|
Влияние социального неблагополучия на личностьАвтор статьи: Решкович Екатерина Владимировна
Процесс социализации (усвоение человеком законов общества) очень важен, поскольку, согласно ведущим теориям в отечественной психологиии, личность формируется в обществе. Одним из нарушений этого процесса является асоциальное поведение - отступление от норм, установленных социумом. Как правило, в большинстве ситуаций такое поведение свидетельствует о наличии конфликта между личными интересами и стремлениями и социальными нормами. Говоря иными словами, происходит конфликт между "хочу" и "надо", или, как назвали бы это фрейдисты, между Супер Эго и Ид. В большинстве случаев, этот конфликт так сильно травмирует ребенка, что тот желает отгородиться от проблем и как бы «строит» себе свой мир, с другими законами и правилами, в большинстве случаев негативно влияющими на взаимодействие с окружающими. Однако, успешному взаимодействию с социумом может мешать не только отклоняющееся поведение негативного характера. Некоторые люди, стремящиеся к чему-то новому, желающие достичь больших успехов в учебе, тоже отвергают законы общества. Отклонения в поведении бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуальные отклонения возникают в тех случаях, когда отдельный человек отвергает установленные нормы поведения в группе, что затрудняет его адаптацию и общение с окружающими людьми. Групповые отклонения создают целые культурные слои. К примеру, дети, воспитывающиеся в детдоме, зачастую являются девиантными, но внутри их общества имеются определенные нормы, которых придерживаются все. Так же выделяют первичные и вторичные отклонения. При первичных отклонениях проявляются лишь несущественные признаки девиантного поведения, что не мешает социализации. При вторичной стадии поведение уже считается асоциальным, поскольку отклонение от норм уже более серьезно. Бывают так же социально одобряемые отклонения, такие как сверхинтеллектуальность, одаренность в той или иной сфере, сверхмотивация, а так же личностные качества, которые помогают ребенку в достижении целей. Теперь следует рассмотреть возможные причины девиантного поведения. Исходя из конституциональных теорий, люди с определенным телосложением склонны совершать поступки, осуждаемые обществом. Однако, по моему мнению, на практике это не подтвердилось – мы можем в этом убедиться, загляну в криминальную сводку любого издательства - преступления совершают люди с разным ростом и весом. Согласно теории Фрейда, человек подавляет в себе природное стремление к нарушению норм путем формирования собственного Я, а также сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Исходя из этого, девиантное поведение – конфликт между этими составляющими личности. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы: - конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; - новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); - ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются; - изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики); - мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения. Из этого можно сделать вывод, что отклоняющееся поведение бывает как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, можно предположить, что это является своеобразным механизмом самозащиты и способом адаптации к тем или иным жизненным сферам, которые еще не до конца поняты или приняты ребенком. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|