|
К вопросу о создании индивидуального вектора профессионального развитияАвтор статьи: Соболева Александра Николаевна
Говоря об эффективной профессиональной деятельности педагога, психолога, важно обратиться к профессиональной компетентности как характеристике, определяющей способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической и психологической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Многие отечественные и зарубежные авторы обращались к различным аспектам профессиональной компетентности: В.И.Франчук, Г.С.Никифоров, Э.А.Уткин, И.Н. Дроздов, Ю.В.Варданян, И.Е.Елина, И.П. Гомзякова, И. А. Елисеева, а также, занимались вопросами формирования профессионализма и рассматривали в связи с этим вопросы, связанные с профессиональной компетентностью (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Берестова, А.А. Бодалёв, В. В. Буткевич, Т.А. Венедиктова, В.В. Горбенко, Л.Н. Захарова, Э.Ф. Зеер, А.Каспражак, Дж.Равен,Е.А. Климов, В.С. Калита, М. Н. Карпетова, Н. Е. Костылева, И. Ф. Кривчанский, Ю. Г. Кузнецов, Н.В. Кузьмина, Т. А. Марина, А. К. Маркова, В. Е. Морозова, В. А. Наперов O.A. Овсяник, И.И. Проданов, А. В. Соложин, Е. Н. Старкова; А. А. Толмачев), с решением проблем формирования профессионального мастерства (Н. К. Бакланова, Т. А. Бенедиктова, А. А. Деркач); и с проблемой квалификации (А.Ф. Ануфриев, И. А. Володарская, И. О. Котлярова и Р. О. Орестов). Если же говорить о профессиональной компетентности педагога, психолога, то можно обозначить ряд её необходимых составляющих: 1. Внутренняя позиция студента, будущего профессионала, специалиста. Так, Алёшина Ю.Е.[1] подчёркивает, что психологический диплом необходим не просто потому, что неспециалисты многого не знают и не понимают. За годы обучения на психологическом факультете (в том случае, если оно проходило достаточно эффективно) у студентов формируется особое мировоззрение. О нем существует много шуток и иронических высказываний, в нем есть определенные издержки, но с точки зрения оказания психологической помощи важно то, что основой её является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека и об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на данные психологических исследований, на работы классиков практической и научной психологии. 2. Знание других служб, умение взаимодействовать с ними. Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего возникает после приема психолога, невелик — в основном это психиатры и юристы. Поскольку психологу достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема. Идеальный вариант — это когда психолог работает с такими специалистами в сотрудничестве, имеет регулярную возможность обращаться за помощью и советом, ведет общих клиентов. Психологу всегда следует работать в сотрудничестве с коллегами, чувствуя локоть соседа. Возможность передать клиента, порекомендовать ему кого-то другого — свидетельство включенности специалиста в профессиональное сообщество, и обычно это воспринимается вполне нормально. 3. Наличие коммуникативных навыков. Так, Дж. Котлер и Р. Браун[2] обозначают следующие необходимые навыки, которыми должен владеть психолог, особенно работающий в формате групповой работы: Активное слушание - Безоценочное восприятие вербальных и невербальных аспектов принимаемых сообщений, Переформулирование - Перефразирование слов клиента, прояснение смысла его сообщения, Прояснение - Схватывание сущности сообщения как на уровне чувств, так и мыслей; упрощение сообщений клиента посредством выделения самой их сути, Подытоживание - Объединение отдельных важных элементов взаимодействия или сессии, Задавание вопросов - Задавание «открытых» вопросов, при помощи которых клиент исследует, что именно и как он делает, Интерпретация - Предоставление возможных объяснений определенным мыслям, чувствам и действиям, Конфронтация - Призыв к членам группы обращать внимание па расхождения между словами и действиями, телесными и вербальными сообщениями; обращение внимания на противоречивую информацию или сообщения, Отражение чувств - Сообщение о понимании содержания чувств клиента, Поддержка - Предоставление поощрений и подкреплений, Эмпатия - Идентификация себя с клиентами посредством примеривания на себя их точек зрения, Фасилитация - Обеспечение конкретных и непосредственных коммуникаций внутри группы; оказание участникам помощи в принятии на себя большей ответственности за направление движения группы, Инициирование - Активизация членов группы на участие в общей работе, привнесение в группу новых направлений движения, Постановка целей - Постановка конкретных целей группового процесса и оказание помощи участникам в постановке конкретных и значимых для них целей, Оценка - Оценка развития группового процесса, а также индивидуальной и групповой динамики, Предоставление обратной