Некоторые особенность преодоления кризисов профессионального развития психолога

На разных стадиях профессионального роста и развития одни и те же задачи реализации специалиста в профессии решаются по-разному, при этом переход от одной стадии развития к другой нередко сопровождается профессиональными кризисами, характеризующимися изменениями в поведении специалиста, его отношения к работе, мотивации труда, психоэмоциональном состоянии и др. Проблемы профессиональных кризисов затрагивают и деятельность психологов, в частности, в связи с тем, что качества личности, которые в психологической практике являются профессионально важными и используются, как профессиональные инструменты (более высокий уровень развития эмпатии, чем у специалистов других профессий; эмоциональная впечатлительность, повышенная чувствительность к стрессам и склонность к большему эмоциональному реагированию на неприятности в процессе профессиональной деятельности), с одной стороны, способствуют профессиональной конгруэнтности специалиста психическим состояниям клиента, а с другой – нередко могут быть причиной более острого проживания личных и профессиональных кризисов, вызванных внешними объективными факторами.

Говоря о кризисах профессионального становления и развития, необходимо отметить, что эта проблематика достаточно активно разработана в науке (Э. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Д. Миллер, А.Г. Петрова, Н.С. Пряжников, Э.В. Сыманюк и др.). Общеизвестна классификация профессиональных кризисов Э.Ф. Зеера:

  • кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14–15 до 16–17 лет);
  • кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении);
  • кризис профессиональных экспектаций – неудачного опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы), кризис профессиональной адаптации;
  • кризис профессионального роста (23–25 лет);
  • кризис профессиональной карьеры (30–33 года);
  • кризис социально-профессиональной самоактуализации (38–42 года);
  • кризис угасания профессиональной деятельности (55–60 лет, т.е. последние годы перед пенсией);
  • кризис социально-психологической адекватности (65–70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию).

Отмечают ряд факторов, способствующих возникновению профессиональных кризисов:

  • неудовлетворенность социально-экономическими условиями деятельности организации (финансовые проблемы, сокращение рабочих мест, ликвидация и др.);
  • чувство неудовлетворенности специалиста своим положением, статусом в профессиональном коллективе;
  • чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм;
  • профессиональные деформации, деструкции;
  • психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, ригидность и др.);
  • изменение личной жизненной ситуации (создание семьи, рождение детей, переезд, перерыв в работе) и др.

Профессиональные кризисы могут быть как результатом профессиональных деформаций психологов, так и фактором их развития. Так, например, анализ данных эмпирического исследования среди психологов правоохранительных органов показал, что неконструктивное прохождение/разрешение профессиональных кризисов проявляется в изменении психологического портрета специалиста (заострение и/или изменение личностных черт). Среди таких психологов-практиков наблюдаются специалисты с целым рядом профессиональных деструкций, синдромом эмоционального выгорания, а также с психологическим портретом «раненный целитель» и «эталон для пациента».

Также проведенное исследование показало, что среди психологов наиболее подвержены профессиональным кризисам и деструкциям сотрудники с низкой профессиональной защищенностью, в том числе без опыта практической работы (молодые специалисты, пришедшие работать сразу после окончания образовательной организации), не имеющие систематического повышения квалификации и др. Важным фактором профилактики профессиональных кризисов и деструктивных явлений психологи, участвовавшие в опросе, отмечают необходимость регулярного повышения профессионального мастерства, обмена профессиональным опытом и знаниями.

Отметим, что переживание психологом кризиса на той или иной стадии профессионального развития, поиск решения для выхода из него может как привести к развитию деструктивных явлений, так и, наоборот, способствовать формированию конструктивных психологических новообразований.

Среди способов преодоления профессиональных кризисов выделяют:

– смена мотивов профессиональной деятельности; поиск смысла профессиональной деятельности в целом или деятельности в конкретном коллективе, организации;

– активизация профессиональных усилий при определении максимальных границ своих возможностей;

– систематическое повышение квалификации, профессионального мастерства;

– переход на инновационный уровень выполнения своей работы, творчество, изобретательство, инноваторство;

– смена должности, специальности, профессии; освоение новых видов деятельности.

Таким образом, нужно понимать, что профессиональные кризисы – это естественные и неотъемлемые феномены, возникающие в процессе становления и развития психолога как специалиста и влияющие на его дальнейшую реализацию в профессии. Тем не менее, важно знать и использовать различные формы и методы профилактики, сопровождения и конструктивного разрешения профессиональных кризисов, в том числе:

– обязательная личная терапия, коучинг (как индивидуальные, так и групповые формы);

– регулярное повышение квалификации, профессионального мастерства, обмен профессиональным опытом в разных формах (образовательные программы и курсы, научно-практические и методические семинары, конференции, круглые столы и др.);

– супервизорское сопровождение и интервизия как методы улучшения качества работы психолога, повышения его квалификации.

Литература:

    Виртц У., Цобели Й. Кризис смысла у помогающих профессионалов. Выгоревшие и «израненные» // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2013. – № 3. – С. 45.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.

Красильников Г.Т., Мишина Н.А. О профессиональном здоровье в психотерапии: раненый целитель или эталон для пациента // Психотерапия. Научно-практический журнал. – 2012. – № 1. – С. 11-15.

    Новиков В.В., Кисова А.Л., Кулакова С.В. Особенности изменений личности психолога-консультанта в процессе профессиональной деятельности // Будущее клинической психологии: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Е.В. Левченко. – Пермь: ПГНИУ, 2015. – С. 322-327.
  1. Федорова Е.М., Бовин Б.Г. Психологическая профилактика профессиональных деструкций сотрудников УИС: монография / ФКУ НИИ ФСИН России. – М., 2017.



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Арт -терапия как средство прохождения профессиональных кризисов
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Смена профессиональной деятельности
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Мотивация как ключевой элемент формирования профессиональных компетенций специалиста
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Пять ступеней профессионального развития и продвижения по лестнице Мастерства.
  • Как успешно использовать кризис для своего духовного и профессионального роста
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • От каких профессиональных навыков зависит успех работы психолога. Почему психолог лучше чем коуч
  • Особенности профессиональной этики в практической психологии
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь