|
Эмоциональные отклонения в современном обществеАвтор статьи: Дмитриева Людмила Ивановна
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В работе произведено теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональных отклонений в обществе и рассмотрены разные точки зрения известных зарубежных и отечественных ученых. Ключевые слова: Депрессия, тревожность, агрессивность, эмоциональные отклонения. За последние десятилетия в нашей стране произошли Итак, опираясь на положения и идеи, содержащиеся в концепциях «пионера» в психологии З. Фрейда тревожность мы понимаем, как первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи. ««Я», пережившее пассивную травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением[15, с.85]. Тревога имеет очевидное отклонение к ожиданию. Тревогу имеют перед чем-нибудь. Изначально тревога представляет собой адаптивное поведение, помогающие индивидууму избегать возможной опасности, но в определённых условиях тревожное поведение приобретает патологические черты и снижает приспособленность организма. Механизмы развития патологической тревожности до конца не изучены. В настоящее время существуют две точки зрения [9, с. 97]. Согласно одной из них, патологическая тревога отличается от нормальной только количественно и представляет собой просто чрезмерную адаптивную тревожность. По другой теории патологическая и адаптивная тревога качественно отличаются друг от друга и являются разными физиологическими состояниями. Кроме того, патологическая тревожность представляет собой гетерогенную группу расстройств, которые различаются между собой не только поведением, но и физиологическими показателями. Международная классификация болезней (МКБ, 1994) выделяет фобические тревожные расстройства, другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство [11, с. 12]. Так же принято различать ситуативную тревогу (state anxiety) описываемую как временное переживание чувства тревоги в провоцирующей ситуации и базовую тревогу (trait anxiety) как особенность личности, проявляющуюся в повышенной склонности переживать тревогу. В клинике для оценки личностной и ситуативной тревожности по отдельности используется тест Спилбергера (Spielberger et al., 1983). Тревожность рассматривается в различных направлениях психологии. Психоаналитический подход к пониманию страха и тревоги связан в первую очередь с именем З. Фрейда. В его работах проблема страха и тревожности именно как психологическая проблема была поставлена впервые [14,с. 35]. Поведенческий подход представляет тревожность и страх — как очень близкие явления. Оба они являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условных рефлексов. Благодаря сочетанию рефлексов возможно большое разнообразие инструментальных и оперантных реакций избегания, на основе которых происходит социализация индивида. Из исследований сторонников теории научения А. М. Прихожан делает вывод о том, что источником социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная раннее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида), но и значимость ситуации для индивида, обусловленная культурными ценностями [11]. Одним из главных исследователей тревоги в когнитивной теории является Р. Лазарус (1972). По его мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Значение этих исследований заключается в том, что в центре теории тревоги стоит человек как воспринимающее существо. Хотя Лазарус полагает, что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, он подчеркивает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. Но во многих работах сторонников когнитивной теории описывается не тревога, а воздействие психологического стресса на человека. Тревога рассматривается как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности [10, c.167]. Изучая проблему агрессивности мы опирались на положение А. Басса, который агрессию охарактеризовал, как реакцию которая наносит вред другому организму.[16, с.17]. Другие исследователи агрессивности, такие, как Бэрон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Агрессия в обществе не происходит без определенных мотивов и установок, и поэтому это явление сложнее, чем животная агрессия, поэтому ее целесообразно определять, как насилие. Агрессия в животном мире является целесообразной деструкцией, животное способно к агрессии, но не способно к насилию[6, с.80]. Ряд важных различий в понимании агрессии отметил Фешбах. Он разграничил экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессии (при этом сначала из рассмотрения исключается непреднамеренное агрессия). Экспрессивная агрессия представляет собой мимо свободный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный быстро прекращается, причем источник нарушения спокойствия не обязательно "обязательно подвергается нападению. Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированное (можно говорить также о корыстной и бескорыстной, антисоциальной и о социальной агрессии). В определении агрессии и агрессивного поведения стоит определиться, включать аспект нарушения общественных норм как показатель проявления агрессивности. Например, физическая самозащита, или дисциплинарное наказание, являются приемлемыми формами социального поведения, и именно поэтому агрессивное поведение следует рассматривать в контексте нарушения норм и ценностей общественной морали [цит. 5, с. 121]. Однако, по мнению Берковитц, при определении агрессивности на основе нарушения норм общества не учитывается, что взгляды сторон на нормы общественного поведения могут быть разными. Л. Берковитц отмечает, что к агрессии индивида побуждают раздражители, связанные с последствиями агрессивных действий [4, с.165]. А. Бандура отмечает, что люди, наблюдая за поведением других людей и строя, легко овладевают агрессивное поведение и общую стратегию для своих следующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им станет агрессивным. Если же об объект будет наказан за его агрессивность, это уменьшит проявление агрессивности [2, с. 152]. Р. С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, повязанная со стремлением к справедливости. А. А. Реан, К. Бютнер и другие исследователи рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивные свойства, связанные с тревогой. Итак, под «агрессией» принято понимать целевое деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектами (одушевленным и неодушевленным), физический ущерб людям или психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) [12, с.19]. Изучая проблему депрессии, мы опирались на теорию А. Бека, который говорил, что депрессия возникает из-за того, что люди неправильно понимают окружающий мир, это приводит к нарушениям адаптации — подобную интерпретацию называют негативной триадой. Имеется в виду, что у пациента не соответствующие действительности негативные представления о самом себе, о мире и о будущем [3, с. 76]. Депрессия является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. Депрессия это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной пессимистической оценкой самого себя, своего настоящего, будущего и часто прошлого, сопровождающееся искажением мыслительных процессов, двигательным торможением со снижением побуждения к деятельности или тревожным возбуждением (вплоть до ажитации), соматовегетативными дисфункциями, с часто присущими суицидальными тенденциями [13, с. 123]. Таким образом, значение происходящих вокруг событий либо сильно преувеличивается, либо преуменьшается. Пациенты принимают незначительные неприятности за «доказательства» собственной полной некомпетентности; не верят комплиментам в свой адрес; происходящие в мире печальные события, на которые они никак не могут повлиять, воспринимают как отражение собственного состояния; и считают, что в будущем все будет еще хуже. Эту теоретическую модель депрессии часто сравнивают с моделью депрессии как выученной беспомощности. Первоначально эта модель базировалась в основном на бихевиоральной теории. Предполагалось, что причиной депрессии являются сформировавшиеся посредством обусловливания негативные ассоциации — что бы ни делал пациент, всегда получается плохой результат. Это чувство выученной беспомощности и вызывает депрессию. В более поздних моделях подчеркивается важность роли дезадаптивного мышления и когнитивная неудача при попытке найти решение проблемы в собственном восприятии пациента считается столь же значимой причиной депрессии, как и обусловливание [7,8]. Риск возникновения депрессии высок в семьях, где родители и ближайшие родственники страдали аффективной патологией – биполярным аффективным расстройством, униполярной депрессией. Взаимодействие генов со средой, т.е. отягощенная наследственность по депрессии может увеличивать уязвимость индивидуума по отношению к негативным событиям в жизни. Возникновению депрессии предшествуют социальные факторы: отрицательные жизненные события, которые могут носить острый, либо хронический характер [1с.154]. Таким образом, мы рассмотрели тревожность, агрессивность, депрессию как эмоциональные отклонения. И наблюдая за развитием современного общества в целом, можно сделать далеко не оптимистический вывод о дальнейшем эмоциональном состоянии людей которые все больше и интенсивнее переживают эмоциональные нагрузки, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Эмоции человека изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, а со временем извращаются, и могут стать причиной разрушительных процессов в организме человека, и как следствием нездорового общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|