МАК в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей

Целью данной статьи является анализ возможностей использования метафорических ассоциативных карт как инструмента психологического сопровождения профессионального развития педагога.

Важнейшим аспектом профессионального развития, является процесс становления профессионального самосознания и прежде всего образа «Я –будущий педагог». Работа с образом «Я» будущего учителя, формирование временной перспективы профессионального развития – одно из ключевых направлений работы по психологическому сопровождению профессионального развития педагога на этапе обучения в вузе. Как отмечают многие исследователи, «на этапе профессионального образования необходим целенаправленный процесс создания педагогических условий, содействующих обогащению образа педагога у студентов» (Ильина С.П.).

Представление студента о себе как будущем учителе выступает стержневым детерминирующим фактором профессионального развития. По мнению О.В. Илясовой: образ «Я – будущий педагог» можно рассматривать как порождающую модель, задающую перспективы становления и развития будущего специалиста педагогической деятельности (Илясова О.В.). В связи с вышесказанным, мы считаем, что одной из важных задач психологического сопровождения профессионального развития студента овладевающего педагогической профессией является работа с образом «Я-будущий учитель». При этом, мы считаем, что динамический потенциал, заложенный в образе «Я-будущий учитель» создаётся противоречим в самосознании студента между образами «Я студент-будущий педагог» и «Идеальный учитель». В соответствии с этим работа по развитию представления о себе как об учителе в будущем должна вестись в следующих основных направлениях: 1) проработка, актуализация представлений студента-педагога об идеале в педагогической профессии, который у каждого наполнен своим содержанием, в соответствии с ценностными ориентациями, индивидуально-типологическими особенностями, собственным опытом общения с учителями в роли ученика, 2) простройка собственной временной перспективы профессионального роста, этапы, направление и масштабы которого так же будут индивидуальными и неповторимыми у каждого студента, 3) объективная оценка «сильных» и «слабых» сторон своей личности, применительно к педагогической профессии.

В качестве примера, приведём описание варианта работы с метафорическими ассоциативными картами в процессе практических занятий по курсу «Педагогическая психология».

Для развития у будущих педагогов образа «Я учитель» мы используем разработанную нами групповую технику работы с МАК, которую мы назвали «Идеальный учитель». Предлагаем её подробное описание.

Техника «Идеальный учитель»

Цель: развития у студентов представления о себе как о будущем учителе, формирование временной перспективы профессионального роста.

Инструментарий: колода МАК «Persona» (или любая другая портретная колода), тетрадь для записи, шариковая ручка.

Алгоритм работы:

  1. Карточки из колоды «Persona» раскладываются изображением вверх. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что со всего мира, и возможно не только нашей планеты, съехались самые лучшие, самые выдающиеся учителя. Те учителя, которых можно с восхищением, благоговением и гордостью назвать Идеальные учителя. И это вовсе не обязательно учителя по должности, это, прежде всего учителя по своему призванию, по своему духу, по тому, как к ним относятся их ученики. Перед вами портреты этих учителей. Их много. Но среди них, безусловно, есть Идеальный учитель именно для вас. Найдите его среди этих учителей. Ориентируетесь при этом не на внешний образ, а на то, как он отзывается в вашем сердце, какие чувства вызывает. Какая карточка вас «позовёт», какой образ вас больше всего «зацепит». Прислушайтесь к себе и выберите своего Учителя.МАК в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей
  2. После того как участники выбрали карточки Идеальных учителей. Даётся следующая инструкция: «Найдите удобное место в аудитории, поставьте перед собой портрет вашего идеального учителя и запишите все мысли, которые приходят вам, когда вы смотрите на него. Начните с вопросов: Как его имя? Сколько ему лет? Где он живёт? Что любит больше всего? О чём мечтает? За что его больше всего ценят его ученики?
  3. Затем участники вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий говорит вступительное слово: «Представьте, что ваши Идеальные учителя собрались вместе. Возможно это какой-то форум или фестиваль. И сейчас каждый учитель представится, немного расскажет о себе и у других учителей и ведущего будет возможность задать ему интересующие уточняющие вопросы». Участники садятся в круг, и каждый студент представляет остальным своего Учителя, отвечает на вопросы других участников и ведущего. На этом этапе зачастую удаётся существенно расширить представления участников об идеальном учителе.
  4. Каждому участнику ведущий задаёт вопрос «С кем из присутствующих учителей хотел бы более тесно пообщаться его учитель? Какие темы могли бы они обсудить в разговоре? Что в нём особенно привлекает? Данный этап тоже достаточно важен, поскольку позволяет участникам расширить представление о своём идеальном учителе, за счёт обратной связи от других студентов, находящихся в актуализированном состояний своих идеальных образов.
  5. Завершающий этап. Осуществляется рефлексия произошедшего в процессе упражнения. В процессе которой участники часто приходят к пониманию того, что описывая идеального учителя они говорили о себе, своём образе «Я-идеальный учитель» и делятся своими мыслями и чувствами по этому поводу.

Задача психолога: 1. На начальном этапе важно создать атмосферу таинственности, сказочности. Для этого можно использовать так же расслабляющие, актуализирующие творческое состояние музыкальные композиции. 2. Во время представления участников желательно чтобы карточку с Идеальным учителем участника держал ведущий. Это позволит участнику не только показывать своего учителя, но и видеть его самому. Кроме того можно предложить участникам отвечать на вопросы за своего Учителя от первого лица, что способствует более глубокому прочувствованию соответствующего ресурсного состояния.

Выводы: данная техника позволяет актуализировать, материализовать свой образ идеального профессионального будущего, что даёт возможность во-первых сделать его более детальным и осознанным, во-вторых посмотреть на свой идеал со стороны, оценить нравится ли такой вариант профессионального развития или хочется что-то в нём доработать, изменить, в-третих появляется возможность углубить свои представления об идеальном варианте самореализации в профессии на основе знакомства с образом «Идеальный учитель» своих одногруппников.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что метафорические ассоциативные карты являются ёмким, глубоким и универсальным психологическим инструментом, который может эффективно использоваться в самых различных сферах психологической и педагогической практики и, в том числе, в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей на этапе обучения в вузе.

 



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Некоторые особенность преодоления кризисов профессионального развития психолога
  • Профессиональное сотрудничество неотъемлемая часть профессионального развития психолога.
  • Эстетическое измерение профессионального сознания и развития психолога-практика
  • Психологические факторы профессионального развития женщины.
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • К вопросу о создании индивидуального вектора профессионального развития
  • Внутренняя локализация самоконтроля как фактор формирования профессионального самосознания студента
  • Пять ступеней профессионального развития и продвижения по лестнице Мастерства.
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Как успешно использовать кризис для своего духовного и профессионального роста
  • Интервизия как возможность профессионального роста.
  • Настоящие ученики и учителя
  • Как найти своего Учителя
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • Балинтовская группа - инструмент для профессионального роста
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • Дети, как самые главные учителя взрослых.
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.
  • Лекция: Чувства учителя – как ключ к пониманию конфликтов в классе.
  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Родом из детства. Техника для профессионального самоопределения взрослых
  • Психологические тренинги профессионального общения
  • Комфортная структура дохода. Техника для профессионального самоопределения взрослых
  • Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления
  • Границы профессионального общения психолога с клиентом: каковы признаки злоупотреблений?
  • Учителя в нашей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь