Жестокие игры самосознания: "Я - ничтожество"

Проблема поиска ресурсов и возможностей человека к саморазвитию отнюдь не нова, но имеет целый ряд сложных аспектов, которые с большим трудом преодолеваются в процессе коррекции личности и терапии. Очень часто вопросы о смысле жизни, о том, чувствует ли человек себя личностью, насколько развито его этническое, религиозное, социокультурное самосознание, насколько развиты способности противостоять урагану, приводящему личность в поверженное состояние, пугают людей, обратившихся к психологу за помощью.

Попробуем рассмотреть,  почему это происходит?

Человек испытывает сложности с самосознанием своей личности. То есть часто взрослый и вполне успешный человек (именно в профессиональной сфере) чувствует себя беспомощным и неуверенным ребенком в выстраивании отношений с человеком противоположного пола.

Ряд ситуаций свидетельствует о потере той самой подушки безопасности, которая срабатывает в острых и критических ситуациях в профессиональной деятельности. 

Это искажение связано с пережитыми травмами, которые не были проработаны должным образом. Так, в практике терапии и консультирования подобные ситуации встречаются весьма часто и свидетельствуют о болезненном восприятии той реальности, в которой пребывал человек длительное время. Так, девушка, выросшая в семье, в которой главенствовал культ труда и материального благосостояния в ущерб духовным ценностям семьи с деспотичным и подавляющим отцом, по мере своего личностного роста добивается "культовых" целей (образование получено,  трудоустроена, карьера стремительно растет, высокая должность), но в плане развития отношений с мужчинами ей хронически не везет.
Жестокие игры самосознания Я  ничтожество

Ее самосознание в профессиональном аспекте как будто перекрывает доступ к ценностям, которые ею, с одной стороны, осознаются, а с другой стороны, самих этих ценностей в своей жизни она не видела, в ее памяти возникает образ жесткого авторитарного отца, ущемляющего ее и в гендерном ("ничего не добьешься, ты ж баба тупая! Будешь на кухне посудомойкой работать!"), и в половом ("Я мечтал о сыне, а эта дура родила мне девку!" и тд). 


Разумеется, подобные разрушительные сценарии вводят девушку в состояние глубокой неуверенности в себе (именно в отношениях с мужчинами), поскольку вся жизненная энергия направлена лишь на то, чтобы доказать отцу, что она может состояться как профессионал.

Ущербность такого сценария вполне очевидна, поскольку к 35-40 годам девушка так и не обретает семью и не осознает себя Женщиной, способной получать Любовь. Искаженное самосознание погружает ее в пучину страха перед мужчинами, которые, к слову сказать,напоминают ей отца, отрицающих и подавляющих ее женственность и сексуальность, даже способность к деторождению.

"Тебе нельзя иметь детей, ты ж квашня!", "Да какая из тебя мать, дура?!", "Тебя ни один мужик не выдержит!", "Тебя саму воспитывать еще надо!", - подобные жесткие реплики девушка слышала и от отца, и от своих мужчин, которым она верила, доверяла, но от которых так и не смогла защитить саму себя.

Путь к переосмыслению занимает не один месяц терапии. И снова-таки надо помнить о сложностях в коррекции личности девушки.

  • "Я не смогу стать матерью" - генеральная линия самосознания зрелой женщины, которая по-прежнему чувствует себя ребенком. 
  • Страх отца перерастает во всеобщий страх перед мужчинами;
  • Негативные, отрицающие ее возможности, фразы погружают девушку в раздрай и отчаяние.





Мысли о собственном ничтожестве и неуверенности не позволяют девушке взгянуть на мир объективно, возвыситься над проблемой. (Причем в ряде случаев девушки в этих случаях создают себе весьма иллюзорную опору в виде фигуры своей матери, которая именно проявляет жалость, но не содействует решению проблемы, а кроме этого мама является проводником деструктивного сценария "Бьет, значит, любит", "Бог терпел и нам велел", "Бедненькая ты моя доченька, несчастная, за что ж тебя Боженька наказал так?!".).



Метафорически это выглядит как слепой поиск опоры в болоте, в котором человеку кажется, что он вышел на полянку, а на самом деле оказался в смертоносной трясине.
В то же время, ресурсы противостояния есть. Иначе бы девушка не достигла бы карьерного роста, не состоялась бы в профессии и даже не обратилась бы за помощью к специалисту.

Поэтому в первую очередь в таких сложных ситуациях мы начинаем совершенно безжалостно расставаться с прошлым,  которое причинило боль. Ни в коем случае девушка не должна уходить в дестабилизирующие и обесценивающие высказывания о мужчинах "он гад!", "а этот сволочь",  "все мужики козлы и счастье в труде",  не погружаемся в феминизм.

Подобные фантазии женщин на тему встречаются, к сожалению, постоянно,  но отражают суть их личности, нуждающейся в терапии. Но отрезвляющим моментом является именно осознание того,  что этого "урода" девушка все же выбрала самостоятельно, а за этим "козлом" и вовсе охотилась долгие месяцы. Соответственно, в таких фразах заложено именно негативное отношение к самой себе. Мы учимся прощать и отпускать. Хотя и нередко в процессе работы многие девушки испытывают злость и обиду, и это вполне естественно, ведь мы - живые люди.



Мы занимаемся генеральной уборкой, такой, какая предшествует капитальному ремонту. Мы выбрасываем все ненужные мысли, стереотипы, ломаем привычные, "законсервированные" взгляды на жизнь. Мы ломаем стены непонимания, ложные ценности и убеждения. 

Капитальный ремонт впереди. И генеральная уборка займет не один день...Но мы на пути, мы на старте,  мы на взлете!


Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Девушка-стерва" или девушка, которая любит себя?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь