|
Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)Автор статьи: Шиленко Ольга Андреевна
С момента рождения ребенок учится разряжать свои влечения (потребности), в этом процессе он познает свое тело, поскольку разрядка напряжения приводит к ощущению насыщения и переживания удовольствия на физическом уровне. Самые ранние физические ощущения малыша превращаются в совокупность эмоций. Фактически, то, как проходил ранний период детства человека, закладывает физические и психические шаблоны взрослой жизни. Эти шаблоны или фиксации, на языке психодинамической терапии, соотносятся с физическими органами согласно стадиям психосексуального развития. Рассмотрим первые три стадии: Оральная стадия развития Начинается с самого рождения. Очевидно, что каждый из нас является в этот мир совершенно беспомощным и незащищенным существом, поэтому на первый план выходят потребности необходимые для выживания: - голод - питье/жажда - комфортная температура, тепло - сохранность кожных покровов (гигиена при испражнении) В этот период основное внимание сосредоточено в двух зонах организма: - рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок - кожа Психический аппарат начинает свое формирование в полной взаимосвязи с телом. Так восприятие начинает свою настройку вместе с оральной зоной, оно тоже учиться процессам поглощения, присваивания, вмещения внешнего, переводя его во внутреннее. Основной постигаемый процесс: голод и насыщение Реальность «усваивается» через ощущения голода и насыщения. Ребенок сосет грудь, палец, соску, облизывает губы. На этой стадии он находиться в полном слиянии с внешними источниками удовольствия, он не отделяет себя от матери. В это же время формируются страхи: - быть съеденным - быть поглощенным Психосоматические заболевания, которые указывают на период своего формирования, характерные для оральной стадии: - болезни пищевода - болезни жкт - заболевание кожи (дерматиты, псориаз) - астма - нарушения пищевого поведения - различные виды зависимостей Психологические проблемы оральной стадии: - склонность к слиянию и симбиозу в личных отношениях - зависимость от партнера и одновременно страх потерять себя в отношения На данном этапе научения процессам жизни ребенок находится в активной позиции, испытывает физиологическое напряжение, при помощи крика устанавливает первую коммуникацию с внешней реальностью. Анальная стадия Ключевым сюжетом становится социальный процесс – приучение к горшку. Это этап обучения контролировать собственное тело, а это, в свою очередь, порождает ощущение власти. На оральной стадии в психике ребенка изначально есть нереальные ожидания полноценного идеального удовлетворения его влечений от объекта, который доставляет удовольствие в идеальном количестве, в нужное время и идеальным способом. На этой стадии ребенок знакомится с чем-то новым в плане контроля и власти. В отношениях с любимым объектом тоже появляется нечто, чего раньше не было – Требование. Ребенка все больше приучают к социальным правилам, на которые он реагирует сопротивлением. Он учится компромиссам в виде манипуляций. Ребенок играет с физическими ощущениями, связанными с дефекацией: это сильное желание, напряжение, облегчение. Он видит, как важно для взрослых то, чтобы все было сделано в горшок. Эти фантазии порождают у ребенка образы, что теперь он имеет власть над матерью. Также он ощущает, что владеет чем-то самостоятельно, что в его силе удерживать это сокровище или отдавать его. Страхи анальной стадии: - быть опустошенным - страх того, что у тебя отнимут что-то ценное - страх не удержать ценность Восприятие ребенка вместе с физиологическими процессами развития учится распознавать «плохое и хорошее», «красивое и уродливое», «сильное и слабое». Это время первого протеста, заявления своей воли. Если к этому относится с терпением и пониманием, со временем этот бунт сходит на нет сам по себе, но если стиль поведения внутри семьи носит категоричный, сверхтребовательный характер, ребенок уже на этой ранней стадии получает блокировку личной активности, способности противостоять. Также этот период связан с гигиеной и приучением к порядку, «период чистоты». Если ребенка системно и сильно наказывать за неопрятность и «грязные» недоразумения, то можно заложить ему садомазохистские тенденции. Психосоматические заболевания, которые указывают на период своего формирования, характерные для анальной стадии: - геморрой, геморроидальные шишки - спазмы слизистых, блуждающие мышечные боли Психологические проблемы анальной стадии: - высокая, в один момент, взрывная агрессия - амплитудная эмоциональная импульсивность - склонность к саморазрушению, садизму, мазохизму - скупость, жадность, непримиримое упрямство Фаллическая стадия Пенис не воспринимается ребенком как половой признак, он заключает в себя символическую информацию о целостности и завершенности тела, наполнен удовольствием и властью. Мальчик неосознанно наполняет символический фаллос энергией либидо, то есть энергией жизни и удовольствия, девочка же отсутствие пениса у себя переживает как травму незавершенности и несовершенства собственного тела, а также как дефицитарность в социальном плане. Фаллос является символом превосходства, завершенности, удовольствия и силы. Запись на консультацию ЗДЕСЬ и по номеру телефона 8-911-245-01-44 Я эффективно работаю с психологическими при помощи инструмента EMDR или ДПДГ. Об этом методе можно прочитать здесь и здесь. С уважением к Вам, Ольга Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|