важно иметь такой страх? Например, страх темноты может пригодиться ворам и грабителям, чтобы они не ходили в темноте и не вредили людям. Драматизация – разыгрывание изображенной или вылепленной ситуации с позиции разных персонажей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|