Влияние социального неблагополучия на личность

Процесс социализации (усвоение человеком законов общества) очень важен, поскольку, согласно ведущим теориям в отечественной психологиии, личность формируется в обществе. Одним из нарушений этого процесса является асоциальное поведение -  отступление от норм, установленных социумом. Как правило, в большинстве ситуаций такое поведение свидетельствует о наличии конфликта между личными интересами и стремлениями и социальными нормами. Говоря иными словами, происходит конфликт между "хочу" и "надо", или, как назвали бы это фрейдисты, между Супер Эго и Ид. В большинстве случаев, этот конфликт так сильно травмирует ребенка, что тот желает отгородиться от проблем и как бы «строит» себе свой мир, с другими законами и правилами, в большинстве случаев негативно влияющими на взаимодействие с окружающими. Однако, успешному взаимодействию с социумом может мешать не только отклоняющееся поведение негативного характера. Некоторые люди, стремящиеся к чему-то новому, желающие достичь больших успехов в учебе, тоже отвергают законы общества.

Отклонения в поведении бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуальные отклонения возникают в тех случаях, когда отдельный человек отвергает установленные нормы поведения в группе, что затрудняет его адаптацию и общение с окружающими людьми. Групповые отклонения создают целые культурные слои. К примеру, дети, воспитывающиеся в детдоме, зачастую являются девиантными, но внутри их общества имеются определенные нормы, которых придерживаются все.

Так же выделяют первичные и вторичные отклонения. При первичных отклонениях проявляются лишь несущественные признаки девиантного поведения, что не мешает социализации. При вторичной стадии поведение уже считается асоциальным, поскольку отклонение от норм уже более серьезно.

Бывают так же социально одобряемые отклонения, такие как сверхинтеллектуальность, одаренность в той или иной сфере, сверхмотивация, а так же личностные качества, которые помогают ребенку в достижении целей. 

Теперь следует рассмотреть возможные причины девиантного поведения.

Исходя из конституциональных теорий, люди с определенным телосложением склонны совершать поступки, осуждаемые обществом. Однако, по моему мнению, на практике это не подтвердилось – мы можем в этом убедиться, загляну в криминальную сводку любого издательства -  преступления совершают люди с разным ростом и весом.

 Согласно теории Фрейда, человек подавляет в себе природное стремление к нарушению норм путем формирования собственного Я, а также сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Исходя из этого, девиантное поведение – конфликт между этими составляющими личности.

Р. Мертоном  была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

- конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

- новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

- ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

- изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

- мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

Из этого можно сделать вывод, что отклоняющееся поведение бывает как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, можно предположить, что это является своеобразным механизмом самозащиты и способом адаптации к тем или иным жизненным сферам, которые еще не до конца поняты или приняты ребенком.



Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические причины отклонения в поведении “трудных” подростков и пути коррекции их личности
  • Эмоциональные отклонения в современном обществе
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Алгоритм достижения целей. "Как состоявшейся женщине создать счастливую семью", фрагмент 8
  • Три причины, по которым семейная терапия в большинстве случаев не работает
  • За пределами постановки целей: семиступенчатый континуум для достижения ваших целей
  • 4 типа непродуктивных целей поведения работников
  • Как отличить цели от средств их достижения (в рамках проблемы лишнего веса)
  • Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.
  • Я окружен правилами и социумом. Где среди этого я сам?
  • Рациональные цели и разные средства их достижения
  • Цель опрашивает средства (6 препятствий которые мешают достичь).
  • Юбилей курса "Оптимизация целей" Трудности и достижения
  • Проверенные Практики достижения целей (из моей книги "Мечтать и Достигать"), часть 2
  • Проверенные Практики достижения целей (из моей книги "Мечтать и Достигать"), часть 1
  • Почему дети состоятельных родителей позволяют себе асоциальное поведение?
  • Пример терапевтической сессии "Я хочу выйти из депрессии и достичь своих целей."
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Конфликт и поведение в конфликте
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Правила достижения целей!
  • Про "монстров", слона и улитку - игровых помощников в достижении целей
  • Девиантное поведение: типы личностей с наглядными примерами
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Элитарное сознание и эпатажное поведение: конфликт должного и сущего в элитарном сознании.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • 2 женских модели поведения, которые ни к чему хорошему не приводят
  • Асоциальное поведение подростков. Из-за чего это происходит.
  • Регулирование мужской модели поведения. "Вам всем одно и тоже надо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь