|
Родом из детства. Техника для профессионального самоопределения взрослыхАвтор статьи: Архипова Ольга Геннадьевна
Когда у человека возникает вопрос "Как понять, чем я хочу заниматься, какое дело - мое?" один из самых распространенных советов от психологов: "Вспомните, чем вам нравилось заниматься в детстве, это и может быть ваше призвание". Этот совет идет вторым после вопроса "Чем бы вы стали заниматься, если бы у вас был миллион долларов?" Я несколько раз ловила свое раздражение в ответ на предложение "вспомнить детство", пока не сообразила, что злюсь не из-за того, что задают вопрос "кем ты хотел быть в детстве", а из-за того, что не задают те вопросы, которые должны следовать за ним. Итак, как же работает техника карьерного консультирования, основанная на детских предпочтениях? Вспомните, чем вы любили заниматься в детствеДа, сначала нужно задать себе этот вопрос. Можно дать себе задание - нарисовать, вылепить то, чем нравилось заниматься в детстве, сделать коллаж. То есть, уйти от "головы" и через арт-метод пробудить свои воспоминания и ощущения детства. Возможно, что любимых занятий будет несколько. Мне в детстве нравилось делать домики для кукол. Я брала табуретку, накидывала сверху кукольную фату, получался такой полупрозрачный шатер. И там внутри я расставляла мебель, обустраивала интерьер. В этом была суть игры. Вспомните, что именно доставляло в процессе игры приятные чувства, что больше всего нравилосьМы углубляемся в тему, отвечая себе на вопрос "почему мне нравилось именно это занятие". В какой момент захватывало дух от восторга, или вы погружались в медитативное состояние, теряя счет времени. Как вы понимали, что сегодня "игра удалась"? В одном и том же занятии множество разных аспектов, и именно понимание важного для вас аспекта деятельности позволяет раскрыть детскую игру как потенциальный источник информации о профессиональном будущем. Например, при игре "в магазин" кто-то любит оформлять торговое помещение (строит, обустраивает), кто-то находит такие листочки или цветочки, которые напоминают реальные товары, замещают их в игре. Кому-то нравится сам "торг" и листочки-денежки, пересчитанные и сложенные аккуратной стопочкой в "кассу". В строительстве "кукольного шатра" я любила, чтобы "было красиво". Эстетическое наслаждение получала от гармонии сооруженного домика. Неизменно он был воздушным, светлым, прозрачным (так как всегда на постройку шла одна и та же белая табуретка и одна и та же белая фата). Еще мне нравилось находить неожиданное применение тем "строительным материалам", которые были у меня в шкафу с игрушками. Кайф от игры был именно в этом. Что из того, что вы делаете сейчас, в своей взрослой жизни, дает вам ощущения, схожие с ощущениями от любимой детской игрыЗадавая себе этот вопрос, вы как бы "заземляете" детский опыт, укореняете его в настоящем. Перекидываете мостик от приятных воспоминаний к реальности. Неожиданно для себя находите пересечения между детскими играми и аспектами своей повседневной и профессиональной деятельности. Таким образом мы констатируем реальность. Теперь давайте продвинемся к моделированию: Что вы могли бы начать делать, чтобы в вашей деятельности появились элементы "любимой игры детства"Нужно сконцентрироваться на "простых решениях", на том, что вы можете реализовать быстро, без каких-то чрезмерных усилий, буквально сейчас. Затем - посмотреть дальше, в более отдаленную перспективу. Как вы можете ввести интересующие вас аспекты деятельности в свою профессиональную жизнь, как можете скорректировать свой маршрут, чтобы он пролегал среди интересного для вас ландшафта. Если продолжить разбирать мой пример - мне нравится "эстетика", и я стараюсь в своей работе уделять время оформлению публикаций, работе с банком изображений при подборе иллюстраций, не пренебрегаю внешним видом статей. Также, мне нравится находить какие-то "свои фишки". Это бывают технические средства для работы с информацией - различные онлайн-сервисы по работе с изображениями, видео материалами. Дополнительно, по аналогии с "любимой игрой" можно изучить свои "анти-предпочтения" Какие игры вам НЕ нравились и чем именноЕсть ли сейчас в вашей деятельности то, в чем вы были слабы с детства? Есть ли у вас желание "прокачивать" эти аспекты? Если такого желания нет - как можно избежать заведомо неприятной вам деятельности? Надеюсь, что с помощью этой техники вы сможете помочь себе разобраться со своими желаниями и обогатить профессиональную жизнь приятными моментами. Другие техники профессионального самоопределения вы найдете здесь Если вам нужна индивидуальная помощь в вопросах выбора профессии, планирования карьеры - получите мою консультацию на B17
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|