О целях психотерапии и стадиях психического развития

О целях психотерапии и стадиях психического развития
Что является главной целью как в психотерапии, так и в личностном развитии? «Гармоничная» личность? Это какая? «Максимально адаптированная» личность? Это как? «Индивидуация»? Этот термин юнгианской психологии не менее смутен и необязателен, нежели остальные ее понятия. Не сильно проясняет его и модификация Ассаджиоли – «интегрированная личность». «Автономная» личность? Это которая на грани изоляции или уже за ней?

Все практические психологи, т.е. психологи-консультанты, психотерапевты знают насколько велика значимость детского опыта для формирования здоровой личности. Или личности той или иной степени порушенности. К детству обратил внимание уже психоанализ, который, в своем фрейдовском варианте, выделил несколько стадий психического роста, правильное прохождение ребенком которых способствует его правильному развитию, а фиксация на которых способствует появлению неврозов различного типа. В ходе становления личность, по Фрейду, должна периодически разрешать конфликты психосексуального характера.

Эриксон затем несколько модернизировал эту схему, снизив значимость сексуального элемента за счет элемента социального – то есть, личность, по его мнению, вырастает из результатов раз­решения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития, например, при кормлении в младен­честве, или при обучении каким-то умениям в детстве. И, разумеется, при контакте ребенка с матерью и другими значимыми фигурами.

Одна из разновидностей когнитивно-поведенческого подхода – схема-терапия, в лице своего создателя Дж. Янга определила конкретные мыслительные схемы, которые у человека возникают в результате неправильного разрешения тех или иных конфликтов. Всего Янгом было выделено пять кластеров таких вероятных нарушений: разрыв связей и отвержение, нарушение автономии, нарушение границ, сверхориентированность вовне (на других), сверхбдительность и подавление эмоций. Эти кластеры включают конкретные «схемы» (ментально-поведенческие алгоритмы), которые у человека в результате того или иного нарушения и формируются.

В общем и целом, все классификации исходят из представления о «базовой тревоге», присущей человеку, которую он соотносит с миром, и с которой каким-то образом справляется. Кто-то хуже, кто-то лучше.

В этом случае, правильную или желанную цель как нашего развития, так и психотерапии можно сформулировать не в категориях идеальных состояний («гармоничный», «интегрированный», и пр.), а в виде тех же «схем» (представлений, убеждений, когниций, как угодно).

Тогда выстроенная в обратном порядке последовательность этапов развития и результатов терапии с наиболее желательными состояниями ума и психики на каждом из них может выглядеть следующим образом:

  • «Мир – далеко не безопасное место, но в нем, несмотря ни на что, есть много хорошего, а с его негативом я в состоянии совладать».

Это то, к чему мы, по-хорошему, должны прийти в своем развитии. Или в результате терапии. Это взрослое представление, присущее зрелой личности, которая разрешила большую часть конфликтов приемлемым образом. Обратный результат: невротическое расстройство, эмоциональное расстройство или их комплекс.

Предшествующее наиболее желательное представление, которое должно было быть сформировано:

  • «Мир, он разный, но преимущественно – замечательный и комфортный, и в нем найдется для меня место».

Это представление должно у нас сложиться примерно в подростковом возрасте (11 – 18 лет), «генитальная стадия» по Фрейду, «отрочество и юность» по Эриксону. Или стать задачей терапии в этом же возрасте. Здесь решаются конфликты собственной идентичности и целей. Риски при нарушении правильного прохождения этапа: необретение значимых смыслов, чувства пустоты и тупика, депрессивность.

Следующий предыдущий этап этого движения:

  • «Мир в основном – прекрасен, хоть иногда и довольно тревожен. Я – могу в нем жить».

Период от 6 до 11 лет, «латентная стадия» по Фрейду и Эриксону. Здесь разрешаются конфликты приспособления. Риски при нарушении прохождения этапа: тревожность, импульсивность, обсессивность.

И самая начальная стадия:

  • «Мир – прекрасное безопасное место».

От рождения до 6 лет (оральная, анальная, генитальная стадии по Фрейду и Эриксону). Решаются конфликты базового доверия и автономии. Риски при нарушении: депрессивный характер, генерализованная тревожность.

Другими словами, психическое развитие личности должно идти от идеализации ко все большей прагматике, причем, степени первой должны уменьшаться постепенно и сообразно со стадией, равно как и возрастать – степени второй. Неврозы – следствие нарушения этой последовательности и сообразности. Наличие личностной порушенности той или иной степени может быть зафиксировано, в том числе, через состояние базовой схемы того или иного этапа, то есть, её собственную порушенность. Сама же она в своем "целостном" виде может выступить терапевтическим ориентиром.



Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Фазы психосексуального развития. Латентная и генитальная стадия
  • Как меняется личность в результате психотерапии
  • Как работает "серьёзная психотерапия", и каким образом изменяется личность.
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Возрастные периоды развития человека по Эриксону
  • Фазы психосексуального развития. Анальная стадия.
  • Фазы психосексуального развития. Оральная стадия.
  • Оральная личность в Терапии
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Возможны ли изменения личности в результате терапии?
  • Личностные причины возникновения конфликтов типа "личность-группа"
  • Уроборос как стадия психического развития
  • Развитие личности по Фрейду. Фиксации
  • Маниакальная личность. Как долго клоун может быть веселым?
  • Личность и границы личности.
  • Развитие личности по Фрейду. Выйти из фиксации.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психосексуальное развитие личности по Фрейду. Продолжение. Об уходящем времени.
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • 3 направления развития женственности по З.Фрейду
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Каким образом совместить основное место работы и свой небольшой бизнес?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Влияние социального неблагополучия на личность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь