Возможности арт-терапии для развития самосознания личности

Вых.дан. статьи и полная ее версия:

Бернс С. А. Возможности арт-терапии для развития самосознания личности// Сб. науч. ст.: Арт-терапия: методология и практика /Институт психологии и педагогики. - М., 2014, вып. №2. - С.123-133

 

Возможности арт-терапии для развития самосознания личности

Можно  ли средствами арт-терапия решать серьезные психологические  проблемы или ее удел оставаться вспомогательной психолого-педагогической дисциплиной? В своей работе, посвященной теме самосознания личности, я исхожу из понимания возможностей арт-терапевтических стратегий как конструирующих и развивающих самосознание личности через открытие и трансформацию собственных возможностей, качеств личности, способов восприятия и мышления.

Любой художественный образ – это продукт человеческой психики, отражение способа его восприятия, мышления и взаимодействия с окружающим миром. Искусство – это выражение Внутреннего через Внешнее, эту мысль, так или иначе, на протяжении веков высказывали различные мыслители и художники, например, Ф. В. Шеллинг, А. Матисс, Х. Плеснер. Постигая собственное творение, человек способен открыть в себе неизведанные доселе качества и стороны личности. Но образ способен трансформироваться, развиваться, менять свою форму и становиться чем-то иным. Работая с художественными образами, возможно ли тем самым меняться самому? И что стоит за привычными паттернами нашего поведения?

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо углубиться в понимание каждого вышеозначенного феномена.

Самосознание. Что под собой подразумевает это понятие?

Самосознание – это осознание человеком себя как индивидуальности. При этом сознание может быть направленно на самого субъекта, его тело, поведение, потребности, мысли, чувства, характер. Очевидно, что самосознание включает в себя не только стабильное знание и представление о себе на данный момент, но и процесс осознавания себя.

Необходимо сразу обозначить, что функциями самосознания различные авторы (В. В. Столин, Пантелеев, У. Джемс, Р. Бернс, И.С. Кон и др.) выделяют такие аспекты: самопознание, саморегуляция (поведения и психического состояния), самоотношение. Самоотношение в свою очередь включает в себя самооценку и прочие составляющие: самоуважение, самопринятие, самообвинение. Разные авторы на протяжении лет акцентировали внимание на различных его составляющих. Иногда общую самооценку и самоотношение используют как взаимозаменяющие понятия. 

Кроме того, самосознание тесно связано с образом внутреннего «Я». Фактически последнее является закономерным результатом процесса самосознания.  Обычно выделяют три основных компонента образа Я: образ телесного Я, образ идеального Я, образ субъектного (реального) Я.

 Значение самосознание определяется для субъекта в той мере, в какой все эти функции и аспекты между собой согласованны и подчинены единому направляющему мотиву.

Если же внутренней согласованности не существует, а представление о себе не тождественно реальному положению вещей, то возникает чувство внутреннего смятения и неопределенности, которое порождает тревогу. В.В. Столин называл единицей самосознания личности конфликтный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

При этом необходимо помнить, что самосознание может быть одновременно и процессом, и предметом. Еще Уильям Джемс в начале XX  века отмечал, что в процессе самосознания личность может выступать как объект, то есть то, что познается, исследуется, и личность может быть одновременно субъектом (Я познающее, действующее). Джемс обозначил эту двойственность как «Я - рефлексивное» и «Я - эмпирическое». Рефлексивное «Я», по сути, является основой для формирования Я - концепции и образа «Я».

Согласно представлениям одного из ведущих отечественных исследователей феномена самосознания В.В. Столина, развитие самосознания – это процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального «Я». Если феномен – явление, постигаемое в чистом, неопосредованном внешними установками  опыте, то тогда феноменальное «Я» познается через переживание такого опыта, очевидно, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Таким образом, «Я – эмпирическое» Джемса по сути является феноменальным «Я», действующим, познающим в процессе «Я».

Речь идет о том, чтобы вопрос «Какой я для Другого?» заменился вопросом «Что я чувствую сейчас?». 

