"Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки, методы, советы родителям).

"Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки возникновения, методы диагностики, советы родителям).

     Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

     Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.


Признаки повышенной тревожности у детей

 Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое...

Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:

-- Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;-- Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;

-- Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;

-- У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;

-- В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак...);

-- В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет...)

-- Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов...

-- Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы...);

-- Вы сами даете ребенку множество тревожных посылов: "Ты плохой... У тебя не получиться... У тебя все и всегда неправильно..." В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;

-- Ребенок уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;

-- Вы настолько "привязали" ребенка к себе, что без вас он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение...

Некоторые методики и тесты по определению тревожности:

1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

2. Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захаров и М.Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества ...)

3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).

4. Проективные методики:

"Рисунок человека",

"Барашек в бутылке",

"Нарисуй свой страх",

"Кактус",

"Несуществующее животное"...

Способы коррекции тревожности:

1. Подбор специальных индивидуальных и групповых коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2.  Наибольшим эффектом в работе с тревожными детьми обладают игры. Игры -  драматизации и сюжетные игры, по специально выбранным в целях снятия тревожности сюжетом.

3. Совместная деятельность Родитель - Ребенок.

4. Обратная связь педагога родителю (трудности, неудачи, успехи, домашнее задание).

5. Групповая работа с детьми с условно одинаковыми проблемами (дети смогут учиться на ошибках и неудачах, преодолевать трудности вместе...)

Советы Родителям тревожных детей:

-- Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял  (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);

-- В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);

-- Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;

-- Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки...;

-- Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;

-- Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);

-- Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом...);

-- Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;

-- И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть...

Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания...

Буду рада помочь...

 

 

 

 

 



Просмотров: 688
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь