Тренинг «Профилактика учебного стресса»

Прошлой зимой я проводил тренинг для старшеклассников направленный на профилактику учебного стресса и экзаменационного стресса как одного из элементов образовательного процесса. Если для девятиклассников, как показывает опыт, ГИА не вызывает опасений, то вот ЕГЭ в старших классах у некоторых школьников вызывает серьезные проблемы прежде всего в психоэмоциональном плане. Вот для них мною и был специально разработан тренинг.

Всего в группе принимало участие шесть старшеклассниц (девочки вообще гораздо чаще  и охотнее приходят на тренинги ), для которых тема совладания со стрессом оказалась наиболее близка.

Целями группы было снятие эмоционального напряжения, овладение умениями самопомощи и саморегуляции.

Длительность всей программы шесть часов.

В ходе работы группы применялись техники арт-терапии, такие как мандалы, библиотерапия, спектрокарты; техники НЛП; техники образовательной кинесиологии и традиционные для тренингов игры и психогимнастические упражнения.

Работа группы состояла из нескольких этапов:

  1. этап адаптации и работы с целями;
  2. этап работы с личностными ресурсами;
  3. этап подведения итогов и завершения работы группы.

На этапе адаптации участники знакомились с особенностями работы группы, устанавливался регламент работы и правила поведения в группе. На этом этапе наряду с техниками арт-терапии применялись техники социально-психологического тренинга.

Особое внимание уделялось работе с целями участников. К целям предъявлялись следующие требования – они должны быть достижимы, сформулированы в поведенческих терминах, должны быть «экологичными», т.е. вести к позитивным изменениям в  социальной ситуации и соответствовать ей. Цели участников тренинга касались психических состояний в ситуации сдачи экзаменов (например, предстартовое волнение), подготовки к экзаменам. Желаемыми состояниями участников были: спокойствие, уверенность, контроль эмоций.

Также на этом этапе внимание уделялось когнитивным и телесным элементами этих состояний и разнице между желаемыми и не желаемыми состояниями. Для этого применялись спектрокарты и мандалы.

Цель работы на следующем этапе заключалась в определении участниками способов совладания с негативными жизненными ситуациями, способов самоподдержки в стрессовых ситуациях; поиске и закреплении личностных ресурсов на уровне тела; работе с когнитивными аспектами личностных ресурсов и выявления ситуаций, где воздействие стресса минимально или отсутствует; работе с убеждениями.

На этом этапе активно применялись техники арт-терапии, техники образовательной кинесиологии, техники соматической психотерапии, техники когнитивной терапии. Важным элементом работы с личностными ресурсами были домашние задания для отработки и закрепления полученного на тренинге материала в повседневной жизни, контроля за происходящими изменениями и обучения навыкам самопомощи.

При обсуждении результатов домашних заданий участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение.

  На завершающем этапе деятельности группы работа была направлена на получение обратной связи от участников и от тренера, интеграцию полученного опыта, закрепление полученных в результате тренинга позитивных изменений.

Использовавшиеся техники арт-терапии были направлены на поддержку участников тренинга и сбор обратной связи.

Говоря об эффектах от прохождения тренинга, участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение как в ситуациях учебной деятельности, так и в повседневной жизни вне стен школы. Еще одним эффектом от прохождения программы стало  общее улучшение эмоционального фона, расширение знаний о себе засчет погружения в свой внутренний мир и обучения навыкам самопомощи, а также расширение знаний о других участниках группы.

Как говорилось выше, деятельность в группе была направлена на работу с психологическими состояниями участников — изучение состояний, дифференциация состояний, регуляция состояний и достижение необходимых психологических состояний.

Доступ к необходимым состояниям осуществлялся опосредовано, через работу с рисунками, цветом, фотографиями. Поскольку использование и восприятие цвета обусловлено культурными особенностями, личным опытом, данная работа позволила участникам проанализировать состояния связанные с тем или иным цветом, дифференцировать состояния, а также получить опыт переключения между разными эмоциональными состояния при помощи использования разных цветов. При работе с цветом использовались мандалы, которые способствовали концентрации внимания, погружению в свой внутренний мир, составлению индивидуальной палитры цветовых предпочтений в соответствии с вызываемыми ассоциациями на когнитивном и эмоциональном уровнях.

Работа с фотографией заключалась в использовании спектрокарт, которые засчет неопределенного и неструктурированного содержания позволяли вызвать ассоциации с позитивными и негативными психологическими состояниями, способствовали формулированию целей работы и служили сплочению группы засчет общности целей, схожих затруднений в ситуациях учебного стресса и обогащения собственного репертуара способов преодоления негативных переживаний засчет обмена ими с другими участниками тренинга. Также еще одним эффектом от использования мандал являлось получение участниками новых способов совладания со стрессом путем творческого выражения — создание мандал, занятие фотографией.

Обучение способам регуляции  психологических состояний и достижения желаемых психологических состояний происходило с использованием мандал, когнитивных и соматических  техник саморегуляции, включающих в себя работу с эмоционально образными представлениями, работу с метафорами эмоциональных состояний. В частности, для активизации приятных переживаний, концентрации внимания на своем внутреннем мире применялись мандалы. Мандалы созданные на этом этапе характеризовались как яркими активными цветами, так и спокойными цветами, пастельными оттенками.

Чтобы управлять собственным состоянием в стрессовой ситуации, например, предстартовым волнением, участникам было необходимо при помощи активации позитивных ощущений и адаптивных телесных реакций трансформировать негативные эмоционально-образные представления в менее угрожающие и тревожные.

В процессе выполнения данных упражнений участники отмечали снижение тревожности, повышение настроения более спокойное восприятие ситуации вызывающей эмоциональное напряжение. Описывая опыт применения данных техник вне тренинговой группы, участники отмечали, что стали более уверенно чувствовать себя в ситуациях вызывавших прежде негативные эмоциональные переживания.

На этом работа группы была завершена.

оригинал статьи на сайте: artspaceblog.ru



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы
  • Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3. Шпионские страсти: найти и обезвредить…(техники работы)
  • Техники для работы с созависимостью в группе
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Дождь: техники работы по снятию эмоционального напряжения.
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Техники работы с негативными эмоциями
  • 4 техники работы с негативными мыслями.
  • Техники работы с негативными образами.
  • Что мешает вам стать богаче? Техники работы с негативными установками
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Техники работы с когнитивными ошибками
  • Пространство состояний инструментов тренинга
  • Модификация техники работы с интроектами при проработке сепарационных переживаний в гештальт-подходе
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Работа со зрительными образами в саморегуляции психических состояний; анализ психотерапевтических практик
  • Техники самопомощи. "Уровни работы с мыслями"
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Пространство психических состояний. Признак № 12 - Примеры состояний
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы
  • Техники работы с прошлым
  • Техники работы со страхом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь