|
Арт-терапия. Психологический аспект мандалы. Экскурс в историю.Автор статьи: Андреева Юлия Валериановна
Понятие «мандалы» в психологию ввел Карл Юнг. Начиная с 1918 г., Юнг рисует мандалу за мандалой, пытаясь понять активность своего бессознательного. Как пишет Юнг в своей автобиографии: «Лишь постепенно я понял, чем является мандала на самом деле. Это Самость (dasSelbst), целостность личности, которая если все идет хорошо - гармонична, но которая не способна выдержать самообмана».[1] Таким образом, Юнг пришел к идее архетипа Самости, которая принесла многое к пониманию человеческой психики. Понятие Самости в аналитической психологии неразрывно связано с процессом индивидуации. Определение данных понятий более полно поможет в дальнейшем обозначить психологический смысл мандалы и ее психотерапевтические возможности. Под понятием Самости Юнг понимал некий архетип порядка и целостности личности. Самость является тем центром, к которому должен прийти человек в процессе своего развития. Самость включает как сознательное, так и бессознательное человека, формируя его истинную индивидуальность. Юнг писал, что: «Самость это не только центр, но и вся окружность, в которую вписаны как сознание, так и бессознательное; это центр целого, точно так же как и «Я» - центр сознания»[2]. «Самость – это цель нашей жизни, ибо она является наиболее полным выражением того победоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью…»[3]. В процессе своего развития индивид движется по пути индивидуации, которая означает процесс познавания своей Самости и обретения истинной целостности с самим собой: «Я использую выражение «индивидуация» в следующем смысле. Это есть процесс, порождающей психологического индивида, т.е. обособленное, нечлененное существо, некую целостность»[4]. Обретение данной целостности значимо для человека, он стремится к ней в процессе всей своей жизни. Если сравнивать Самость Юнга с йогической Пурушей, которое есть божественное «Я», личность, которая живет в каждом человеке и в то же время сливается с Абсолютом, то, возможно, становиться понятней, что движение человека к своей самости означает движение к обретению себя и окружающего мира в себе, центрирование себя относительно мироздания. Это создает состояние психического равновесия и возможности самораскрытия. Именно это переживание дает концентрация и медитация на мандале, так как в Индии процесс постижения своей духовной сущности, а именно обретения истинного «Я», и слияние с всеобщим сознанием является религиозным и культурным феноменом. Так, создавая мандалу, тантристские буддисты не просто выполняют обряд, они включены в создание Вселенной, имеющей порядок, центр которой находится в них самих. Урегулированность и соразмерность мандалы помогает ощутить соразмерность и гармоничность внутреннего психического мира и выйти вовне, проецируя свое психическое на упорядоченность мироздания. Собственно в аналитической психологии индивидуация – это одна из целей проведения психотерапии. Необходимо сказать, что Юнг отличает процесс индивидуации от процесса психического развития. То, что подразумевал Юнг, более похоже на движение человека к духовному совершенствованию – просветлению (в индийской традиции). Юнг использовал индийское слово "мандала" (магический круг) для обозначения структуры, отражающей ядро человеческой души. Мандалу можно расценить как символ высшей целостности. Как писал И. Якоби: «Архетипический образ этого совмещения противоположностей, этого единения противопоставленных друг другу начал, их высшего синтеза, выражается через посредство так называемого объединяющего символа, который представляет подсистемы психической субстанции как объединенные и упорядоченные в некоей высшей плоскости»[5]. Использование мандалы есть у различных народов, которые отражают внутреннюю целостность человека. Как пишет Мария Луиза фон Франц: «Индейцы племени наскапи воспринимают внутренний центр непосредственно и наивно без помощи религиозных обрядов или учений, тогда как в других племенах рисуют магический круг, чтобы восстановить утерянное внутреннее равновесие. Например, индейцы навахо используют рисунки на песке, имеющие форму мандалы, чтобы вернуть больного к состоянию гармонии с собой и с космосом и тем самым поправить его здоровье[6]. Целебные свойства мандалы были выявлены эмперически Юнгом, который предлагал своим пациентам в процессе терапии рисовать мандалы. В процессе терапии во время анализа сновидений Юнг также столкнулся с образами мандалы, которые появлялись во снах спонтанно у людей, совершенно не знакомых с этим термином. В своей книге «Структура психики и процесс индивидуализации» Юнг отмечает свои наблюдения появления индивидуальных спонтанных изображений мандалы у людей находящихся в состоянии невроза либо у детей между 8 и 11 годами, родители которых расходятся, как возможность собрать воедино психику относительно центра – Самости. Юнг отмечает это как некую компенсаторную психическую активность, которая проявляется спонтанно, зачастую неосознанно, с целью соединить воедино расторгнутые психические компоненты. Сам Юнг имел длительный опыт рисования мандал, в которых он находил отображение своих психических состояний в тот период. Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что мандала обладает психотерапевтический эффектом, который выражается в - возможности мандалы являться проводником человека внутрь его психических процессов, то есть быть помощником самопознания личности, - способствовать интеграции психических процессов, самоорганизации психики. - служить диагностическим ключом к пониманию психических процессов и состояния личности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|