|
О целях психотерапии и стадиях психического развитияАвтор статьи: Кармадонов Олег Анатольевич
Все практические психологи, т.е. психологи-консультанты, психотерапевты знают насколько велика значимость детского опыта для формирования здоровой личности. Или личности той или иной степени порушенности. К детству обратил внимание уже психоанализ, который, в своем фрейдовском варианте, выделил несколько стадий психического роста, правильное прохождение ребенком которых способствует его правильному развитию, а фиксация на которых способствует появлению неврозов различного типа. В ходе становления личность, по Фрейду, должна периодически разрешать конфликты психосексуального характера. Эриксон затем несколько модернизировал эту схему, снизив значимость сексуального элемента за счет элемента социального – то есть, личность, по его мнению, вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития, например, при кормлении в младенчестве, или при обучении каким-то умениям в детстве. И, разумеется, при контакте ребенка с матерью и другими значимыми фигурами. Одна из разновидностей когнитивно-поведенческого подхода – схема-терапия, в лице своего создателя Дж. Янга определила конкретные мыслительные схемы, которые у человека возникают в результате неправильного разрешения тех или иных конфликтов. Всего Янгом было выделено пять кластеров таких вероятных нарушений: разрыв связей и отвержение, нарушение автономии, нарушение границ, сверхориентированность вовне (на других), сверхбдительность и подавление эмоций. Эти кластеры включают конкретные «схемы» (ментально-поведенческие алгоритмы), которые у человека в результате того или иного нарушения и формируются. В общем и целом, все классификации исходят из представления о «базовой тревоге», присущей человеку, которую он соотносит с миром, и с которой каким-то образом справляется. Кто-то хуже, кто-то лучше. В этом случае, правильную или желанную цель как нашего развития, так и психотерапии можно сформулировать не в категориях идеальных состояний («гармоничный», «интегрированный», и пр.), а в виде тех же «схем» (представлений, убеждений, когниций, как угодно). Тогда выстроенная в обратном порядке последовательность этапов развития и результатов терапии с наиболее желательными состояниями ума и психики на каждом из них может выглядеть следующим образом:
Это то, к чему мы, по-хорошему, должны прийти в своем развитии. Или в результате терапии. Это взрослое представление, присущее зрелой личности, которая разрешила большую часть конфликтов приемлемым образом. Обратный результат: невротическое расстройство, эмоциональное расстройство или их комплекс. Предшествующее наиболее желательное представление, которое должно было быть сформировано:
Это представление должно у нас сложиться примерно в подростковом возрасте (11 – 18 лет), «генитальная стадия» по Фрейду, «отрочество и юность» по Эриксону. Или стать задачей терапии в этом же возрасте. Здесь решаются конфликты собственной идентичности и целей. Риски при нарушении правильного прохождения этапа: необретение значимых смыслов, чувства пустоты и тупика, депрессивность. Следующий предыдущий этап этого движения:
Период от 6 до 11 лет, «латентная стадия» по Фрейду и Эриксону. Здесь разрешаются конфликты приспособления. Риски при нарушении прохождения этапа: тревожность, импульсивность, обсессивность. И самая начальная стадия:
От рождения до 6 лет (оральная, анальная, генитальная стадии по Фрейду и Эриксону). Решаются конфликты базового доверия и автономии. Риски при нарушении: депрессивный характер, генерализованная тревожность. Другими словами, психическое развитие личности должно идти от идеализации ко все большей прагматике, причем, степени первой должны уменьшаться постепенно и сообразно со стадией, равно как и возрастать – степени второй. Неврозы – следствие нарушения этой последовательности и сообразности. Наличие личностной порушенности той или иной степени может быть зафиксировано, в том числе, через состояние базовой схемы того или иного этапа, то есть, её собственную порушенность. Сама же она в своем "целостном" виде может выступить терапевтическим ориентиром. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|