|
О методах поощрения детей в современных семьях (статья – 2)Автор статьи: Заиграева Надежда Викторовна
Поощрение родителями действий и поступков ребенка в разные возрастные периоды детства оказывает влияние на формирование базового чувства самопринятия, также значительно влияет на развитие познавательных способностей и личностных структур, в частности, на развитие творческого мышления, уровень притязательности, самооценки, самосознания, самоуважения, волевых качеств, интересов и др. Поощрение ребенка в детские годы в дальнейшем выполняет функцию нравственного выбора, морального регулирования поведения, является основой реализации принятых им решений, совершенных действий и поступков. Воспитание человека – длительный процесс. Он проходит беспрерывно и условно делится на этапы (возрастные периоды). Каждый этап – это шаг на пути социального становления и взросления личности. Нами были выявлены методы поощрения ребенка на каждом возрастном этапе по представлению студентов – будущих педагогов. Студентам педагогического вуза были заданы следующие вопросы: как и за что следует поощрять ребенка в раннем возрасте, дошкольном, младшем школьном, подростковом и в старших классах? Контент-анализ позволил выделить как традиционные, так и редко встречающиеся: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, сладости, одежда, чтение сказки на ночь, прогулки, поездки и путешествия с родителями, игра за компьютером, гуляние и общение с друзьями, денежное вознаграждение, участие родителей в занятиях по интересам (хобби, увлечения), выполнение желаний ребенка. Результаты представляем линейно: раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность – старшеклассники. До трех лет (ранний возраст) у ребенка формируется активный познавательный интерес к внешним событиям и людям. В кругу семьи формируется общий интеллект, кругозор, т.е. начинает формироваться направленность личности, которая должна подкрепляться внешними стимулами, вызывающими радость. Психологи, педагоги указывают на важное условие счастливого детства – это радость от собственных достижений, успехов, действий, поведения. Проведенное исследование позволило определить содержательные аспекты (за что поощрять?) и распространенные методы поощрения (как поощрять?) в раннем детстве. Студенты считают, что от 1 года до 3 лет ребенка нужно поощрять «за появление новых слов, правильно сказанное слово, первые шаги, хорошее поведение, собранную пирамидку, занятия с игрушками, за умение самостоятельно одеться, хороший аппетит, за то, что сам поел, сходил на горшок, убрал игрушки». Обобщая полученные высказывания, отмечаем, что все значимые психологические новообразования этого возраста заслуживают поощрения. Самым распространенным методом поощрения детей от 1 до 3 лет студенты определили словесное поощрение – похвалу, следующим в иерархии методов поощрений выделяется тактильное поощрение, т.е. ласка, объятия, поцелуи. Примерно такое же значение придается подаркам, в основном перечисляются игры и игрушки. «Сладкие» подарки менее значимы как метод поощрения, но все же называются студентами. В единичных случаях студенты указывали на такие средства поощрения, как покупка одежды, прогулки, чтение сказки на ночь. В дошкольном возрасте (3-6 лет), по мнению студентов, важно поощрять детей «за их творческие способности и поделки, сделанные своими руками (рисунок, аппликация), за помощь взрослым, за помощь младшему брату/сестре, за хорошее поведение в детском саду, за выученное стихотворение, за выполнение порученных заданий и просьбы родителей, за то, что спал во время сончаса в детском саду, за убранную постель, за умение самостоятельно одеться, за то, что до поступления в школу научился читать и считать, за добрые поступки, за проявление самостоятельности (кушать, одеваться, убирать за собой игрушки)». Обобщая приведенные примеры студентов, выделяем следующие сферы: творческая деятельность, интеллектуальные способности, навыки самообслуживания, примерное поведение и оказание помощи людям. Распределение иерархии методов поощрений в дошкольном возрасте примерно такое же, как и в предыдущем возрастном периоде: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, «сладости», прогулки и поездки. В младшем школьном возрасте детей следует поощрять «за успехи в учении, желание учиться, хорошие оценки, старание в учебе, вымытую посуду, выполнение творческой работы, вежливое и культурное поведение в школе, нравственные поступки, послушание и примерное поведение». Если обобщить высказывания студентов, то получается четыре содержательные сферы, которые достойны поощрения: учеба, поведение, творческая деятельность и бытовые обязанности. Иерархия методов поощрения выглядит следующим образом: словесное поощрение, подарки, прогулки, поездки, походы, совместные игры и общение с друзьями. В подростковом возрасте поощрять следует «за достижения в учебе, хорошую учебу, за оценки, за добросовестное отношение к учебе, за хорошее окончание учебного года, помощь по дому, помощь родителям, хобби, личные достижения в области интересов (олимпиада, конкурсы, соревнования), за успехи в спорте, за хорошие манеры в поведении». Обобщая мнения студентов, выделяем сферы, за которые следует поощрять подростков: достойная учеба, хобби и интересы, бытовые обязанности, поведение. Кроме того, были получены единичные ответы от студентов, удивившие нас. Отдельные студенты