|
Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.Автор статьи: Сенгеева
Сенгеева Т.Н. –ст. преподаватель кафедры педагогики и психологииРИКУиО Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов. Этапы формирования профессионального самосознания представляют постоянный интерес у исследователей. Для понимания проблемы профессионального самосознания, необходимо учитывать особенности формирования самосознания с детства до старости. С. Л. Рубинштейн выделяют самосознание как относительно поздний продукт развития сознания: «...не сознание развивается из самосознания, личностного Я, а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом» [26]. Первым ввёл понятие «жизненного пути» С.Л. Рубинштейн (1935), детальная проработка проблемы «жизненного цикла человека» является заслугой Б.Г. Ананьева (1948). Им выделены «важнейшие с точки зрения развития личности характеристики: старт, кульминационный момент высших достижений в избранной деятельности и финиш», чем показывает зависимость кульминации от момента старта, а старта от истории воспитания личности. Он определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». В связи с этим постулатом, И.В. Вачков рассматривает формирование профессионального самосознания через изменение содержания подструктур профессионального самосознания и выделяет следующие ступени. Первая ступень определена регулятивно-прагматическим уровнем профессионального самосознания и характеризуется только ситуационными аспектами самосознания. Вторая ступень определена эгоцентрическим уровнем, где исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность. Данная ступень характеризуется осознанием себя в когнитивном аспекте профессионального самосознания, но Я - отношение обнаруживает явную деформацию в силу резко завышенной самооценки. Особенностью стереотипно - зависимого уровни третьей ступени является то, что жизнедеятельность человека с этим уровнем развития самосознания определяется его близким окружением, группой, с которой он либо себя отождествляет, либо ставит выше себя. Высшей ступенью профессионального самосознании является субъективно универсальный уровень. Его главные характеристики связаны с внутренней смысловой устремленностью человека на создание этих результатов (продуктов труда, деятельности, общении, познания), которые принесут равное благо людям, обществу, человечеству в целом. Таким образом, акцент делается на развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии.[7]. С другой стороны, Т.Н. Сериков рассматривает формирование профессионального самосознания через формирование сознательности личности. Автором определены основные показатели сознательности; логичность рассуждений и следственность выводов, целенаправленность или ocмысленность, намеренность; соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к миру. Обоснование основных показателей сознательности подводит Г. Н. Серикова к выделению этапов формирования профессионального самосознания и созданию требований к разработке системной характеристики профессионального самосознания. Начальному этапу профессионального самосознания будет свойственен пассивный уровень. Данный этап следует отнести к периоду завершения общей образованности и выбору направления профессиональной образованности. На этом уровне личность имеет определенные представления о себе как представителе социума, но не имеет четких знаний о профессиональной деятельности; оценка выбора профессии поверхностно - эмоциональна: осознанность поведения проявляется в усилии и действиях, направленных на возможность поступления в профессиональное учебное заведение. Следующий этап связан с определением начального присвоения профессиональной образованности и ему свойственен, пропедический уровень. Данный уровень характерен для адаптационного периода в общении. На данном этапе необходимо через короткий срок скоординировать позицию личности студента па овладение профессиональными знаниями, умениями, направить самосознание личности в профессиональное русло. Для этого уровня характерно расширение рамок самопознания, в которых представлены общие сведения о профессиональной деятельности и качествах личности специалиста [30]. Ряд ученых предлагают рассматривать формирование профессионального самосознания через использование различных форм деятельности, таких, как педагогические приемы (В. Г Каташев 1996.), разнообразные семинары (Э.Ф. Зеер 1999, Е.К Исаев, С. Косорецкий, B. Слободчиков 2000, Л.М. Митина 1990), традиционные программы повышения квалификации (А К. Маркова, 1992, Т.В. Сикорская 2005, Заморская Т. В. 2003), супервизию (Е. Р. Калитеевская 1997, Н.С. Глуханюк 2000), психологическую службу ВУЗа (Р. Г. Габдреев, 2001). С.В. Васьковская (1987), Е.М. Боброва (1989), А.И. Иноземцева (2002) и другие, исследуя становление и развитие профессионального сознания, называют основу профессионального самовоспитания - мотивацию на самоактивность. Все это подтверждает вывод о том, что содержание категории общения у Л. С. Выготского охватывает и область субъект-субъектных отношений. Он говорил о роли общения и слова как его средства для сознания: «Слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания». Можно сказать, что диалогичность рассматривалась Л.С. Выготским в плане онтогенеза [8]. Проблемы формирования самосознания учащихся, студентов заставляют искать эффективные подходы в руководстве профессиональным развитием. Ученые предлагают директивный, просветительский, диагностический, воспитательный, диалогический подходы в системе развития профессионального самосознания. Не составляет исключения в этом плане и профессиональное обучение будущего педагога-психолога. Изучение профидентичности студентов-психологов позволило Л. Б. Шнейдер (2003) получить данные свидетельствующие о том, что у них наблюдается неравнозначное распределение результатов по типам самоопределения: личностного, парадигмального, инструментального и ситуативного. Объясняется это разной степенью сформированности целевой установки на реализацию себя в практической психологии и реальностью включения в профессиональную деятельность [32]. Периодизация развития человека как субъекта труда, - предложенная Е. А. Климовым, помогает рассмотреть некую возрастную динамику формирования ценностных ориентации. Труд является одним из важнейших факторов социализации в любых культурах. В процессе труда в семье, затем в школе, в группе молодой человек осваивает социальные нормы и ценности, присущие различным формам трудовой деятельности, самоутверждается и реализует свои социально-профессиональные интересы. Климов выделяет два уровня в понимании профессионального самоопределения; а) гностический (перестройка сознания и самосознания самоопределяющегося человека и б) практический (реальные изменения социального статуса человека)[16]. В вою очередь, Л. Д. Олейник (1975) определил стадии: 1. Стадия закладывания основ самосознания (от рождения до 2-3 лет); 2. Стадия становления личности и формирование субъекта сознания на конкретном уровне (от 3 до 10-12 лет); 3. Стадия дальнейшего становления личности на абстрактном уровне (от 12 до 18-20 лет); 4. Стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее)[22]. И.И. Чеснокова (1977) онтогенез самосознания рассматривает как развертывающийся во времени психический процесс, состоящий из трех все более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально-ценностного отношения, саморегуляции. Через прохождение этапов кризисов и стадий в жизни индивида - от года до 3 лет, от 3 лет, до 7 лет, от 7 до 12 лет, от 12 до 14 от 14 лет до 18 лет[30]. С.Л. Рубенштейн (1946) считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя, к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой». Самосознание выступает в роли дифференциально-типологической характеристики [25]. Э.Ф. Зеер, (1985) анализируя процесс становления личности профессионалов, выделяет идею, что «...субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами». Необходимо осознавать сам факт того, что осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности [13]. Нами предлагается логико-метрическая модель «Колесо жизни», где графически представлены этапы и кризисы становления сознательного «Я» индивида. Модель позволяет более наглядно представить этапы и кризисы самопознания. Человек проходит по жизненному пути через определенные кризисы, разрешая ситуацию, определяя критерии «жизненного пути», приобретает качественные признаки самоотношения и самопонимания. И у каждого человека они очень индивидуальны, неповторимы. По нашему мнению, стадия детства - от рождения до 21 года проходит как период развития эмоционального компонента самосознания в семье. Через развитие эмоций до 7 лет – когда ребенок начинает говорить «Я», через оценивание себя «Я-хороший», «Я-плохой». От 7 лет до 14 ребенок проявляет словесную активность. Происходит процесс самовыражения себя через использование обращения «Я»: «Я говорю вам о себе», «Я вас слышу», «Я вас понимаю, не понимаю» и т.