Наиболее целостной и обоснованной теорией самосознания, на мой взгляд, является концепция Столина В.В., разработанная в ходе практических исследований совместно с Бодалевым А.А. Отличительной ее чертой является то, что самосознание рассматривается как процесс не только на стадии формирования, но и проявляет себя как итоговый «Образ Я» в активной деятельности человека. Вообще, концепция В.В. Столина во многом опирается на деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Уровни же самосознания определяются онтогенетическим развитием человека. И если на уровне социального индивида активность человека подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общности, то на уровне личности активность субъекта детерминируется,  прежде всего, потребностью в индивидуализации и самореализации.

Внимание к публичным аспектам своего «Я» и проблема социальной желательности «образа Я» напрямую связана с темой защитных механизмов самосознания и его эмоционально-оценочных аспектов, самооценки и самоотношения. Выставлять себя в социально-выгодном свете – это один из аспектов более общего феномена самопрезентации.

Возможности продуктивной защиты самоотношения заложены уже в его строении: благодаря его многомерности и зависимости глобального самоотношения от различных его аспектов, возможно одновременное поддержание общего самоотношения на высоком уровне, в то время как какой-то его элемент, например самоуважение, находится  на сравнительно  низком.

Самой трудной и важной задачей, таким образом, остается способность субъекта связывать свое "Я" с подлинной мотивацией и сохранять свою личность в деиндивидуирующих условиях. Иными словами – всегда оставаться самим собой, какие бы обстоятельства не предлагала внешняя среда.

Однако, когда ослабевают продуктивные формы защит, человек оказывается в ситуации перепутья: выработанный в процессе жизни стиль поведения и отношения с самим собой и с окружающей средой уже не удовлетворяет человека, но понимания причин этого еще не обретено. В результате может проявиться феномен, так называемого, "потерянного Я", деперсонализации, или дереализации. В основе этих двух явлений находится синдром отчуждения, отстранения, индивидуальных качеств и эмоций либо переживаний, связанных с окружающим миром.

Возникает вопрос, как личность может быть независимой и свободной в своем выборе, самоопределении, в нахождении личностного смысла, своего ведущего мотива, если «Я» формируется и определяется в результате взаимодействия с «Другим», то есть с  внешней средой? А психологические защитные механизмы, направленные на взаимодействие с внешним пространством, зачастую даже не осознаются? Как оставаться самим собой, оставаться аутентичным самому себе?

Я нахожу ответ в сущности экзистенциального антагонизма, заключающимся в том, что человек предопределен к отношениям как с внешним миром так и с самим собой, предопределен к взаимодействию внутреннего и внешнего.

Для того, чтобы взаимодействие с миром с точки зрения вышеописанных процессов шло эффективно, требуется наличие определенных качественных компонентов самосознания. На мой взгляд, наиболее точно эти качества могут быть названы доверием и осознанием собственных психологических границ.

Необходимо понимать, что доверие здесь выступает залогом интенциональности нашего сознания на внешние предметы мира, его экстенсивности, а не как субъективное качество доверчивости.

Осознание границ внутреннего «Я» необходимо для того, чтобы эффективно ими оперировать, произвольно устанавливая как дистанцию по отношению к внешним субъектам и явлениям, так и характер взаимодействия. Осознавание собственных внутренних границ позволяет переживать чувство уверенности в себе, самоуважение и чувство достоинства в случае, если границы «работают» успешно. Показателем эффективности внутренних границ может служить их гибкость, то есть возможность меняться в зависимости от конкретной ситуации.

В контексте двойственности самого феномена самосознания, искусство, как творческий процесс, так и восприятие художественного образа, является особым ресурсом, доступном любому индивиду. Здесь мы также сталкиваемся с двойственной природой феномена. Легко можно проследить тот факт, что творческий процесс в любом его виде, как созидательном, так и перцептивном, обладает такой же диалогичной структурой, как и процесс самопознания. В диалоге творческого пространства как минимум определяются две фигуры: художник и зритель. При том, что и тот и другой персонаж обладает способностью представлять себя на месте другого.

С точки зрения феноменологического подхода восприятие художественного образа  невозможно без интуитивного переживаемого опыта познания, переосмысления значений наблюдаемых и воображаемых объектов. Интуитивное познание невозможно в свою очередь без эмпатийного, эмоционального, отношения к познаваемому образу и его персонажам.

Суть творчества вообще можно свести к появлению всего нового на фоне уже существующего, открытия чего-либо или же создания, воплощения.

В любой форме деятельности перед человеком, также как и перед художником, стоит дилемма между свершением, воплощением и сомнениями, неуверенностью в собственных действиях, убеждениях и представлениях. Человек обречен на осознание возможности ошибки.

Интересно, что Р. Мэй сопоставляет мужество жизни, мужество быть с мужеством творчества. Более того, называет эту форму мужества наивысшей. Если нравственное мужество, пишет Р. Мэй, ведет к уничтожению неких деструктивных форм и явлений, то мужество творчества направлено на создание новых форм, символов, принципов.

Важно то, что для творческого процесса важны не только эмоциональность и спонтанность, но и проявление воли и самодисциплины.

Самореализация человека как сформировавшейся личности возможна только в творческой деятельности, направленной на решение задач, которые посылает внешний мир.

В опыте художественных переживаний есть еще один аспект эмоциональной значимости, рассмотренной с точки зрения современной постмодернистской философии. Связан этот аспект с понятием трансгрессии как качественного перехода состояния сознания из одного в другое.

Именно поэтому восприятие искусства – такой же творческий акт, как и его создание. В основе его феномена заложен эффект экзистенциальной Встречи или Диалога, с образом Другого как персонажа, или художника, или, в конце концов, Другого в себе, встречи с опытом иного в себе.

Иначе говоря, любой творческий акт связан с процессом самопознания.

Если творческий акт – это выражение внутреннего через внешнее, то художник в процессе творчества выходит и за пределы своего бытия, вторгаясь в иные реальности, транслируя через себя нечто, присущее как его бессознательному, так и вечному, трансцендентному, или, если обратиться к терминологии К. Г. Юнга, коллективному бессознательному.

Особой формой творчества человека является психическое отражение, когда внешний мир трансформируется в новую форму существования материи — нейронную, знаковую, хранящуюся в памяти и участвующую в сотворении моделей нового мира и своеобразия индивидуальности. 

Все психические процессы построены на творческом принципе. Например, творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формирование этого навыка определяется способностью человека выделять различные  сочетание противоположных качеств в структуре целого образа, сопоставлять его детали и главный аспект.

Таким образом, можно утверждать, что возможность творческого самовыражения существует для каждого человека. Это наглядно демонстрируется в детском  возрасте в таких деятельностях как спонтанная игра и фантазирование. Более того, неоспорима возможность присутствия творческого процесса во всех сферах жизни человека. Это следует из того, что творческое восприятие и мышление – особый способ познания мира, а значит и себя в этом мире, на базе которого формируется способ уже отношения к миру и к себе.

Точно также как и эффективное проявление человека на личностном уровне развития в своей деятельности, творчество обуславливается взаимодействием внешне и внутренне направленных сил человека.

Примеры интенциональной открытости внешнему миру, рисунок а), и закрытости (чрезмерная дистанция по отношению к внешнему миру), рисунок б).

Возможности арт терапии для развития самосознания личности а)    б)

Таким образом, самопознание, которое приводит к активности самосознания, формированию и укреплению его составных структур,  является залогом эффективности психотерапевтического процесса.

С точки зрения конкретной методологии и нахождения универсальной стратегии арт-терапевтического процесса можно сказать, что творческий процесс как форма мировосприятия и активного  самосознания позволяет субъекту:

1)                осознать себя творцом, осознать возможность преобразования реальности;

2)                уйти от шаблонов, расширить горизонты восприятия и сознания;

3)                развить творческое мышление, спонтанность, креативность;

4)                через  эстетическое  удовольствие и эмоциональную увлеченность интуитивно найти способы психоэмоциональной регуляции сознания;

5)                развить пластичность и целостность своего самосознания и самовосприятия;

6)                обрести опыт подлинности бытия, аутентичности самому себе через открытое самовыражение и переживания удовольствия бытия, что помогает избавиться от деструктивных и ригидных форм социальных «защит», «ролей», поверхностных «масок»;

7)                гармонизировать процессы взаимоотношения внутреннего и внешнего мира, обрести опыт сохранности внутренних границ, собственной аутентичности, в ситуации интенциональной открытости миру.

В ходе практических исследований взаимосвязей между самоотношением,  самосознанием и творческой деятельностью были выявлены следующие позиции.

  • Уровень развития самосознания, степень  осознанности различных его компонентов, особенно, аспектов самоотношения, потенциально определяют возможность человека выражать свою аутентичность; не терять чувство внутренней свободы; произвольно устанавливать и менять в зависимости от ситуации  дистанцию с окружающем миром, границы своего «Я»; регулировать степень соотношения психологической  открытости и закрытости, имплицитности и  эксплицитности. Недостаток выраженности какого-либо аспекта самоотношения или ее чрезмерность, однако, еще не означают отсутствие возможности развития самосознания, так как это бесконечный процесс, который в том числе зависит от условий и задач, перед которыми ставит нас жизнь. 
  • Арт-терапевтический процесс способствует открытию честного диалога субъекта   с самим собой, с собственным внутренним «Я». Образ себя может визуализироваться в творчестве только в каком-либо одном или нескольких аспектах своего «Я», но никогда полностью. Статичный образ себя никогда не будет выражать целостную картину самосознания. Однако, в процессе «диалога» субъекта  с художественным образом, человек невольно переходит из категорий  субъект-объектных отношений к субъект-субъектным.
  • Диалог, выстраиваемый в сознании субъекта  с самим собой через процесс самопознания в творчестве, фактически, знаменует качественный переход сознания от «Я рефлексивного» к «Я феноменологическому» («Я чувствую» вместо «какой Я для другого»). С точки зрения терапевтического процесса самосознание может обладать пластичностью только будучи в беспрерывном процессе своего действующего, феноменального  «Я». Таким образом, открываются истинные мотивы и потребности, реализуемые в творчестве, открываются подлинное знание о себе, выраженное в процессе деятельности.
  • Кроме того, анализируя данные по количественным показателям уровня самооценки и самоотношения, была обнаружена тенденция к выражению  завышенного отношения к себе  в массе современной социо-культурной среды. 
  • Многие современные авторы, А. Лэнгле, Э. Фромм А. Менегетти, А. Лоуэн, Р. Ассаджиоли и др., так или иначе, выражают мысль абсурдности нашего общества, ориентированного на воспитание в человеке нарциссических тенденций. Это происходит в результате продвижения культа успешности, ориентации на ценности культуры потребления, нездоровые тенденции компенсировать недостаток здорового удовольствия в жизни различными формами подавления и зависимостей. Конечно, показателем эффективности подобного стиля самоотношения может быть степень осознанности собственного выбора и удовлетворенности бытия. Тем не менее, с точки зрения терапевтической практики, необходимо понимать тенденции культурной парадигмы, в которой приходится существовать, и помнить, что возможность оставаться аутентичным своему «Я»  определяет только сама личность. Несмотря на то, что массовая потребительская культура вторгается буквально во все сферы жизни, необходимо не терять чувство связи внутреннего «Я» с внешним миром. Человек живет только во взаимодействии с внешней средой, хотим мы этого или нет. 

    Список литературы:

     
  • Ассаджиоли Р. Символы надличных переживаний [электронный ресурс]: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психологической культуры. – электронные данные . – Киев, 1989. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/index.htm

  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание// Психология самосознания: хрестоматия. – Самара, 2003 –С. 360-392.
  • Выготский Л. С. Психология искусства - М.: Лабиринт, 2010
  • Ермолаева - Томина Л. Б.Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов. - М., 2003
  • Кривцун О. А. Психология искусства. – М, 2000
  • Кон И. С. В поисках себя, М., 1983
  • Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой? Пер. С.Кривцовой. // Развитие личности/ 2005 /№1 С. 127—148
  • Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов [электронный ресурс]: электр.журн. Экзистенциальная и гуманистическая психология. - Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x179.htm
  • Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологически-экзистенциальный феномен //Московский психотерапевтический журнал.- М., 2002, вып.№2, с.34-58
  • Мэй Р. Мужество творить. – М., 2012 – 160 с.
  • Никитин В.Н. Онтология телесности. – М, 2006
  • Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара, 2003 – С. 208 – 242.
  • Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 2004
  • Столин В.В. Самосознание личности – М., 1983
  • Терапия искусством. Учебное пособие. Под ред.: Бояджиева Н., Лебедева Л.Д., Никитин В.Н. – София, 2012


  • Просмотров: 764
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Практики осознанности в развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Внутренняя локализация самоконтроля как фактор формирования профессионального самосознания студента
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Когнитивная терапия: метафоры для интеграции самосознания клиента
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь