Психосексуальное развитие личности по Фрейду. Продолжение. Об уходящем времени.

Продолжим тему психосексуального развития личности по Фрейду. И про то, как преодолеть фиксацию. 

Предыдущая статья находится здесь. 

Напомним, что Фрейд выделил пять основных стадий.

- Оральная стадия развития. Она самая первая, когда ребенок полностью беспомощен, и целиком зависит от других людей. Которые могут покормить, переодеть, укрыть, и сделать уютно. Или не сделать. 

- Анальная стадия развития. Когда ребенок уже взаимодействует с миром. И проявляет свой первый бунт. Он учится определять, что ему принадлежит, и отстаивать свои интересы. Но проявляется это все пока только на уровне вещей. "Это моё!" кричит малыш. "Не дам! Не трогай!"

- Фаллическая стадия развития. Ребенок растет, и он уже не младенец. Мир открывается ему новыми сторонами. Он обнаруживает, что просто сами по себе вещи - это не так забавно и интересно. Куда интереснее - отношения! Взаимодействие между людьми, власть, покорение, интриги - вот, где настоящие сокровища! Хоть их и не видно, они нематериальные, но от этого еще интереснее, и увлекательнее. Но это еще ребенок. Он смог обнаружить важное, но еще не знает, как с этим обойтись. Поэтому способен завоевать, но не знает, что делать дальше. Поэтому быстро теряет интерес к завоеванному, и стремится к следующему покорению, победе. 

- Латентная стадия. Весь полученный на предыдущих стадиях опыт находит применение в жизни. Подросток в это время как правило где-то учится. В школе, или у мастера. В то время, как он получает знания, о нем пока еще заботятся другие. При этом у него уже есть свое имущество - его личная одежда, вещи. У него есть карманные деньги, и он совершает на них покупки. Он взаимодействует с окружающими, создает социальные связи. Кто-то оказывается в друзьях, с другими нейтрально, а с кем-то и в ссоре. Отношения раскрываются в объемной картинке: в горизонтальной плоскости - с друзьями, вертикаль - со взрослыми, объемные и загадочные - с противоположным полом, которые совсем другие, от одежды, до разницы в поведении, разговоре, образе мыслей. 

- Пройдя все эти стадии, подросток становится взрослым человеком. Который социализирован, обладает знаниями, навыками и умениями, умеет общаться и взаимодействовать. Знает, что в мире есть много разных ситуаций, и сам тоже может быть разным. Может построить семью, и воспитать, передать свои знания детям. Фрейд дал этой взрослой стадии условное название - "генитальная". 

Фрейд назвал эти этапы стадиями развития. Каждая из стадий является развитием предыдущей, и подготовкой для следующей. Если не произойдет фиксации. 

Фиксация на какой-либо стадии развития может быть вызвана разными причинами. Шоком, травмой, неблагоприятной обстановкой в семье, где растет ребенок, или каким-либо другим сильным фактором. Зафиксированный человек как будто оказывается примагниченным к состоянию, свойственному той стадии, с которой как будто не может двинуться дальше. При этом, человек конечно взрослеет. И речь не идет о постоянно детском поведении. Но фиксация будет в жизни проявляться. 

- Оральная фиксация. Мир небезопасен, и делится на черные и белые полосы. "Из грязи в князи, и обратно в грязи" Причем каждое состояние поглощает полностью. Либо "попёрло!" Либо "всё из рук валится". Сменяться состояния могут достаточно быстро. Даже в течение одного дня. Сам человек при этом как правило время не замечает. Есть некая надежда, что "когда-нибудь станет лучше", но это "когда-нибудь" весьма неопределено. Человек бессмертен. Ему сложно планировать. Жизнь состоит из удач и неудач. Как грудной младенец: заплакал, и сразу подошли и покормили. А другой раз - не сразу. То поменяли памперс, то подолгу в грязном. Мир волшебный, нет времени, возраст не чувствуется. Основной антидепрессант - какое-нибудь удовольствие, но достаточно простое, быстро приносящее удовольствие, например покушать. Фрейд назвал стадию оральной по аналогии с грудным младенцем, зависимым от материнской груди. 

- Анальная фиксация. Мир состоит из ресурсов. Часть из них уже "мои", другую часть почему-то никак не удается заполучить. Надо подождать. Как в детстве - отвернулся ребенок или отошёл, и другой его игрушку в это время забрал. Так что на этой фиксации время уже есть. И оно даже работает "на меня". Только иногда почему-то очень долго приходится ждать, и это обидно. Появляется "я". Очень важное ощущение себя. Если орально-фиксированные часто растворены в других, или хотят быть растворены, то анально-фиксированные прекрасно знают границы себя, своих владений. Другие люди скорее им мешают, поскольку представляют опасность. Разве что эти другие постоянно что-то дают, что-то дарят, и ничего не пытаются отнять. Тогда это "хорошие другие". Орально-фиксированный не видит себя. Анально-фиксированный не видит других. Фрейд назвал стадию анальной по аналогии с ребенком, удерживающим в себе каловые массы, не желая уступать родительнице, ждущей, когда же он с ними расстанется, наполнив горшок. 

- Фаллическая фиксация. Еще эту стадию и фиксацию можно назвать "векторной". Человек одет и накормлен. Мир безопасен, и полон ресурсов. Необходимые вещи у него или есть, или он всегда знает, как и где можно достать необходимое в случае надобности. Уже есть понимание, что сама по себе вещь - это просто вещь. Бумажка, или тряпка, или кирпич. "Помогут ли мне деньги на необитаемом острове прокормиться, или в пустыне?!" Связи, контакты, успех, признание, слава вот что важно в жизни! Фаллически-фиксированные, или "векторные" люди как правило очень успешны, харизматичны. Они яркие, с ними интересно и увлекательно. У них есть подход к власти, связи, ресурсы. Но фиксация - не дает перейти дальше. К сожалению, связи все поверхностны. Успех - краткосрочен. Векторный знает, как его добиться, но не знает, как обойтись с ним дальше. Рутина быта - это скучно, нет новых побед. С ними интересно, но небезопасно. Векторный сейчас с тобой, а через минуту уже с другими. Из-за их громадной харизмы, невозможно им ни в чем отказать, но магия рассеивается, как только векторный уходит, поэтому их поле деятельности "здесь и сейчас". За его спиной же нет никакого контакта и близости. Векторные умеют прекрасно использовать ресурсы, и планировать время для достижения своих целей. Фаллической стадия называется по аналогии с ребенком, который исследует свое тело, и видит, что отличается от других людей, например мальчики от девочек и наоборот. И эта разница - как проявление того факта, что на "фаллической" стадии человек уже видит не только себя, или только других. А и себя, и других. 

Основным же проявлением фиксации будет полное отрицание, иногда страх, или неприемлемость следующей стадии развития.

- Орально-фиксированный тип будет ужасаться накопительству, ригидности, упрямости, и прочим проявлениям анальной стадии. Такое поведение и проявление в мире будут выше его понимания. "Когда наконец дали грудь, надо ее сосать, а не пытаться положить рядом с собой, чтобы была!" Фаллическая стадия будет восприниматься как некий недостижимый идеал. Генитальная стадия (разносторонний Взрослый) - как божественно-мифическая фигура идеального родителя. 

- Анально-фиксированный будет смотреть на оральных со снисхождением. Он спокойнее, постоянной борьбы за выживание тут нет. Иногда с недоумением, если увидит, как оральному перепали ресурсы, начнет планировать, как отнять. Проявления следующей, векторной стадии для него будут неприемлемо-странные. "Разве можно не взять чужой совочек, а вместо этого пойти и просто разговаривать?! Отдать свою игрушку просто так?!?!"

- Фаллически-фиксированный не может остановиться. Постоянно нужны новые победы. А ведь латентная стадия - это фаза спокойствия, интеграции, наблюдения. Но фаллический это не понимает, и не приемлет. "Зачем останавливаться, если я вижу перспективы, и знаю что делать?! Какие у меня проблемы - у меня нет никаких проблем! Это у вас проблемы, что я с вами непостоянен, ну так сами виноваты - надо было меня заинтересовать! Ну, или ждите, может я еще вернусь к вам..."

Интересно, что психологи, имеющие опыт практической работы с клиентом, и личной терапии, как правило будут владеть большей степенью нахождения на взрослой "генитальной стадии". При этом, если работа в эту сторону не велась осознанно, то это будут скорее островки осознанности, "взрослости". В остальных же ситуациях, проявляться будут сценарно-фиксированные модели поведения. 

При нормальном же развитии, и при работе над собой, сначала оральная стадия сменяется анальной, со свойственными ей удержаниями и охраной своих границ, осознанием себя, и своего "я". Анальная же стадия сменяется фаллической, где в информационном пространстве присутствуют одновременно и "я" и "другие", человек обретает легкость, вещи утрачивают над ним власть, и он обретает свободу творчесвтва и достижений. Фаллической же стадии на смену приходит интеграция и взрослость, в которой есть место как достижениям, так и спокойному взаимодействию с ними. Взрослый может организовать свое дело, и затем спокойно им управлять. 

 

 



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь