|
Некоторые особенность преодоления кризисов профессионального развития психологаАвтор статьи: Федорова Екатерина Михайловна
На разных стадиях профессионального роста и развития одни и те же задачи реализации специалиста в профессии решаются по-разному, при этом переход от одной стадии развития к другой нередко сопровождается профессиональными кризисами, характеризующимися изменениями в поведении специалиста, его отношения к работе, мотивации труда, психоэмоциональном состоянии и др. Проблемы профессиональных кризисов затрагивают и деятельность психологов, в частности, в связи с тем, что качества личности, которые в психологической практике являются профессионально важными и используются, как профессиональные инструменты (более высокий уровень развития эмпатии, чем у специалистов других профессий; эмоциональная впечатлительность, повышенная чувствительность к стрессам и склонность к большему эмоциональному реагированию на неприятности в процессе профессиональной деятельности), с одной стороны, способствуют профессиональной конгруэнтности специалиста психическим состояниям клиента, а с другой – нередко могут быть причиной более острого проживания личных и профессиональных кризисов, вызванных внешними объективными факторами. Говоря о кризисах профессионального становления и развития, необходимо отметить, что эта проблематика достаточно активно разработана в науке (Э. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Д. Миллер, А.Г. Петрова, Н.С. Пряжников, Э.В. Сыманюк и др.). Общеизвестна классификация профессиональных кризисов Э.Ф. Зеера:
Отмечают ряд факторов, способствующих возникновению профессиональных кризисов:
Профессиональные кризисы могут быть как результатом профессиональных деформаций психологов, так и фактором их развития. Так, например, анализ данных эмпирического исследования среди психологов правоохранительных органов показал, что неконструктивное прохождение/разрешение профессиональных кризисов проявляется в изменении психологического портрета специалиста (заострение и/или изменение личностных черт). Среди таких психологов-практиков наблюдаются специалисты с целым рядом профессиональных деструкций, синдромом эмоционального выгорания, а также с психологическим портретом «раненный целитель» и «эталон для пациента». Также проведенное исследование показало, что среди психологов наиболее подвержены профессиональным кризисам и деструкциям сотрудники с низкой профессиональной защищенностью, в том числе без опыта практической работы (молодые специалисты, пришедшие работать сразу после окончания образовательной организации), не имеющие систематического повышения квалификации и др. Важным фактором профилактики профессиональных кризисов и деструктивных явлений психологи, участвовавшие в опросе, отмечают необходимость регулярного повышения профессионального мастерства, обмена профессиональным опытом и знаниями. Отметим, что переживание психологом кризиса на той или иной стадии профессионального развития, поиск решения для выхода из него может как привести к развитию деструктивных явлений, так и, наоборот, способствовать формированию конструктивных психологических новообразований. Среди способов преодоления профессиональных кризисов выделяют: – смена мотивов профессиональной деятельности; поиск смысла профессиональной деятельности в целом или деятельности в конкретном коллективе, организации; – активизация профессиональных усилий при определении максимальных границ своих возможностей; – систематическое повышение квалификации, профессионального мастерства; – переход на инновационный уровень выполнения своей работы, творчество, изобретательство, инноваторство; – смена должности, специальности, профессии; освоение новых видов деятельности. Таким образом, нужно понимать, что профессиональные кризисы – это естественные и неотъемлемые феномены, возникающие в процессе становления и развития психолога как специалиста и влияющие на его дальнейшую реализацию в профессии. Тем не менее, важно знать и использовать различные формы и методы профилактики, сопровождения и конструктивного разрешения профессиональных кризисов, в том числе: – обязательная личная терапия, коучинг (как индивидуальные, так и групповые формы); – регулярное повышение квалификации, профессионального мастерства, обмен профессиональным опытом в разных формах (образовательные программы и курсы, научно-практические и методические семинары, конференции, круглые столы и др.); – супервизорское сопровождение и интервизия как методы улучшения качества работы психолога, повышения его квалификации. Литература:
Красильников Г.Т., Мишина Н.А. О профессиональном здоровье в психотерапии: раненый целитель или эталон для пациента // Психотерапия. Научно-практический журнал. – 2012. – № 1. – С. 11-15.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|