|
Возможности арт-терапии для развития самосознания личностиАвтор статьи: Светлана Анатольевна Бернс
Вых.дан. статьи и полная ее версия: Бернс С. А. Возможности арт-терапии для развития самосознания личности// Сб. науч. ст.: Арт-терапия: методология и практика /Институт психологии и педагогики. - М., 2014, вып. №2. - С.123-133
Возможности арт-терапии для развития самосознания личности Можно ли средствами арт-терапия решать серьезные психологические проблемы или ее удел оставаться вспомогательной психолого-педагогической дисциплиной? В своей работе, посвященной теме самосознания личности, я исхожу из понимания возможностей арт-терапевтических стратегий как конструирующих и развивающих самосознание личности через открытие и трансформацию собственных возможностей, качеств личности, способов восприятия и мышления. Любой художественный образ – это продукт человеческой психики, отражение способа его восприятия, мышления и взаимодействия с окружающим миром. Искусство – это выражение Внутреннего через Внешнее, эту мысль, так или иначе, на протяжении веков высказывали различные мыслители и художники, например, Ф. В. Шеллинг, А. Матисс, Х. Плеснер. Постигая собственное творение, человек способен открыть в себе неизведанные доселе качества и стороны личности. Но образ способен трансформироваться, развиваться, менять свою форму и становиться чем-то иным. Работая с художественными образами, возможно ли тем самым меняться самому? И что стоит за привычными паттернами нашего поведения? Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо углубиться в понимание каждого вышеозначенного феномена. Самосознание. Что под собой подразумевает это понятие? Самосознание – это осознание человеком себя как индивидуальности. При этом сознание может быть направленно на самого субъекта, его тело, поведение, потребности, мысли, чувства, характер. Очевидно, что самосознание включает в себя не только стабильное знание и представление о себе на данный момент, но и процесс осознавания себя. Необходимо сразу обозначить, что функциями самосознания различные авторы (В. В. Столин, Пантелеев, У. Джемс, Р. Бернс, И.С. Кон и др.) выделяют такие аспекты: самопознание, саморегуляция (поведения и психического состояния), самоотношение. Самоотношение в свою очередь включает в себя самооценку и прочие составляющие: самоуважение, самопринятие, самообвинение. Разные авторы на протяжении лет акцентировали внимание на различных его составляющих. Иногда общую самооценку и самоотношение используют как взаимозаменяющие понятия. Кроме того, самосознание тесно связано с образом внутреннего «Я». Фактически последнее является закономерным результатом процесса самосознания. Обычно выделяют три основных компонента образа Я: образ телесного Я, образ идеального Я, образ субъектного (реального) Я. Значение самосознание определяется для субъекта в той мере, в какой все эти функции и аспекты между собой согласованны и подчинены единому направляющему мотиву. Если же внутренней согласованности не существует, а представление о себе не тождественно реальному положению вещей, то возникает чувство внутреннего смятения и неопределенности, которое порождает тревогу. В.В. Столин называл единицей самосознания личности конфликтный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. При этом необходимо помнить, что самосознание может быть одновременно и процессом, и предметом. Еще Уильям Джемс в начале XX века отмечал, что в процессе самосознания личность может выступать как объект, то есть то, что познается, исследуется, и личность может быть одновременно субъектом (Я познающее, действующее). Джемс обозначил эту двойственность как «Я - рефлексивное» и «Я - эмпирическое». Рефлексивное «Я», по сути, является основой для формирования Я - концепции и образа «Я». Согласно представлениям одного из ведущих отечественных исследователей феномена самосознания В.В. Столина, развитие самосознания – это процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального «Я». Если феномен – явление, постигаемое в чистом, неопосредованном внешними установками опыте, то тогда феноменальное «Я» познается через переживание такого опыта, очевидно, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Таким образом, «Я – эмпирическое» Джемса по сути является феноменальным «Я», действующим, познающим в процессе «Я». Речь идет о том, чтобы вопрос «Какой я для Другого?» заменился вопросом «Что я чувствую сейчас?». Наиболее целостной и обоснованной теорией самосознания, на мой взгляд, является концепция Столина В.В., разработанная в ходе практических исследований совместно с Бодалевым А.А. Отличительной ее чертой является то, что самосознание рассматривается как процесс не только на стадии формирования, но и проявляет себя как итоговый «Образ Я» в активной деятельности человека. Вообще, концепция В.В. Столина во многом опирается на деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Уровни же самосознания определяются онтогенетическим развитием человека. И если на уровне социального индивида активность человека подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общности, то на уровне личности активность субъекта детерминируется, прежде всего, потребностью в индивидуализации и самореализации. Внимание к публичным аспектам своего «Я» и проблема социальной желательности «образа Я» напрямую связана с темой защитных механизмов самосознания и его эмоционально-оценочных аспектов, самооценки и самоотношения. Выставлять себя в социально-выгодном свете – это один из аспектов более общего феномена самопрезентации. Возможности продуктивной защиты самоотношения заложены уже в его строении: благодаря его многомерности и зависимости глобального самоотношения от различных его аспектов, возможно одновременное поддержание общего самоотношения на высоком уровне, в то время как какой-то его элемент, например самоуважение, находится на сравнительно низком. Самой трудной и важной задачей, таким образом, остается способность субъекта связывать свое "Я" с подлинной мотивацией и сохранять свою личность в деиндивидуирующих условиях. Иными словами – всегда оставаться самим собой, какие бы обстоятельства не предлагала внешняя среда. Однако, когда ослабевают продуктивные формы защит, человек оказывается в ситуации перепутья: выработанный в процессе жизни стиль поведения и отношения с самим собой и с окружающей средой уже не удовлетворяет человека, но понимания причин этого еще не обретено. В результате может проявиться феномен, так называемого, "потерянного Я", деперсонализации, или дереализации. В основе этих двух явлений находится синдром отчуждения, отстранения, индивидуальных качеств и эмоций либо переживаний, связанных с окружающим миром. Возникает вопрос, как личность может быть независимой и свободной в своем выборе, самоопределении, в нахождении личностного смысла, своего ведущего мотива, если «Я» формируется и определяется в результате взаимодействия с «Другим», то есть с внешней средой? А психологические защитные механизмы, направленные на взаимодействие с внешним пространством, зачастую даже не осознаются? Как оставаться самим собой, оставаться аутентичным самому себе? Я нахожу ответ в сущности экзистенциального антагонизма, заключающимся в том, что человек предопределен к отношениям как с внешним миром так и с самим собой, предопределен к взаимодействию внутреннего и внешнего. Для того, чтобы взаимодействие с миром с точки зрения вышеописанных процессов шло эффективно, требуется наличие определенных качественных компонентов самосознания. На мой взгляд, наиболее точно эти качества могут быть названы доверием и осознанием собственных психологических границ. Необходимо понимать, что доверие здесь выступает залогом интенциональности нашего сознания на внешние предметы мира, его экстенсивности, а не как субъективное качество доверчивости. Осознание границ внутреннего «Я» необходимо для того, чтобы эффективно ими оперировать, произвольно устанавливая как дистанцию по отношению к внешним субъектам и явлениям, так и характер взаимодействия. Осознавание собственных внутренних границ позволяет переживать чувство уверенности в себе, самоуважение и чувство достоинства в случае, если границы «работают» успешно. Показателем эффективности внутренних границ может служить их гибкость, то есть возможность меняться в зависимости от конкретной ситуации. В контексте двойственности самого феномена самосознания, искусство, как творческий процесс, так и восприятие художественного образа, является особым ресурсом, доступном любому индивиду. Здесь мы также сталкиваемся с двойственной природой феномена. Легко можно проследить тот факт, что творческий процесс в любом его виде, как созидательном, так и перцептивном, обладает такой же диалогичной структурой, как и процесс самопознания. В диалоге творческого пространства как минимум определяются две фигуры: художник и зритель. При том, что и тот и другой персонаж обладает способностью представлять себя на месте другого. С точки зрения феноменологического подхода восприятие художественного образа невозможно без интуитивного переживаемого опыта познания, переосмысления значений наблюдаемых и воображаемых объектов. Интуитивное познание невозможно в свою очередь без эмпатийного, эмоционального, отношения к познаваемому образу и его персонажам. Суть творчества вообще можно свести к появлению всего нового на фоне уже существующего, открытия чего-либо или же создания, воплощения. В любой форме деятельности перед человеком, также как и перед художником, стоит дилемма между свершением, воплощением и сомнениями, неуверенностью в собственных действиях, убеждениях и представлениях. Человек обречен на осознание возможности ошибки. Интересно, что Р. Мэй сопоставляет мужество жизни, мужество быть с мужеством творчества. Более того, называет эту форму мужества наивысшей. Если нравственное мужество, пишет Р. Мэй, ведет к уничтожению неких деструктивных форм и явлений, то мужество творчества направлено на создание новых форм, символов, принципов. Важно то, что для творческого процесса важны не только эмоциональность и спонтанность, но и проявление воли и самодисциплины. Самореализация человека как сформировавшейся личности возможна только в творческой деятельности, направленной на решение задач, которые посылает внешний мир. В опыте художественных переживаний есть еще один аспект эмоциональной значимости, рассмотренной с точки зрения современной постмодернистской философии. Связан этот аспект с понятием трансгрессии как качественного перехода состояния сознания из одного в другое. Именно поэтому восприятие искусства – такой же творческий акт, как и его создание. В основе его феномена заложен эффект экзистенциальной Встречи или Диалога, с образом Другого как персонажа, или художника, или, в конце концов, Другого в себе, встречи с опытом иного в себе. Иначе говоря, любой творческий акт связан с процессом самопознания. Если творческий акт – это выражение внутреннего через внешнее, то художник в процессе творчества выходит и за пределы своего бытия, вторгаясь в иные реальности, транслируя через себя нечто, присущее как его бессознательному, так и вечному, трансцендентному, или, если обратиться к терминологии К. Г. Юнга, коллективному бессознательному. Особой формой творчества человека является психическое отражение, когда внешний мир трансформируется в новую форму существования материи — нейронную, знаковую, хранящуюся в памяти и участвующую в сотворении моделей нового мира и своеобразия индивидуальности. Все психические процессы построены на творческом принципе. Например, творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формирование этого навыка определяется способностью человека выделять различные сочетание противоположных качеств в структуре целого образа, сопоставлять его детали и главный аспект. Таким образом, можно утверждать, что возможность творческого самовыражения существует для каждого человека. Это наглядно демонстрируется в детском возрасте в таких деятельностях как спонтанная игра и фантазирование. Более того, неоспорима возможность присутствия творческого процесса во всех сферах жизни человека. Это следует из того, что творческое восприятие и мышление – особый способ познания мира, а значит и себя в этом мире, на базе которого формируется способ уже отношения к миру и к себе. Точно также как и эффективное проявление человека на личностном уровне развития в своей деятельности, творчество обуславливается взаимодействием внешне и внутренне направленных сил человека. Примеры интенциональной открытости внешнему миру, рисунок а), и закрытости (чрезмерная дистанция по отношению к внешнему миру), рисунок б). а) б) Таким образом, самопознание, которое приводит к активности самосознания, формированию и укреплению его составных структур, является залогом эффективности психотерапевтического процесса. С точки зрения конкретной методологии и нахождения универсальной стратегии арт-терапевтического процесса можно сказать, что творческий процесс как форма мировосприятия и активного самосознания позволяет субъекту: 1) осознать себя творцом, осознать возможность преобразования реальности; 2) уйти от шаблонов, расширить горизонты восприятия и сознания; 3) развить творческое мышление, спонтанность, креативность; 4) через эстетическое удовольствие и эмоциональную увлеченность интуитивно найти способы психоэмоциональной регуляции сознания; 5) развить пластичность и целостность своего самосознания и самовосприятия; 6) обрести опыт подлинности бытия, аутентичности самому себе через открытое самовыражение и переживания удовольствия бытия, что помогает избавиться от деструктивных и ригидных форм социальных «защит», «ролей», поверхностных «масок»; 7) гармонизировать процессы взаимоотношения внутреннего и внешнего мира, обрести опыт сохранности внутренних границ, собственной аутентичности, в ситуации интенциональной открытости миру. В ходе практических исследований взаимосвязей между самоотношением, самосознанием и творческой деятельностью были выявлены следующие позиции. Многие современные авторы, А. Лэнгле, Э. Фромм А. Менегетти, А. Лоуэн, Р. Ассаджиоли и др., так или иначе, выражают мысль абсурдности нашего общества, ориентированного на воспитание в человеке нарциссических тенденций. Это происходит в результате продвижения культа успешности, ориентации на ценности культуры потребления, нездоровые тенденции компенсировать недостаток здорового удовольствия в жизни различными формами подавления и зависимостей. Конечно, показателем эффективности подобного стиля самоотношения может быть степень осознанности собственного выбора и удовлетворенности бытия. Тем не менее, с точки зрения терапевтической практики, необходимо понимать тенденции культурной парадигмы, в которой приходится существовать, и помнить, что возможность оставаться аутентичным своему «Я» определяет только сама личность. Несмотря на то, что массовая потребительская культура вторгается буквально во все сферы жизни, необходимо не терять чувство связи внутреннего «Я» с внешним миром. Человек живет только во взаимодействии с внешней средой, хотим мы этого или нет. Список литературы: Ассаджиоли Р. Символы надличных переживаний [электронный ресурс]: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психологической культуры. – электронные данные . – Киев, 1989. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/index.htm Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|