Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг», но вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. У разных народов в разных культурах мандала имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии.
Мандала, гармоничный рисунок в круге, с исторических времён использовалась как инструмент сосредоточения, умиротворения и медитаций. Изображение мандал можно встретить на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях, например шанырак юрты – мандала и клумба в сквере - мандала, радующая глаз и душу.
Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных-психологов, кто очень внимательно изучал мандалы. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. В настоящее время многие специалисты продолжают традицию изучения мандал.
В психологической, развивающей работе с детьми и подростками на уроках Самопознания психологические возможности мандал возможно применять в следующих целях:
Ø в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок),
Ø в целях самоактуализации, самопознания личности ,
Ø в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга),
Ø в целях изучения групповых социальных взаимоотношений (коллективное создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции),
Ø с целью обозначения и активизации конкретной тематики (например раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», образ мира, «Дружба», «Любовь», «Гнев» и пр.),
Ø также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности.
Существуют правила работы педагога, психолога с ребенком
при использовании мандалы:
Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ученик сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
Выбор мандалы и сюжет работы ученик осуществляет самостоятельно.
Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
Принцип избегания комментариев по поводу работы.
Ученик даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.