|
Фазы психосексуального развития. Латентная и генитальная стадияАвтор статьи: Анна Саблукова
Латентная фаза
В возрасте 6-12 лет сексуальная энергия на время отходит на второй план, уступая место социальной активности - в этот период именно она становится для ребёнка наиболее важной. Он завязывает дружеские и приятельские отношения с ровесниками, концентрируется на учебе, посвящает себя спорту или творческим хобби. У ребёнка формируются очередные элементы структуры личности - Я и Сверх-Я. С рождения всё существование младенца подчинено лишь одному компоненту личности, названному Фрейдом "Оно" (Id). Его суть - инстинкты и желания, которые он сам не осознаёт. Оно управляется стремлением получать удовольствие. Однако постепенно эта тяга к наслаждению начинает конфликтовать с объективными реалиями, и тогда из Оно формируется следующая составляющая личности – "Я" (Ego). Эта часть личности, подчинённая принципу реальности, содержит осознанное представление ребёнка о самом себе. Заключительный элемент личности – "Сверх-Я" (Super-ego). Он возникает в тот момент, когда ребёнок начинает существовать в условиях определённых ожиданий со стороны социума. Общество требует от него соблюдения правил, диктует ему нормы поведения. В этой ситуации Сверх-Я выступает нашим внутренним цензором - его суть близка к понятию совести. На латентной стадии развития должно завершиться формирование всех трёх компонентов личности. Весь этот период готовит ребенка к последнему этапу психосексуального развития.
Генитальная фаза С началом полового созревания меняются физиология и гормональный фон. Начиная с 12-13 и приблизительно до 18 лет ребёнок - теперь уже подросток - проходит генитальную стадию развития. Именно в этот период формируется та самая “зрелая” сексуальность, которая останется с человеком во взрослой жизни. На данном этапе все эрогенные зоны и сексуальные стремления, характерные для предыдущих периодов, объединяются. Главной целью молодого человека или девушки становится успешное сексуальное общение. Однако, чтобы его достичь, традиционно приходится столкнуться с разными сложностями. Они могут быть связаны с проявлением фиксаций на более ранних, уже пройденных стадиях. В этих случаях подросток словно снова возвращается в детство. По версии Фрейда, вступая в генитальную стадию развития, любой человек проходит гомосексуальный этап. Совершенно не обязательно, что он будет проявляться буквально и прямолинейно - он может выражаться лишь в желании формировать свой круг общения из людей своего же пола. Чтобы пройти генитальную стадию без негативных последствий, подростку важно занять активную позицию: уметь решать свои проблемы, стать более инициативным, прекратить быть по-детски пассивным и инфантильным. В таких условиях у молодого человека сформируется идеальный, с точки зрения психоанализа, генитальный тип личности. Подводя итог, важно подчеркнуть, что теория психоанализа фактически не допускает возможности легко и безболезненно пройти все стадии психосексуального развития. Каждый этап таит в себе определённые сложности, противоречия и страхи. Как бы мы ни старались защитить ребёнка от психологических травм, вряд ли удастся справиться с этой задачей на все 100%. Сложно найти человека без каких-либо фиксаций на всех этапах психосексуального развития - просто оральный, анальный и фаллический типы личности будут проявляться в разной степени. Однако это отнюдь не означает, что нельзя свести риск получения травм на каждой из стадий к минимуму. Изучив то, с какими особенностями проходит процесс психосексуального развития, и выстроив грамотный алгоритм действий, родители могут помочь ребенку сформироваться в полноценную и гармоничную личность с минимальным ущербом для него самого. Очень важно осознавать: в наших силах сделать так, чтоб ребёнок был более счастливым в будущем. Продолжение статьи: Оральная стадия Анальная стадия
Фаллическая стадия
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|