д. От 14 лет до 21 года через создание образа самого себя и утверждение через сообщения: «Я вижу свои возможности», «Я вижу свои перспективы». Стадия творческого самораскрытия. В это время умения, навыки, приобретенные в период детства, претворяются с 21 года 42 лет. Важными являются умения создавать доброжелательный эмоциональный фон в молодой семье с 21 года до 28 лет, когда дети в семье имеют благоприятные условия для того, чтобы он научился заявлять о себе «Я хороший». Когда родители претворяют в жизнь свой опыт, полученный в своей семье у родителей. С умения говорить о себе, научение детей говорить о себе, умения договариваться с родственниками и собственными детьми, друзьями наполняется жизнь с 28 лет до 35 лет. Родители учатся говорить детям о своем отношении к ним. Претворить свои детские интересы в профессиональной жизни проявляется в период от 28 лет до 42 лет. Здесь более насыщен процесс для мужчин. Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли с 42 лет до 63 лет это период научения других тому, чему научился в жизни в семье, среди других, в сообществе, в профессии. Это время осознания своей роли в семье - с 42 лет до 49, когда происходит смена роли от папы с мамой на бабушку и дедушку. У детей формируется позиция: «Я хороший» или «Я плохой». Происходит передача историко-культурного наследия детям и сообществу. Время осознания своего социального интеллекта, своих дружеских связей с 49 лет 56, подведение итогов своих отношений, своих умений дружить. Период, когда бабушки и дедушки активно говорят с внуками. 50-летняя юбилейная дата и 55-летие рассматриваются как заслуга перед семьей, перед друзьями, и коллегами. Члены семьи, друзья, коллеги могут сказать о его роли в семье, в дружбе и в профессии. Время осознания своего профессионального пути с 56 до 63 лет выглядит как умение человека сохранить интерес к выбранной профессии, радость полноценного труда, и умение сохранить образ себя как человека труда. Человек труда получает признание за свой труд от семьи, друзей, сообщества. Стадия планетарного восприятии свой роли начинается с 63 лет и продолжается до 84 лет. Это понимание возникает у тех, кто не зря прожил жизнь, кто наполнил ее смыслами: «Я в семье», «Я с другими», «Я в профессии». Стадия осознания роли человека в жизни мирового сообщества в период от 63 до 70 лет насыщен потребностью прочувствовать результативность представителей других культур в вопросах воспитания детей, с 70 лет до 77 лет потребность говорить о понимании мировых проблем, о роли общественных связей, с 77 до 84 существует потребность в передаче образа самого себя в профессиональной жизни – условно нами названный «периодом мемуаров». В основе жизненного пути на разных стадиях лежит идея прохождения кризисов. Каждый период времени насыщен разным опытом, но к каждому отрезку времени ярко видна проблема задержки. 1 Стадия детства от рождения до 21 года: которую делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. Время игры мы условно обозначили «Семья - чувства». От членов семьи, от их самооценки начинает либо закладываться самооценка ребенка, либо мы говорим о проблемах эмоционального развития. Время учебы - «слово о себе другим». Встреча с другом, другими позволяет услышать еще новые доказательства самоутверждения. Время развития социального интеллекта. Умения дружить, договариваться, сотрудничать. Позитивно у ребенка появляется друг родитель и друг- ребенок. Либо ребенок остается одиноким. Время труда мы условно обозначили «образ себя в группе». Именно в группе старшеклассник видит и имеет возможность утвердиться. Как идет процесс развития самосознания старшеклассника, какой образ самого себя в будущем, такая у него группа. У одного это группа единомышленников позитивно настроенная на себя, на свои профессиональные возможности. У другого это группа может быть негативно настроенная как на себя, так и на других, так как модели профессионального будущего этот молодой человек не видит и его друзья не умеют видеть. Стадия творчества от 21 года до 42 лет: время создания семьи - от 21 года до 28 лет условно названное выделенное нами «молодая семья - вновь игра», время игр в молодой семье. То есть то, чему научился в своей большой семье, переносится в малую семью. Те воспитательные концепции, которые получили юноша и девушка в своих семьях, претворяют в малой семье. И вновь, главными здесь являются чувства, как и в период до 7 лет. Чувства к ребенку определяют настроение в семье. Есть возможность улучшить ситуацию развития ребенка за счет более здоровой воспитательной идеи одного их родителей. Время установления творческих социальных контактов - от 28 лет до 35 лет, условно обозначенное нами как моменты претворения в жизнь социальных контактов. Научился дружить в семье с родителями, значит научился дружить в школе, то и эти умения позволят подружиться с родственниками семьи и друзьями детей. Претворить полученный социальный интеллект в детстве, или находится в процессе развития социального интеллекта. Время творческого осознания профессии от 35 до 42 лет, условно выделено нами как период подведения неких итогов профессионального выбора, удовольствия труда, результативности трудовой жизни. К сожалению, те кто не совсем осознанно выбрал профессию, чаще спивается к этому времени, либо уходит из жизни. Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли от 42 лет до 63: этот период когда подводятся итоги семейного воспитания - от 42 до 49 лет, время итогов социальной роли от 49 до 57 лет, время итогов трудовой деятельности – от 57 до 63 лет. Стадия роли человека в жизни мирового сообщества: время передачи историко-культурного наследия в сообщество - от 63 лет до 70 лет, когда время передачи социальной роли – от 70 лет до 77, время передачи трудового статуса - от 77 лет до 84 лет. Стадия осознанного отношения к жизни от 84 лет до 105 лет: время осознания роли семьи от 84 до 91, время осознанного отношения к социуму 91 до 97 лет – время итогов труда от 97 до 105 лет. Понятно, что далеко не каждый поспевает за метрическими параметрами. Кто-то опережает, кто-то отстает. Это может зависеть от социокультурной ситуации. Это можно объяснить особенностью исторического пути общества. Наша логико-метрическая модель более приближена к Российскому сообществу, жизненному пути российского человека. Логика нашей модели заключается в том, что самосознание определяется умением рефлексировать, выражать свое отношение к самому себе. И этот путь развития самосознания через слово выглядит логично. Наполнение происходит через обогащение речевого самовыражения. Нами выявлено, в русском языке увеличение слов с приставкой «сам» происходило постепенно. Зависело это от особенностей формирования русского характера и уклада жизни. Общинный характер труда определял развитие языка. Община не поощряла выделение индивида. Так у В. И. Даля - «самостность» означает человека, у которого личность «впереди всего», который сам себя и свои выгоды ставит выше всего, себялюбивый и корыстный, кому чужое благо нипочемь, эгоист». «Самотность - это корень всякого насущного зла». Не приветствовался «самотный» человек. Как и «самотничать» - «искать только свою выгоду», «себе добра и удобства за счет других». «Самкать» - якать, брать на себя лишнее, ставить себя всюду первым и главным, или говорить кстати и некстати». «Самить» - «воротить в свою пользу, тянуть на себя, присвоять». Русские слова: самобеседование, самобытность, самовольник, самодержавец, самодур, самодовольный, самозаконие, самозванец, самолюбие, самоуправство, самостоятельный, самоубийца, самоуверенный, самоуправный, самоучка, самохвальство, самочинство закреплялись постепенно, вслед за появлением новых отношений [10]. Рассматривая, отношение личности к осознанию своего «Я», мы считаем, в советские времена была сознательно со стороны правящей верхушки навязана форма обращения «мы – советские люди», «мы - советский народ», что позволило снимать ответственность с конкретного человека, помогало подавлению сознанию «Я» личности. В настоящее время происходит постепенное возвращение к вербальному обращению «Я». Использование известных приемов «Я-высказывание», «Я-сообщение» позволяет, по нашему мнению, взять ответственность за собственное отношение к жизни, к своей перспективе, заставляет осознавать свое положение, свои возможности. В деятельности педагога-психолога, на наш взгляд, показателем высокого уровня самосознания является рефлексивная способность использования в речи методики «Я-сообщение». Литература 11. Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2002. - 19 с. Сенгеева Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования: Адрес Института 670000 г. Улан-Удэ, ул. Советская 30, к 24, тел 21-61-13. дом. Адрес автора: 670000 г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д. 2 кв. 64. т 21-14-34. сот 62-01-18. Sengeeva @ mail.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|