|
Страхи, тревожность и тревога. Как различить?Автор статьи: Наталья Удалова
В различении этих понятий очень часто возникает путаница и неопределенность. Тем более, в последнее время эти термины стремительно "набирают обороты" на родительских форумах, на которых родители щедро присваивают их своим детям. На консультацию обращаются встревоженные мамочки: "Вы знаете, мой ребенок стал таким тревожным, что делать?". Не избежал этой участи и Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности. Теперь среди родителей даже стало модным - у меня гиперактивный ребенок! Про гиперактивность поговорим в другой статье. Итак. Тревожность. Тревога. Страхи. На первый взгляд слова тревожность и тревога в русском языке имеют внешнее сходство в написании. Однако, это два разных слова и различия у них есть. Тревога- это эмоциональное переживание, а тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство. Если ребенок , да и взрослый испытывает состояние тревоги, то его можно назвать тревожным. Однако, используя термин тревожность, в психодиагностической методике для младшего школьного возраста Спилберга Ч. тревожность разделяется на ситуативную (то есть состояние ребенка в данный момент) и личностную (как устойчивое личностное образование). А вот если речь идет о страхе и тревожности,то здесь уже намного сложнее, потому как есть несколько ключевых моментов в их различии: 1. Конкретность угрозы либо опасности, на которую реагирует ребенок. Здесь страх будет рассматриваться как реакция на реальную опасность, а тревожность- как переживание воображаемой угрозы. Например, такое явление как гроза. Во время грозы у ребенка будет страх этого явления природы. Выражаться он будет по-разному. Но всегда негативно, ярко, отрицательно. А просто в хмурый день - ребенок проявит свою тревожность, думая о том, что когда-то начнется гроза. 2. Направленность угрозы. Тревожность возникнет тогда, когда опасность связана с нарушением отношений с другими людьми (например, ребенок в ожидании мамы с родительского собрания находится в состоянии тревожности). Страх здесь возникнет тогда, когда что-то фатально угрожает ребенку (это переход через дорогу перед движущимся автомобилем, например). 3. Как ребенок реагирует. Реакция на страх - статическая или динамическая. То есть это или резкая активность ( очень быстрый бег от огромной собаки), или оцепенение ( стоять как вкопанным перед собакой и не пошевелить ни рукой, ни ногой). В тревожности же ребенок начнет проявлять поведение, направленное на изменение ситуации ( показательный анекдот для примера: Дети вымыли всю посуду на кухне и даже пол. Теперь боюсь предположить , что они у меня попросят). 4. Интенсивность переживания. Существует теория явлений тревожного ряда по степени возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Мы видим, что три понятия, казалось бы внешне схожие, оказываются совсем разными. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|