связи - Выражение конкретных и честных реакций, основанных на наблюдений за поведением остальных членов группы, Предоставление советов - Предоставление советов и информации, помощь в определении направления движения и новых форм поведения, Защита - Защита участников от ненужного психологического риска в группе, Самораскрытие - Раскрытие реакций участников на события, происходящие в группе, Моделирование - Демонстрация желаемых форм поведения посредством действий, Увязка - Установление связи между работой, проводимой участниками группы, и общими темами, поднимаемыми на группе, Блокирование - Вмешательство, при помощи которого блокируется непродуктивное групповое поведение, Завершение - Подготовка группы к завершению отдельной сессии или занятий в целом. К данному спектру, на наш взгляд, важно добавить: «Авансирование» – это провозглашение достоинств, которые человек еще не проявлял, авансирование ему его успехов, «Закрытые вопросы» – это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, «Вербальное отзеркаливание» – точное воспроизведение, повторение всей фразы или последних слов собеседника с целью осознания им сути своего послания и развития мысли собеседника, «Пауза» - возможность для собеседника почувствовать себя, присвоить полученный опыт, осмыслить что-либо. 4. Работа под супервизией. Для того чтобы овладеть всеми этими навыками и приемами на действительно высоком уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала-супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным. 5. Ориентация в научных данных. Для изменения установок клиентов бывает целесообразно также поговорить с ними о людях вообще, привлекая в качестве примеров различные психологические схемы, модели, ссылаясь на экспериментальные факты, которые могут служить подтверждением слов психолога, поскольку "научная" информация обычно звучит для клиентов, в частности родителей, весьма убедительно. Разумеется, чтобы пользоваться этими и многими другими данными, психолог должен хорошо ориентироваться в них сам. 6. Ориентация в вопросах полоролевого взаимодействия. Психолог, приступающий к работе с родителями и детьми, должен профессионально ориентироваться в проблемах фемининности-маскулинности, психологической андрогинии, полоролевой социализации детей. 7. Умение работать с проблемами общения. Необходимость помочь людям говорить друг с другом на языке переживаний может возникнуть буквально на любом консультативном приеме. Стоит и подробнее ознакомиться с многочисленными техниками и приемами работы с общением, существующими в рамках практической психологии, овладение которыми требует специального обучения. Также Р. Кочунас подчёркивает, что личность психолога выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. По существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. В связи с вышеизложенным, мы предлагаем рассмотреть профессиональную успешность педагога, психолога (а по большому счёту, практически любого специалиста, работающего с людьми), как результат непрерывного и гармоничного развития и совершенствования по трём основным векторам: 1. клиентский опыт, личностная работа. Чтобы понять, как происходит какой-либо процесс, и что происходит с его участниками, необходимо самому «прожить» эту ситуацию. 2. овладение профессионально значимыми навыками. Важно знать какими профессиональными «инструментами» я могу пользоваться и когда. 3. знание технологии процесса, его организации. Участвовать в тренинге, знать как проводиться тренинг, ещё не значит уметь его проводить (если это конечно это не тренинг тренеров) Для этого нужна практическая отработка, «репетиция» навыков, понимание технологии организации того или иного профессионального «действа», а также возможность получить профессиональную обратную связь от коллег. Так, опираясь на данное понимание профессиональной успешности, уважая и подчёркивая уникальность каждого специалиста и руководствуясь принципом «Индивидуальный подход в групповой работе», мы строим свою профессиональную деятельность в рамках работы по эффективному краткосрочному обучению педагогов и психологов по различным специализациям в рамках Компании «Искусство тренинга» под руководством д.п.н., профессора Е.А. Левановой и её учеников. В частности, обучение строится на основании запроса специалиста, который уточняется и корректируется, исходя из его реальных потребностей, а также, на основании самодиагностики развития по трём основным векторам профессиональной успешности сформульрованной, в связи с этим, цели профессионального развития. Таким образом, создаётся индивидуальный вектор профессионального развития специалиста.
[1] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.,1999. [2] Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.,2001.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|