считают, что поощрения заслуживают те подростки, которые «не прогуливают учебу, не грубят, не курят и не имеют других вредных привычек». Для подростков также остается самым распространенным словесное поощрение, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями. Отдельной возрастной ступенью мы выделили раннюю юность – период старших классов. Как считают студенты, старшеклассников следует поощрять «за хорошую учебу, за самостоятельность в принятии решений, за достижение целей, за увлечение спортом, за помощь по дому, за серьезное отношение к подготовке к экзаменам, за ответственные и сознательные поступки, за добросовестный труд, за нравственные поступки по отношению к окружающим людям, за стремление к самосовершенствованию, за стремление хорошо учиться, за выполнение обязанностей, за участие в общественной жизни школы». Обобщая приведенные высказывания, выделяем сферы, заслуживающие поощрения старшеклассников: учеба и отношение к предстоящим экзаменам, бытовые обязанности, целеустремленность, поведение, хобби и интересы. Для старшеклассников по-прежнему остается самой распространенной формой поощрения – словесное, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями. Настоящие студенты – бывшие выпускники школ, поэтому мы поинтересовались, как их поощрили некоторые родители за успешное окончание школы, хорошую сдачу ЕГЭ, поступление в вуз. Обращаем внимание на слово «некоторые» родители, т.к. часть наших студентов не считает, что за естественные жизненные события, такие как окончание школы, сдача ЕГЭ, дальнейшая учеба школьники должны поощряться и вознаграждаться. В подобных ответах мы наблюдаем социальную зрелость выпускников школ. И все же некоторые студенты поделились воспоминаниями о своих подарках; ответы были следующего содержания: «за хорошо сданные экзамены мне подарили драгоценное украшение», «за достижения в учебе я получила деньги и словесное одобрение», «за сдачу экзаменов и поступление в вуз подарили модные часы», «оплатили желанную фотосессию», «за успешную сдачу экзаменов родители отпустили меня с друзьями на целую неделю на Байкал», «за зачисление в вуз на бесплатное обучение подарили желанный телефон», «после зачисления в академию меня наградили поездкой на море», «после окончания школы мне и моей подруге родители вручили путевки за границу». Сравнительный анализ выявленных методов поощрения в разные возрастные периоды показывает, что словесное поощрение занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов поощрений, но имеет тенденцию снижения от раннего к юношескому возрасту. Подарки являются не меньшим средством стимулирования действий и поступков детей и подростков, имеют такую же тенденцию снижения значимости от дошкольного до юношеского возраста. В подростковом и юношеском возрасте, кроме подарков, желаемым средством поощрения становится денежное вознаграждение и поощрение. Третье место во всей системе иерархии поощрений занимают прогулки, походы, сначала со взрослыми, а с подросткового возраста сменяются гулянием и общением со сверстниками и друзьями. Путешествия и поездки с родителями являются особо ценным методом поощрения детей. «Сладкие» подарки и тактильное поощрение (объятия, поцелуи, поглаживание, похлопывание и др.) имеют значимость только в раннем и дошкольном возрасте, которая снижается от раннего детства к юношескому периоду. Кроме того, родителям важно знать, что их дети разные по типу восприятия и способу переработки информации. Ученые выделяют три основные модальности восприятия: аудиальная (получение информации в большей степени через слуховой анализатор), визуальная (получение большей части информации через зрительный анализатор), кинестетическая (получение информации через обоняние, осязание, движение, тактильные ощущения). Учитывая различные модальности восприятия, поощрять и хвалить детей можно по-разному: обнять, погладить по голове, купить билет в театр. Дети-визуалы организованы и ориентированы на внешний вид, поэтому их можно поощрить грамотой, медалью, сделать яркую поздравительную газету или открытку, подарить фотографию в красивой рукодельной рамке.
Детям-аудиалам важно слышать слова-поощрения, одобрение, благодарение, поэтому их нужно хвалить вслух, рассказывать истории о них самих (их хобби, мечты, поступки, о постановке цели и ее достижении). Более ценной является похвала, высказанная перед членами семьи, друзьями, сверстниками, классным коллективом. Если вручается медаль (даже самодельная) или грамота, то эти дети особо будут рады от речевого сопровождения вручаемого подарка или награды. Дети-кинестетики испытывают особую радость от тактильного контакта, им важно чувствовать ласку, поэтому их важно обнять, поцеловать, погладить, пожать руку, похлопать по плечу, показать жестом «Здорово!». Подарок должен быть приятный на ощупь (мягкий, пушистый, гладкий). Анализ литературы и полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций по применению методов поощрения в семье:
Примечание: материал опубликован: Ключникова Е.О. Будущий педагог изучает методы поощрения детей в современных семьях / Е.О. Ключникова, Н.В. Заиграева // «Научное сообщество студентов XXІ столетия. Гуманитарные науки»: сборник статей по материалам XXІІІ студенческой международной научно-практичекой конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. - №8 (23). – С.57-65.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|