О подростковом кризисе. Что должны знать родители.

С чего начинается подростковый этап в жизни ребенка?

На сегодняшний день многие исследователи говорят о том, что граница начала подростковых процессов передвинулась к 10 годам у мальчиков и 9 годам у девочек. Привычнее всего к подростковому периоду относят период с 11-12 до 17-18 лет.

Подростковые изменения происходят в наших детях по нескольким фронтам. Кратко рассмотрим каждое из направлений изменений.

 1.Физиологическое созревание:

Происходит интенсивный процесс нарастания массы и длины тела, конечности становятся непропорционально больше туловища, что становится причиной некоторой неуклюжести подростка. Та же неравномерность развития происходит и с внутренними органами. Например, сердце растет быстрее, чем сосуды, что для многих подростков становится причиной нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы, мигреней, резких перепадов давления и тд. Серьезные изменения затрагивают эндокринную систему, что выражается в преобладании процессов возбуждения в коре головного мозга над процессами торможения. Это проявлется в поведенческом плане в повышенной чуткости подростка к патогенным воздействиям. Нервное и умственное перенапряжение, чрезмерные нагрузки, тяжелые переживания и тд могут быть причинами функциональных расстройств нервной системы. Из-за данных особенностей подростки бывают резкими, раздражительными, обидчивыми, могут чрезмерно реагировать на какие-то кажущиеся нам, взрослым, незначительные стимулы. 

 Обращаю внимание на чрезвычайно важный момент: практически все физические силы вашего ребенка уходят на решение вопросов самоопределения. И в прямом смысле этого слова очень мало сил, вот именно не желания, а сил у подростка остается на выполнение привычной нагрузки: уборка, гигиена, порядок в комнате и тд. В подростковый период многие дети становятся неряшливыми, снижается успеваемость в школе и на секциях, комната становится менее чистой и уютной – это нормальные признаки подросткового процесса роста. Наша родительская позиция на период подросткового шторма  – с одной стороны, держать границы, напоминать чаду о правилах приемлемого поведения, с другой стороны, делать это чуть спокойнее с пониманием того, что взрослеющее чадо все равно будет поступать по-своему. Подростковый кризис – время пересмотра привычных правил и запретов, которые были издавна заведены в отношении вашего ребенка. Помните, дорогие родители: ваши дети записывают на пленку своего сознания и подсознания все ваши родительские послания и наставления, для из реализации придет время, подождите немного,будьте терпеливее к своим детям и пожалейте себя.

 2. Психологические изменения

Ведущая социальная потребность – найти свое место в референтной группе, то есть своей тусовке, ответить на вопросы «Кто я для других? Какой я?» Подросток ищет ответы на эти вопросы через сепарацию, то есть отсоединение от значимого окружения, через наблюдение за окружающими, поиск примера для подражания и через сами попытки подражать. Еще вчера ваш ребенок слушал вас, внимал каждому вашему слову, а уже сегодня вы слышите фразы «мама, это не твое дело» , «папа, не входи без стука» и прочее. Актуальнее становятся сверстники или ребята постарше, родители отходят в тень – и это так и должно быть. Чрезмерно возрастает критичность подростков и в первую очередь по отношению к родителям. ЭТО НОРМАЛЬНО и это признак того, что ваш ребенок – личность с сильными волевыми задатками. Масштабы сепарационного процесса могут быть различными: от едва различимого противостояния до ухода из дома и девиаций (противоправные и противозаконные действия, асоциальное и антисоциальное поведение). Главное правило выживания – родители, держитесь. Шторм обязательно в той или иной степени должен постигнуть вашу семью, если в ней есть подросток.

Одна из особенностей поведения подростка во время кризиса – эмоциональная неустойчивость. Настроение, реакции, мысли и эмоции могут меняться с высокой скоростью, колебания могут быть достаточно резкими: минуту назад плакал, сейчас уже смеется. Также одной из основных сложностей для подростка является чувство социальной неопределенности: я уже осознаю себя не ребенком, но еще не имею взрослых прав. С этим связаны частые регрессы вашего подростка: то беру на себя ответственность за свои действия, то пытаюсь эту ответственность переложить на плечи взрослых.

 Последняя важная особенность подросткового периода, о которой хотелось бы упомянуть,  - отношение подростка к категории времени. Для подростка время – достаточно неконкретная категория, прошлоенастоящеебудущее не осознаются так, как их осознаем мы, взрослые. Подростки не относятся ко времени как к ценности (кстати, это же касается тем денег и здоровья). Часто приходится слышать от родителей подростков, переживающих кризис, высказывания: подумай о своем будущем, ты же ничего не добьешься, пожалей свой организм – надень шапку. Дорогие родители, вы говорите правильные вещи, просто будьте готовы к тому, что именно сейчас ваш ребенок вас не услышит не потому, что он вас не уважает, а потому что вы говорите для него неактуальные вещи на «иностранном» взрослом языке.

 Несколько практических советов:

Большинство подростков испытывают колоссальные трудности по вопросам установления и поддержания контакта со сверстниками, лично я часто сталкиваюсь в своей работе с подростками, испытывающими тревогу и другие серьезные затруднения при контактировании с другими и самопрезентации. Настоятельно рекомендую привлекать своего ребенка-подростка к групповым формам взаимодействия с ровесниками через секции, специальные программы (групповые психологические занятия или качественные подростковые лагеря), через общественную деятельность (волонтерские движения, внеклассная занятость).

Позаботьтесь о своем эмоционально-психологическом благополучии, в тяжелые для всей семьи времена личностного развития вашего ребенка найдите для себя выносливый «контейнер» для помещения своих родительских переживаний – друзья, психотерапевт, родственники, другие знакомые родители, кто не так давно благополучно пережил подростковый кризис и остался жив и пребывает в добром здравии.



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Если вы - родители подростка
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Мир подростка через метафору
  • Подростковый кризис? Подростки и родители. Как строятся отношения? Как изменить?
  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Оптимизация состояния подростка через работу с родителями
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Мама дочери-подростка: время балансировать
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?
  • Юность как банковский вклад: что в сейфе? 38 вкладов в будущее вашего подростка.
  • Легко ли быть родителем подростка или Как пережить сепарацию
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Как быть родителям подростка
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • Родители подростков. Время перемен.
  • Что значит постоянное «НЕТ!» в устах подростка? И как с этим быть родителю?
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Безопасное снижение стресса у тревожного ребенка и подростка
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Как быть мамой подростка
  • Всё что скрывают от подростка. Кризис 16 - 25 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь