|
4 типа непродуктивных целей поведения работниковАвтор статьи: Титова Эльвира Геннадьевна
4 типа непродуктивных целей поведения работников«Самая главная формула успеха – знать, как обращаться с людьми» Теодор Рузвельт
В любом коллективе бывают деструктивные ситуации мешающие достижению поставленной цели, ведущие к конфликтам и срыву планов. Поэтому каждый руководитель должен разбираться в психологии личности, уметь диагностировать своих сотрудников, чтобы знать их истинные подсознательные мотивы поведения, закрепленные в детстве. Это сделать не сложно если знать ошибочные цели поведения (ошибочными их называют потому, что за ними стоит истинный мотив), как они проявляются в словах и поступках. Это поможет распознать скрытые намерения человека, влиять на его продуктивность и сотрудничество.
Как руководитель может влиять на ситуацию и команду, используя диагностику скрытых непродуктивных мотивов поведения человека? В социальном плане поведение может быть полезным и бесполезным. Под полезным поведением понимается поведение, направленное на совместную деятельность во имя общего блага, человек заинтересован в других, стремится доставить радость и пользу себе и другим. Бесполезное поведение направлено только на достижение своей пользы, человек отстраняется от других и озабочен только собственным возвышением и достижениями. Он критикует других, самоутверждается и, тем самым, вызывает негативное отношение к себе. Контактный человек находит хороший прием в обществе, заботясь о его процветании и внося полезный вклад. Человек с плохим поведением не уверен, что его примут и признают, как он того хочет, и он подсознательно ошибочно полагает, что его лучше воспримут благодаря его вызывающему поведению. Важно понимать, что сотрудник будет «хорошо» себя вести, если удовлетворены его базовые потребности. Я предлагаю рассмотреть 4 типа неконструктивного поведения, чтобы найти подход к каждой категории сотрудников. Каждая категория имеет свою ошибочную цель, а именно: внимание, власть, месть и уклонение. Например, сотрудник не подчиняется или часто спорит с вами. Ошибочной целью подчиненного является борьба за власть, а скрытое намерение – желание чувствовать себя сильным. Что именно хотят сказать нам своим поведением другие люди, можно понять по чувствам, которые у нас возникают в процессе взаимодействия с ними. Чтобы определить ошибочные цели и подсознательные мотивы других людей нам необходимо распознать свои собственные чувства и научиться эмпатии. Итак, давайте поочередно разберем все четыре ошибочные цели, выясним, какие эмоции у нас возникают в каждой категории, какие намерения стоят за каждой из них, какими потребностями движим человек, и что делать. ВНИМАНИЕ. «Привлеченец» вызывает чувство раздражения у окружающих, его много, он может быть везде и в тоже время не доделывать начатое до конца, много говорит, перебивает, угодничает, обещает, много на себя берет, все внимание перетягивает на себя, старается быть на виду, «звездит». Его подсознательная потребность - обратить внимание любой ценой, если не получается продуктивно, то негативными действиями. Его установка: «Я должен завладеть вниманием руководителя, потому что, если он мной занимается = уважает меня». Кстати, ему абсолютно неважно, что внимание может нести негативные последствия. Главное, что оно есть! Способы переориентации:
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ. «Борец» хочет значимости, быть «хозяином положения», главным, способным влиять, пусть даже силой и не согласием, всем видом показывает: «Я не хочу, и вы меня не заставите» или «Никто не может распоряжаться мной». Поведение сотрудника пробуждает у вас злость и желание доказать, «кто в доме хозяин»? Такие люди могут создать саботаж в команде, провоцировать, науськивать других, сталкивать и сеять раздор, бросают вызов: «Я заставлю вас сделать это». Таких людей выявить просто по их недовольствам, которые проявляются в словах и поступках. Их можно назвать "серыми кардиналами", которым хочется власти и значимости, но конструктивно не знают, как это получить. Своим поведением человек пытается сказать: «Со мной считаются лишь тогда, когда я беру верх. Делайте то, что я хочу, а не то вам будет хуже». Способы переориентации:
"Борцов" примерно 70% людей. Сделать их союзниками, вывести из борьбы - главная задача в сплочении команды. Если вам удастся переориентировать сильнейшего, вам станет лоялен лидер, а за ним пойдут другие. Мне лично помогает способность говорить вслух и искренне восхищаться теми качествами и достоинствами, которые есть у "борца", особенно которыми не обладаю сама. МЕСТЬ. "Мстители" всегда своими действиями причиняют боль физическую или моральную. Ими движет желание вернуть ту обиду, которую ему причинили ранее. Ему не дает покоя уязвленное самолюбие, несправедливое, как ему кажется, отношение. Распознать такого человека по его злости, нежеланию сотрудничать и разговаривать, желанию уйти, уволиться, уединиться, замкнутости. Он может быть тихим и скрытным, не проявлять себя активно, безынициативен, часто кажется окружающим, спокойным и совершенно безобидным. Как говориться: «в тихом омуте черти водятся». Этот человек может вынашивать план мести долго. Стоит лишь задеть его эго, он просто прыснет ядом, способен на воровство, врет, обвиняет, сводит счеты, портит имущество, вредит репутации руководителя и компании, использует сарказм и комплименты, от которых становится еще хуже. У людей поднимается желание проучить, ответить обидчику, наказать, пожаловаться на сотрудника, вызывает ярость от его слов и поступков. Подсознательный мотив поведения - потребность в защите и уважении. Способы переориентации:
К счастью, "мстителей" не так много, но бывает приходиться сталкиваться. Рекомендую выявив такого сотрудника, не удерживать в команде, он мало продуктивен, подавлен, мрачен, скрытая агрессия отталкивает людей. УКЛОНЕНИЕ "Уклонисты" – люди не уверенные в своих силах, способностях, своим поведением показывают, что они не справятся, им нужна помощь, хотят, чтобы от них ничего не требовали, часто выбирают вообще ничего не делать, потому что считают, что у них не получится так, как надо, они не в состоянии сделать то, о чем их просят. Руководитель, сталкиваясь с симуляцией беспомощности, испытывает жалость, изначально желает помочь, что-нибудь за него сделать, но позже это начинает злить, чувствует бессилие и отчаянье. Такой человек выглядит депрессивным, унылым, вялым, тихо говорит, безынициативен, жалок, часто сдается, отказывается принимать участие, откладывает дела на потом, ссылаются на недомогание и плохое настроение, может ставить высокие цели, но ничего не делать, оправдывается, подсознательно настроены на негатив и неудачу. Внутренний мотив "уклониста" – избежать ошибки, лучше ничего не делать, чтобы не наказали. Реакция окружающих – упрашивают, напоминают, отстают, жалеют, желают спасти, меньше требуют, делают за него. Способы переориентации:
Жалея работника, мы поощряем жалость к себе, чувство собственной неполноценности. Вдобавок ко всему вырабатывается привычка добиваться того, что они хотят, мученичеством и беспомощностью. Я бы задумалась, нужен ли такой сотрудник? Готова ли я потратить время и силы на перевоспитание? Думаю, у вас сейчас тоже возникли такие вопросы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|