Эмоциональные отклонения в современном обществе

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе произведено теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональных отклонений в обществе и рассмотрены разные точки зрения известных зарубежных и отечественных ученых.

Ключевые слова: Депрессия, тревожность, агрессивность, эмоциональные отклонения.

    За последние десятилетия в нашей стране произошли
кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, которые влекут за собой радикальные изменения в психологии, в ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение проявлений человека в эмоциональной сфере его жизнедеятельности. Среди многочисленного количества видов эмоциональных отклонений, пожалуй, самыми распространенными  можно считать депрессию, тревожность, агрессивность. Современное общество задает очень высокий темп и создает массу причин не только для радости, но и для апатии к жизни. Каждый день нас окружают сотни проблем, от которых порой просто хочется сбежать и скрыться в самом укромном местечке на земле. Поэтому сегодня вопросы профилактики и коррекции  эмоциональных расстройств являются крайне актуальными.

Итак, опираясь на положения и идеи, содержащиеся в концепциях «пионера» в психологии З. Фрейда тревожность  мы понимаем, как первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи. ««Я», пережившее пассивную травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее  в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением[15, с.85]. Тревога имеет очевидное отклонение к ожиданию. Тревогу имеют перед чем-нибудь. Изначально тревога представляет собой адаптивное поведение, помогающие индивидууму избегать возможной опасности, но в определённых условиях тревожное поведение приобретает патологические черты и снижает приспособленность организма. Механизмы развития патологической тревожности до конца не изучены. В настоящее время существуют две точки зрения [9, с. 97]. Согласно одной из них, патологическая тревога отличается от нормальной только количественно и представляет собой просто чрезмерную адаптивную тревожность. По другой теории патологическая и адаптивная тревога качественно отличаются друг от друга и являются разными физиологическими состояниями. Кроме того, патологическая тревожность представляет собой гетерогенную группу расстройств, которые различаются между собой не только поведением, но и физиологическими показателями. Международная классификация болезней (МКБ, 1994) выделяет фобические тревожные расстройства, другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство [11, с. 12].

Так же принято различать ситуативную тревогу (state anxiety) описываемую как временное переживание чувства тревоги в провоцирующей ситуации и базовую тревогу (trait anxiety) как особенность личности, проявляющуюся в повышенной склонности переживать тревогу. В клинике для оценки личностной и ситуативной тревожности по отдельности используется тест Спилбергера (Spielberger et al., 1983). Тревожность рассматривается в различных направлениях психологии. Психоаналитический подход к пониманию страха и тревоги связан в первую очередь с именем З. Фрейда. В его работах проблема страха и тревожности именно как психологическая проблема была поставлена впервые [14,с. 35].

Поведенческий подход представляет тревожность и страх — как очень близкие явления. Оба они являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условных рефлексов. Благодаря сочетанию рефлексов возможно большое разнообразие инструментальных и оперантных реакций избегания, на основе которых происходит социализация индивида.

Из исследований сторонников теории научения  А. М. Прихожан делает вывод о том, что источником социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная раннее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида), но и значимость ситуации для индивида, обусловленная культурными ценностями [11]. Одним из главных исследователей тревоги в когнитивной теории является Р. Лазарус (1972). По его мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Значение этих исследований заключается в том, что в центре теории тревоги стоит человек как воспринимающее существо. Хотя Лазарус полагает, что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, он подчеркивает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. Но во многих работах сторонников когнитивной теории описывается не тревога, а воздействие психологического стресса на человека. Тревога рассматривается как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности [10, c.167].

   Изучая проблему агрессивности мы  опирались  на положение А. Басса, который агрессию охарактеризовал, как реакцию которая наносит вред другому организму.[16, с.17]. Другие исследователи агрессивности,  такие, как Бэрон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку.

Агрессия в обществе не происходит без определенных мотивов и установок, и поэтому это явление сложнее,  чем  животная  агрессия, поэтому ее целесообразно определять, как насилие. Агрессия в животном мире является целесообразной  деструкцией, животное способно к агрессии, но не  способно к насилию[6, с.80].

Ряд важных различий в понимании агрессии отметил Фешбах. Он разграничил экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессии (при этом сначала из рассмотрения исключается непреднамеренное агрессия). Экспрессивная агрессия представляет собой мимо свободный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный быстро прекращается, причем источник нарушения спокойствия не обязательно "обязательно подвергается нападению. Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированное (можно говорить также о корыстной и бескорыстной, антисоциальной и о социальной агрессии). В определении агрессии и агрессивного поведения стоит определиться, включать аспект нарушения общественных норм как показатель проявления агрессивности. Например, физическая самозащита, или дисциплинарное наказание, являются приемлемыми формами социального поведения, и именно поэтому агрессивное поведение следует рассматривать в контексте нарушения норм и ценностей общественной морали [цит. 5, с. 121].

Однако, по мнению Берковитц, при определении агрессивности на основе нарушения норм общества не учитывается, что взгляды сторон на нормы общественного поведения могут быть разными. Л. Берковитц отмечает, что к агрессии индивида побуждают раздражители, связанные с последствиями агрессивных действий [4, с.165].

А. Бандура отмечает, что люди, наблюдая за поведением других людей и строя, легко овладевают агрессивное поведение и общую стратегию для своих следующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им станет агрессивным. Если же об объект будет наказан за его агрессивность, это уменьшит проявление агрессивности [2, с. 152].

