|
МАК в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителейАвтор статьи: Кузнецова Людмила Борисовна
Целью данной статьи является анализ возможностей использования метафорических ассоциативных карт как инструмента психологического сопровождения профессионального развития педагога. Важнейшим аспектом профессионального развития, является процесс становления профессионального самосознания и прежде всего образа «Я –будущий педагог». Работа с образом «Я» будущего учителя, формирование временной перспективы профессионального развития – одно из ключевых направлений работы по психологическому сопровождению профессионального развития педагога на этапе обучения в вузе. Как отмечают многие исследователи, «на этапе профессионального образования необходим целенаправленный процесс создания педагогических условий, содействующих обогащению образа педагога у студентов» (Ильина С.П.). Представление студента о себе как будущем учителе выступает стержневым детерминирующим фактором профессионального развития. По мнению О.В. Илясовой: образ «Я – будущий педагог» можно рассматривать как порождающую модель, задающую перспективы становления и развития будущего специалиста педагогической деятельности (Илясова О.В.). В связи с вышесказанным, мы считаем, что одной из важных задач психологического сопровождения профессионального развития студента овладевающего педагогической профессией является работа с образом «Я-будущий учитель». При этом, мы считаем, что динамический потенциал, заложенный в образе «Я-будущий учитель» создаётся противоречим в самосознании студента между образами «Я студент-будущий педагог» и «Идеальный учитель». В соответствии с этим работа по развитию представления о себе как об учителе в будущем должна вестись в следующих основных направлениях: 1) проработка, актуализация представлений студента-педагога об идеале в педагогической профессии, который у каждого наполнен своим содержанием, в соответствии с ценностными ориентациями, индивидуально-типологическими особенностями, собственным опытом общения с учителями в роли ученика, 2) простройка собственной временной перспективы профессионального роста, этапы, направление и масштабы которого так же будут индивидуальными и неповторимыми у каждого студента, 3) объективная оценка «сильных» и «слабых» сторон своей личности, применительно к педагогической профессии. В качестве примера, приведём описание варианта работы с метафорическими ассоциативными картами в процессе практических занятий по курсу «Педагогическая психология». Для развития у будущих педагогов образа «Я учитель» мы используем разработанную нами групповую технику работы с МАК, которую мы назвали «Идеальный учитель». Предлагаем её подробное описание. Техника «Идеальный учитель» Цель: развития у студентов представления о себе как о будущем учителе, формирование временной перспективы профессионального роста. Инструментарий: колода МАК «Persona» (или любая другая портретная колода), тетрадь для записи, шариковая ручка. Алгоритм работы:
Задача психолога: 1. На начальном этапе важно создать атмосферу таинственности, сказочности. Для этого можно использовать так же расслабляющие, актуализирующие творческое состояние музыкальные композиции. 2. Во время представления участников желательно чтобы карточку с Идеальным учителем участника держал ведущий. Это позволит участнику не только показывать своего учителя, но и видеть его самому. Кроме того можно предложить участникам отвечать на вопросы за своего Учителя от первого лица, что способствует более глубокому прочувствованию соответствующего ресурсного состояния. Выводы: данная техника позволяет актуализировать, материализовать свой образ идеального профессионального будущего, что даёт возможность во-первых сделать его более детальным и осознанным, во-вторых посмотреть на свой идеал со стороны, оценить нравится ли такой вариант профессионального развития или хочется что-то в нём доработать, изменить, в-третих появляется возможность углубить свои представления об идеальном варианте самореализации в профессии на основе знакомства с образом «Идеальный учитель» своих одногруппников. В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что метафорические ассоциативные карты являются ёмким, глубоким и универсальным психологическим инструментом, который может эффективно использоваться в самых различных сферах психологической и педагогической практики и, в том числе, в психологическом сопровождении профессионального становления будущих учителей на этапе обучения в вузе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|