|
Духовные психолого-ориентированные практики воспитания детей и подростковАвтор статьи: Князева Любовь Александровна
Настоящая статья освящает опыт сотрудничества психолога с служителями католической церкви в психолого-педагогическом сопровождении родителей, детей и подростков из неблагополучных семей (где имеет место алкогольная зависимость родителей, неполные семьи, семейные конфликты, суицид близких родственников). В современном мире компьютерных технологий и индустриализации, когда в воспитании и обучении детей основное внимание уделяют получению знаний, соревновательности между собой, успешности в социальной жизни, в большом дефиците находится духовное развитие подрастающего поколения, формирование морально-нравственных ценностей. Автор под духовными практиками понимает саму жизнь взрослого человека и детей, когда они в повседневных делах, взаимодействии и общении проявляют честность, достоинство и благородство. Когда взрослые помогают ребенку осознать такие чувства, как совесть, стыд… Когда побуждают детей проявлять такие качества, как честность, благородство, справедливость и дают обратную связь. Зачастую и в благополучных полных семьях возникают проблемы в воспитании детей. Родители заботятся о материальном достатке в семье, развитии интеллекта ребенка и лидерских качеств, не уделяя времени совместному досугу, семейным заботам, неформальному общению. В результате, в дефиците находятся морально-нравственные и духовные ценности, так как они формируются не на словах и указаниях взрослого, а при непосредственном взаимодействии, когда родители учат ребенка на своем собственном примере. При недостатке такого общения и опыта, у детей часто формируется потребительское отношение к взрослым, и взывание к стыду и совести в подростковом возрасте часто не дает нужных результатов. Дети нередко употребляют такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» автоматически, не осознавая глубинный смысл и значение их в данный момент - их так научили говорить в определенные моменты, не обращая внимания на те чувства, из которых Человек обычно употребляет эти слова. Важно учить детей не автоматическому следованию ритуалам и традициям, а осознанному употреблению слов, улавливанию смысла сказанного и услышанного не только умом, но и сердцем. Что говорить о неблагополучных семьях, где в дефиците часто не только морально-нравственные и духовные ценности, но и часто элементарные проявления любви и заботы взрослых к детям, друг к другу. Монахини католического монастыря более 10 лет работают с неблагополучными семьями, с родителями и детьми. Более 7 лет, по их приглашению, в монастыре работает автор. Несколько семей находятся на сопровождении более 7 лет (детям сейчас по 14- 17лет). Работа проводилась с родителями: семинары-тренинги с психологом 1-2 раза в месяц, посвященные проблемам воспитания, детско-родительским отношениям. Монахини проводили встречи сосредоточения в монастыре 1 – 2 раза в месяц Детей собирали на выходные и в каникулы в монастыре. С ними занимались монахини (далее сестры), психолог и логопед. Наибольшую ценность для детей представлял естественный опыт духовной жизни в монастыре, чего они не могли получить в семьях. Это неформальное общение, игры, совместные дела, любовь и забота монахинь к детям. Их стремление понять дефициты детей в семье и попытаться компенсировать. Духовные практики в течение всего дня: молитва перед трапезой и благодарственная молитва после, кода дети слова благодарности подкрепляли делами - помогали убрать в столовой и помыть посуду. Сестры же акцентировали их внимание на чувствах по результату труда (радость от того, что оказал помощь и благодарил). Изучение Закона Божия и основных заповедей, связывая их с непосредственной жизнью и бытом, с примерами опыта жизни детей. Совместными усилиями психолог и монахини тренировали детей в преодолении трудностей, своей лени, в служении сверстникам и взрослым. Для того, чтобы мотивировать детей, совместно с ними были разработаны правила Бытия в монастыре, с поощрениями и наказаниями. Духовно пробуждающими и тренирующими ответственность стали практики «платы – искупления» (когда подросток не просто извиняется за проступок, а делает что-то полезное для того человека, которого огорчил или обидел). Каждый ребенок прочитал их и выразил свое согласие подписью. Каждый тренинг и встреча в монастыре завершается подведением итогов выполнения правил Бытия. Психолог проводил циклы семинаров-тренингов по темам: «Знакомство с чувствами. Осознание чувств. Проживание чувств»; «Развитие навыков общения. Эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками»; «Две стратегии Бытия: Духовно-Творческая и Тварно-Биологическая». В 2017г.автор начал работу с подростками по теме «Основы сексуальных отношений и счастливого супружества». Мы считаем своей основной задачей разъяснение мифов и реального положения вещей по предложенной теме. В дискуссиях, семинарах-тренингах прояснение важных аспектов основ счастливой семейной жизни, с учетом положительного и отрицательного опыта родительской семьи. Духовные практики – это сама жизнь духовная изо дня в день! Ежедневные дела и заботы в коих проявляет Человек честность, а отсюда и рождается честь и благородство, формируются духовно-нравственные ценности. Так дети от 4 – 5 лет и подростки в созданных условиях учатся осознавать грехи и признаваться в них, искупать делами, тренируются в преодолении трудностей и соблазнов, в выборе из духовно-творческой стратегии Бытия, тем самым пробуждая свое Духовное начало. А если приходится делать выбор, то помнит о двух своих началах: тварном (животном) и духовном, и может задать себе вопрос: Кто Я сейчас? Из чего я выбираю? И честно, прежде всего, самому себе ответить на него. Князева Любовь Александровна - Педагог-психолог, Психотерапевт Европейского реестра психотерапевтов, «Семейно-психологический центр «Любовь+» г.Ачинск, Красноярского края
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|