Р. С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, повязанная со стремлением к справедливости. А. А. Реан, К. Бютнер и другие исследователи рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивные свойства, связанные с тревогой. Итак, под «агрессией» принято понимать целевое деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектами (одушевленным и неодушевленным), физический ущерб людям или психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) [12, с.19].

Изучая  проблему депрессии, мы опирались на теорию А. Бека, который  говорил, что  депрессия возникает из-за того, что люди неправильно понимают окружающий мир, это приводит к нарушениям адаптации — подобную интерпретацию называют негативной триадой. Имеется в виду, что у пациента не соответствующие действительности негативные представления о самом себе, о мире и о будущем [3, с. 76].

Депрессия является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. Депрессия это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной пессимистической оценкой самого себя, своего настоящего, будущего и часто прошлого, сопровождающееся искажением мыслительных  процессов, двигательным торможением со снижением побуждения к деятельности или тревожным возбуждением (вплоть до ажитации), соматовегетативными дисфункциями, с часто присущими суицидальными тенденциями [13, с. 123].

Таким образом, значение происходящих вокруг событий либо сильно преувеличивается, либо преуменьшается. Пациенты принимают незначительные неприятности за «доказательства» собственной полной некомпетентности; не верят комплиментам в свой адрес; происходящие в мире печальные события, на которые они никак не могут повлиять, воспринимают как отражение собственного состояния; и считают, что в будущем все будет еще хуже. Эту теоретическую модель депрессии часто сравнивают с моделью депрессии как выученной беспомощности. Первоначально эта модель базировалась в основном на бихевиоральной теории. Предполагалось, что причиной депрессии являются сформировавшиеся посредством обусловливания негативные ассоциации — что бы ни делал пациент, всегда получается плохой результат. Это чувство выученной беспомощности и вызывает депрессию. В более поздних моделях подчеркивается важность роли дезадаптивного мышления и когнитивная неудача при попытке найти решение проблемы в собственном восприятии пациента считается столь же значимой причиной депрессии, как и обусловливание [7,8].

Риск возникновения депрессии высок в семьях, где родители и ближайшие родственники страдали аффективной патологией – биполярным аффективным расстройством, униполярной депрессией. Взаимодействие генов со средой, т.е. отягощенная наследственность по депрессии может увеличивать уязвимость индивидуума по отношению к негативным событиям в жизни. Возникновению депрессии предшествуют социальные факторы: отрицательные жизненные события, которые могут носить острый, либо хронический характер [1с.154].

Таким образом, мы рассмотрели тревожность, агрессивность, депрессию как эмоциональные отклонения. И наблюдая    за развитием современного общества в целом, можно сделать далеко не оптимистический вывод о дальнейшем эмоциональном состоянии  людей которые все больше и интенсивнее переживают эмоциональные нагрузки, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Эмоции человека изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, а со временем извращаются, и могут стать причиной разрушительных процессов в организме человека, и как следствием нездорового общества в целом.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Антропов, Ю.Ф. Клинико-патогенетические особенности и терапия соматизированной депрессии у детей и подростков // Российский психиатрический журнал.- 1999. - №1.
  • Бандура, А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000. – 284 с.
  • Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб.: Питер, 2002. – 420 с.
  • Берковец, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. М., 2007. – 375 с.
  • Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб, 2001. – 375 с.
  • Бэррон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. – 436 с.
  • Гордеева, Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 131—177.
  • Гордеева, Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю.Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
  • Изард, К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
  • Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л., 1970.
  • Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.
  • Реан,А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1999.
  • Смулевич, А. Б., Гиндикин В. Я., Аведисова А. С. Соматизированные психические расстройства в течении психических заболеваний и пограничных состояний. Некоторые аспекты психопатологии и клинической типологии. (Обзор зарубежной литературы) // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 8. - С. 123-129.
  • Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. — Сост. Ю.Л. Ханин. — М., 1983 — 560 с.
  • Фрейд, З. Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. - М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. - 384 с.
  • Buss A. The psychology of aggression. N. Y., 1961. – 264 р.

 

 

 



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа инструментальной оценки агрессии, страха, тревоги, стресса.
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.
  • Агрессия как проявление тревоги
  • Тревога, тревожность, стресс: проблема или возможность?
  • Тревога. Тревожность. Причины
  • Чем тревога отличается от тревожности и тревожного расстройства.
  • Агрессия и тревожность: есть ли что-то общее?
  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Агрессия подростков в современном мире!
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Хаос рождает только хаос. 10 причин, которые могут привести к депрессии.
  • Книги по КПТ тревоги, стресса, панических атак, депрессии
  • Драконы в мире внутреннем... Агрессивность современного человека...
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • О взаимосвязи депрессии, страха и агрессии с богатством внутреннего мира и сексуальностью
  • Гнев, агрессия,агрессивность
  • Тревога и поиск работы. Проявления тревоги и как справиться.
  • Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова
  • Тревога и тревожность. Обзор некоторых подходов.
  • Тревога или агрессия? Как отстаивать свои интересы?
  • Детская агрессия современного общества
  • Депрессия и тревожность: почему они всегда преследуют человека вместе?
  • Тревога и тревожность. Разделяем понятия
  • Страхи, тревожность и тревога. Как различить?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • «депрессия депрессии рознь» - немного о клинической психодиагностике депрессии.
  • Проблема семейных ценностей в современном обществе с точки зрения семейного психолога
  • Избавляемся от депрессии и тревоги через физическую активность
  • Нарушения сна, тревога, депрессия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь