Духовные психолого-ориентированные практики воспитания детей и подростков

Настоящая статья освящает опыт сотрудничества психолога с служителями католической церкви в психолого-педагогическом сопровождении родителей, детей и подростков из неблагополучных семей (где имеет место алкогольная зависимость родителей, неполные семьи, семейные конфликты, суицид близких родственников).

В современном мире компьютерных технологий и индустриализации, когда в воспитании и обучении детей основное внимание уделяют получению знаний, соревновательности между собой, успешности в социальной жизни, в большом дефиците находится духовное развитие подрастающего поколения, формирование морально-нравственных ценностей.

Автор под духовными практиками понимает саму жизнь взрослого человека и детей, когда они в повседневных делах, взаимодействии и общении проявляют честность, достоинство и благородство. Когда взрослые помогают ребенку осознать такие чувства, как совесть, стыд… Когда побуждают детей проявлять такие качества, как честность, благородство, справедливость и дают обратную связь.

Зачастую и в благополучных полных семьях возникают проблемы в воспитании детей. Родители заботятся о материальном достатке в семье, развитии интеллекта ребенка и лидерских качеств, не уделяя времени совместному досугу, семейным заботам, неформальному общению. В результате, в дефиците находятся морально-нравственные и духовные ценности, так как они формируются не на словах и указаниях взрослого, а при непосредственном взаимодействии, когда родители учат ребенка на своем собственном примере. При недостатке такого общения и опыта, у детей часто формируется потребительское отношение к взрослым, и взывание к стыду и совести в подростковом возрасте часто не дает нужных результатов. Дети нередко употребляют такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» автоматически, не осознавая глубинный смысл и значение их в данный момент - их так научили говорить в определенные моменты, не обращая внимания на те чувства, из которых Человек обычно употребляет эти слова. Важно учить детей не автоматическому следованию ритуалам и традициям, а осознанному употреблению слов, улавливанию смысла сказанного и услышанного не только умом, но и сердцем.

Что говорить о неблагополучных семьях, где в дефиците часто не только морально-нравственные и духовные ценности, но и часто элементарные проявления любви и заботы взрослых к детям, друг к другу.

Монахини католического монастыря более 10 лет работают с неблагополучными семьями, с родителями и детьми. Более 7 лет, по их приглашению, в монастыре работает автор. Несколько семей находятся на сопровождении более 7 лет (детям сейчас по 14- 17лет). Работа проводилась с родителями: семинары-тренинги с психологом 1-2 раза в месяц, посвященные проблемам воспитания, детско-родительским отношениям. Монахини проводили встречи сосредоточения в монастыре 1 – 2 раза в месяц

Детей собирали на выходные и в каникулы в монастыре. С ними занимались монахини (далее сестры), психолог и логопед. Наибольшую ценность для детей представлял естественный опыт духовной жизни в монастыре, чего они не могли получить в семьях. Это неформальное общение, игры, совместные дела, любовь и забота монахинь к детям. Их стремление понять дефициты детей в семье и попытаться компенсировать. Духовные практики в течение всего дня: молитва перед трапезой и благодарственная молитва после, кода дети слова благодарности подкрепляли делами - помогали убрать в столовой и помыть посуду. Сестры же акцентировали их внимание на чувствах по результату труда (радость от того, что оказал помощь и благодарил). Изучение Закона Божия и основных заповедей, связывая их с непосредственной жизнью и бытом, с примерами опыта жизни детей.

Совместными усилиями психолог и монахини тренировали детей в преодолении трудностей, своей лени, в служении сверстникам и взрослым. Для того, чтобы мотивировать детей, совместно с ними были разработаны правила Бытия в монастыре, с поощрениями и наказаниями. Духовно пробуждающими и тренирующими ответственность стали практики «платы – искупления» (когда подросток не просто извиняется за проступок, а делает что-то полезное для того человека, которого огорчил или обидел).  Каждый ребенок прочитал их и выразил свое согласие подписью. Каждый тренинг и встреча в монастыре завершается подведением итогов выполнения правил Бытия.

Психолог проводил циклы семинаров-тренингов по темам: «Знакомство с чувствами. Осознание чувств. Проживание чувств»; «Развитие навыков общения. Эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками»; «Две стратегии Бытия: Духовно-Творческая и Тварно-Биологическая». В 2017г.автор начал работу с подростками по теме «Основы сексуальных отношений и счастливого супружества». Мы считаем своей основной задачей разъяснение мифов и реального положения вещей по предложенной теме. В дискуссиях, семинарах-тренингах прояснение важных аспектов основ счастливой семейной жизни, с учетом положительного и отрицательного опыта родительской семьи.

Духовные практики – это сама жизнь духовная изо дня в день! Ежедневные дела и заботы в коих проявляет Человек честность, а отсюда и рождается честь и благородство, формируются духовно-нравственные ценности. Так дети от 4 – 5 лет  и подростки в созданных условиях учатся осознавать грехи и признаваться в них, искупать делами, тренируются в преодолении трудностей и соблазнов, в выборе из духовно-творческой стратегии Бытия, тем самым пробуждая свое Духовное начало.

А если приходится делать выбор, то помнит о двух своих началах: тварном (животном) и духовном, и может задать себе вопрос: Кто Я сейчас? Из чего я выбираю? И честно, прежде всего, самому себе ответить на него.

 Князева Любовь Александровна - Педагог-психолог, Психотерапевт Европейского реестра психотерапевтов,  «Семейно-психологический центр «Любовь+» г.Ачинск, Красноярского края

 

 

 

 



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Культурное и духовно-нравственное развитие особых детей.
  • ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ. О том, как часто мы пугаем детей несуществующими трудностями жизни...
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • На что стоит обратить внимание при воспитании детей!
  • На что обращать внимание при воспитании детей. Техника
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей
  • Что делать когда у детей проблемы.
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Развод в ситуации подросших детей, после 7-10 лет совместной жизни.
  • 5 основ Счастливого материнства. Когда стоит рожать детей?
  • Кризис 3х лет у детей. Как распознать и что делать?
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как стать вдохновляющим примером для своих детей — 4 практики осознанности для мамы
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Безусловная любовь как основное правило воспитания детей.
  • Консультирование по проблемам взаимоотношения детей и родителей. Случай из практики
  • Развивающие игры для детей от 2-х до 3-х лет
  • Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • О воспитании детей до 10 лет
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Что происходит, когда вы бьете своих детей.
  • Тренинг для родителей о воспитании детей. Лекция 1. Ваша звездная карта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь