|
Психологические причины отклонения в поведении “трудных” подростков и пути коррекции их личностиАвтор статьи: 404
Психологические причины отклонения в поведении “трудных” подростков
Об авторе: студентка заочного отделения НГПУ, Факультета психологии Место работы: МКДОУ дс № 229 “Жаворонок” г.Новосибирск, п. Гвардейский, ул. Солидарности, 70А. Контактные данные : e-mail : [email protected]
Аннотация В данной статье рассмотрены проблемы и причины отклонения в поведении “трудных” подростков. Подростковый возраст - период завершения детства. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Основные психологические потребности подростка-стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости. В работах отечественных и зарубежных психологов определение подросткового возраста трактуется по разному, но суть определения практически одинаковая. Она была связана с половым созреванием подростков. Вместе с половым созреванием приходят психологические проблемы в общении подростков.
Ключевые слова Подросток, “трудный” подросток, факторы, семья, девиантный, психокоррекция. Введение Объект исследования: причины отклонения в поведении «трудных» подростков. Предмет исследования: методы и приемы коррекции личности «трудных» подростков. Цель исследования: определить психологические причины отклонения в поведении «трудных» подростков и определить пути коррекции их личности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить понятие «подростковый возраст» в зарубежной и отечественной литературе. 3. Раскрыть методы психологической коррекции у «трудных» подростков.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы
Подростковый возраст - период развития детей от 10 - 11 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту. Иначе его его называют переходным возрастом , т.к. он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.
В это время формируются нравственные понятия, убеждения, представления, нравственные принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно- воспитательной работы школы. В тесной связи с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы подростков. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самоосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другим, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях[10].
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают , что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение7 образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями[7]. На протяжении более полувека идет теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде. Существенные изменения в организме подростка служат основой различных теорий о биологической обусловленности кризиса в подростковом периоде. В зарубежной психологии Ядро психологии подросткового возраста составляют идеи С. Холла (1844-1924). Он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества, сформулировал представление о переходности подростничества - периода "бури и натиска", выделил содержательно- негативные характеристики данного этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; обозначил позитивное приобретение возраста - "чувство индивидуальности". Его представления о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, глубоко вошли в психологию, поэтому С. Холла называют отцом психологии переходного возраста[8]. Альберт Бандура применил социальную теорию научения к исследованию развития в подростковом возрасте. Бандура считает, что дети научаются путем путем наблюдений за другими людьми и подражая своим родителям. Многие аспекты поведения копируются с родителей. Некоторые являются хорошими конструктивными моделями, к примеру подростки чаще занимаются общественно полезным трудом, если родители не пренебрегают им. Зигмунд Фрейд мало интересовался подростковым возрастом. Однако он кратко затронул тему в своем труде “Три очерка по психологии сексуальности”. Он описывал подростковый возраст как период сексуального возбуждения, тревожности и иногда расстройства свойств личности. Анна Фрейд интересовалась юношеским возрастом больше, чем ее отец. Она характеризовала юность как период внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения. С одной стороны юноши и девушки эгоистичны, интересуются лишь собой и считают себя центром Вселенной, с другой- они способны на самопожертвование и преданность. Эрик Эриксон модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития. Он описал восемь стадий развития человека, на каждой из которых перед индивидом стоит своя психосоциальная задача. Подростковый возраст стоит на пятой стадии из восьми существующих. Одним из интересных аспектов теории Эриксона является его представление о подростковом возрасте как психосоциальном моратории, санкционированным обществом в переходном периоде между детством и взрослостью[6]. Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Все психические функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.[4]
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”. Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости[3] Делинквентное, т.е. отклоняющееся от норм поведение подростков обсуждается и с точки зрения специфичных для этого возраста проблем, и с точки зрения влияния неблагоприятных социальных условий, и сточки зрения нарушения и или искажения развития, связанных с психопатологическими факторами[5]. Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по- детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны. Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В психологии подросткового возраста существуют факторы, которые статистически связаны с поведенческими проблемами или которые дифференцируют детей и подростков с расстройствами и без них. Эти факторы называются корреляторами “расстройств поведения”. Эти корреляты не обязательно играют казуальную роль в развитии расстройств поведения. Например, ключевым коррелятором к расстройствам поведения у детей оказывается наличие родителей, которые используют неэффективные и дисфункциональные стратегии и тактики воспитания. Отметим далее причины отклонения в поведении “трудных” подростков: 1. Нарушение семейной экологии. Существуют три фактора: 1) родительская депрессия; 2) алкоголизация родителей; 3) ассоциальное поведение родителей(криминализация). Эти корреляты имеют высокий уровень у детей с расстройством поведения( далее РП). Первые два рассматриваются скорее как не специфические или как факторы риска для приспособляемости ребенка. Специфическим называют фактор криминализации в поведении родителей. В узком смысле это обозначение для фактов пребывания в тюрьме и стойкого ассоциального поведения. Такие родители используют очень “бедные” “социализированные практики” во взаимодействии с детьми. Ассоциальные поступки детей при этом можно понимать18 как действие по образцу, и как следствие нарушений социализации , и как следствие нарушения эмоционального общения с родителями. Если говорить о предыдущих двух факторах, то: 1.Родительская депрессия может иметь серьезные последствия для психики детей и сказывается прежде всего на их поведении. Об этом говорят данные исследования, проведенного специалистами УниверситетаНью-Йорка(США), опубликованные в журнале «Child Health Journal».По мнению авторов этой работы, дети, имеющие родителей с депрессией, наиболее подвержены эмоциональным и поведенческим проблемам. Согласно полученным данным это случается в 25% случаев. Если депрессия отмечается только у одного из родителей, этот показатель составляет 15%. Если депрессия развивается у матери, то риск эмоционального неблагополучия увеличивается у 20% детей. 2. Алкоголизм-заболевание, развивающееся вследствие систематического употребления спиртных напитков, которое проявляется в потребности в опьянении, а в перспективе в расстройстве психической деятельности, в соматических (и неврологических) нарушениях, падении работоспособности, утрате социальных связей и деградации личности . Алкогольнозависимая семья характеризуется следующими проблемами: · неспособность ведения совместной хозяйственно-бытовой деятельности; · в социокультурных отношениях исчезает открытость и взаимопонимание между членами семьи, меняются социальные роли мужчины, женщины, ребёнка. · в интимно-личностных отношениях наблюдается нетерпимость супругов; · в духовно-нравственных отношениях утрачивается доверие и любовь к близким, общность и сопричастность; семейная жизнь становится обузой; · из органичного единого целого семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний; единства и контактов между членами семьи практически нет «каждый сам по себе» всех объединяет только кров.
2. Группы сверстников Дети с поведенческими отклонениями обычно отвергаются ровесниками и остаются изолированными от “нормальных групп” сверстников. В результате наступает депривация , недополучение социального опыта.
3. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся: ● генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; ● психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям; ● физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
4. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
5. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: ● учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; ● школьной дезадаптации – состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; ● социальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками; ● криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
6. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
7. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида[5]. Психокоррекционная работа со школьниками может быть ориентирована как на психологически благополучных ребят , так и на учащихся , имеющих более или менее сложные психологические проблемы Коррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации. Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, — целостность. Это означает для нас следующее: Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.
Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующийся личности и профилактика нервно-психических заболеваний.
Задачами психокоррекции является: ● Всестороннее психолого-педагогическое изучение личности; ● Выявление и изучение неблагоприятных факторов внешней среды, влияющих на ребенка; ● Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания
2 Этапы работы по коррекции девиантного поведения: 1 Диагностика. Выявление характера и причин в поведении и обучении, изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе, выделение доминанты нравственного развития, определение потенциальных возможностей и способностей( Вводное интервью для родителей «Д-ОЭРШ», Опросник по выявлению эмоциональных расстройств у детей, Вводное неструтурированное интервью, Диагностика мотивации, Диагностика средства анализа «я»- концепции, Диагностика черт характера, Диагностика отклонений в характере и поведении школьников) 2 Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения. Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, родителям, учителям-предметникам, ученикам. Разработка программы самовоспитания ребенка. 3 Реабилитация ребенка, попавшего в сложную ситуацию. Защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные и учебно- воспитательные условия, разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у родителей, педагогического и ученического коллективов, повышение статуса ребенка 4 Реализация программы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения и контроль за реализацией. Работа всех субъектов коррекционно-педагогического процесса, привлечение специалистов, повторная диагностика и отслеживание динамики развития ученика[1] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в процессе исследования выявлено, что проблема девиантного поведения «трудных» подростков является актульной. Анализ психолого- педагогической литературы позволил сделать вывод о важности психологической коррекции личности в формировании личности «трудного» подростка. Выявляя понятие подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологической литературе, была изучена психолого – педагогическая литература по данной проблеме. Исследуя положения по Л.С. Выготскому, В.Г.Баженову, Т.В. Корниловой, Ф. Райса, К.Должина, В.И.Слободчикова, Д.И. Фельдштейна выяснено, что психологические причины отклонения в поведении» «трудных» подростков заключаются в благополучии семьи, в социальной обстановке вокруг ребенка, в его индивидуальных особенностях. Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило определить проведение психолого- коррекционного мероприятия для коррекции личности «трудных» подростков. Задачи теоретического исследования решены в полном объеме, цель достигнута.
Библиографические ссылки
1.Доклад “ЮНИСЕФ” “Положение детей в мире(2011 г.) [Электронный ресурс]http://tulunr.irkobl.ru/komissiya-po-delpm-nesovershennoletnikh/zashchita-prav-detey/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20026.pdf( Дата обращения: 29.05.2016)
Библиографический список 1. Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников./ В.Г.Баженов, В.П.Баженова .- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224 с. - (Высшее образование) 2.[Электронный ресурс] / https://docs.google.com/document/d/11pgkIZIgbBl0tcCLDZMBCug_an6q3hGV87ZNWd7GQw/edit# (Дата обращения: 25.05.2016) 3.[Электронный ресурс]/ http://doshkolnuk.com/issledovaniya ( Дата обращения : 25.05.2016) 4.Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. - Спб.: Питер, 2005.- 336 с.6 ил. - ( Серия “Практическая психология”) 5.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - Спб.: Питер, 2010. - 816 с.: ил. - ( Серия “Мастера психологии”) 6.[Электронный ресурс]/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D 0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0 %B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1% 82 (Дата обращения : 25.05.2016) 7.[Электронный ресурс]/ http://citoweb.yspu.org/link1/metod/met104/node14.html ( Дата обращения : 26.05.2016) 8.Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|