Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала

При сегодняшнем разнообразии в сфере услуг порой непросто выбрать того специалиста, который действительно поможет улучшить состояние и почувствовать возможность удовлетворения какой-либо потребности.

Поскольку я много лет работаю психологом-психотерапевтом, то речь пойдёт об этом виде услуг. (Здесь я под специалистом подразумеваю и психолога, и психотерапевта и не противопоставляю консультирование и психотерапию.)

Психологическое консультирование и психотерапия призваны, прежде всего, снять остроту нервного перенапряжения и за счёт распознавания истинных причин данного напряжения, помочь клиенту прийти в более осознанное и согласованное состояние, способствующее благоприятной перспективе в будущем.

Это непростая и вместе с тем, вполне достижимая задача. Но! Что же происходит в реальности?

Когда клиент приходит к специалисту и рассказывает о своём состоянии, у психолога моментально может возникнуть предположение о возможных причинах неудовлетворённости и он начинает оценивать через «призму диагноза». (Именно так я работала когда-то.)

В таком контакте у клиента автоматически появляется напряжение. Затем у психолога включается потребность «спасать» и он тащит клиента в свою версию. Растерянный и доверяющий человек следует за ним, поскольку плохо чувствует и воспринимает себя и доверяет авторитетному мнению.

Нет, я вовсе не обесцениваю старания какого-либо психолога или психотерапевта. Абсолютное большинство специалистов в этой области, искренне старается помочь. Однако! Как же часто на деле происходит нечто обратное.

Следует отметить, что сейчас в сфере оказания психологических услуг, к сожалению, много тех, кто судит, оценивает, выдаёт «диагнозы», лишь на основании того, что поведал клиент. (Я так же работала когда-то, очень истощалась эмоционально и была в постоянном напряжении.) После консультации, проведённой в таком варианте, клиент может выйти с большим напряжением, в раздражении, или в лучшем случае — растерянности.

Радость и облегчение в состоянии клиента  свидетельство работы профессионала

Чем же это может быть обусловлено?

Вот ряд причин, которые обнаружила я:

  • Слабая чувствительность психолога к эмоциональному состоянию клиента и фиксация на словах клиента;
  • Неспособность быть в равновесной коммуникации, т.е. позиция — свысока по отношению к другому;
  • Неспособность оставаться в собственных границах и воспринимать разницу между своим и чужим;
  • Неспособность находиться в общих с клиентом границах совместного психотерапевтического процесса;
  • Эмоциональная нестабильность и в результате — эмоциональная уязвимость, то есть, «загруз» проблемой клиента или чрезмерно выраженная эмоциональная реакция;
  • Неудовлетворённость психолога в собственной личной жизни и потребность втянуть клиента в «свою тему» и разделить с ним своё напряжение;
  • Тревога и сомнения относительно своих профессиональных качеств и методов, используемых в практике;
  • Восприятие клиента через призму «диагноза», однозначность и категоричность в суждениях;
  • Стремление «спасти» клиента — во что бы то ни стало и любой ценой.

Почему я решила написать эту статью. Очень часто в последнее время ко мне обращаются те, кто уже проходил психотерапию, но остался разочарован.

К сожалению, клиент в ходе нашей работы нередко выражает недоумение относительно разницы в подходах в психотерапии: в случае с другим специалистом и в работе со мной. Почувствовав моё спокойное, безоценочное и при этом, заинтересованное состояние, человек сначала пытается рассказать о своём неудачном опыте. Нет, я мягко пресекаю такие откровения, ссылаясь на профессиональную этику, и стараюсь по возможности снизить градус претензии, всё-таки, речь идёт о каком-то коллеге.
Я вовсе не пытаюсь рассказать — какая я «уникальная». И у меня случаются промахи, ошибки, я их замечаю и стараюсь не повторять. Наверное, мне повезло в том, что я училась у замечательных профессионалов и была свидетелем и участницей, в качестве клиента, чудесных психотерапевтических сессий, после которых оставалось лёгкое и радостное состояние.

Такое «волшебство» происходит, когда нас не судят, не навязывают своё мнение, не поучают, а тонко чувствуют и сопровождают на пути обнаружения ресурса, скрытого на момент обращения за помощью!

Чтобы быть профессионалом, по моему мнению, следует постараться наладить качество собственной жизни и проработать темы, которые я здесь упомянула (примерный список).

Очень хочется, чтобы отношение к нашей замечательной профессии было уважительным, мы при этом чувствовали себя достойно, а те, кому нужна наша помощь, легко и безбоязненно пользовались нашими услугами.

 



Просмотров: 407
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Ответственность психолога или клиента?
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Проверено на себе, или путь от клиента до психолога.
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Просто я работаю волшебником. Психология взаимоотношений психолога и клиента.
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как увеличить ценность своих услуг в глазах клиента?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Психологический анамнез клиента: о чем рассказать специалисту
  • Как правильно замотивировать клиента на Вашу с ним психотерапию
  • Ответственность психолога и клиента
  • Проекции психолога на клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь