Юность как банковский вклад: что в сейфе? 38 вкладов в будущее вашего подростка.


 Юность как банковский вклад что в сейфе 38 вкладов в будущее вашего подростка

"Маленькие детки - маленькие бедки", а уж большие... Несомненно, подростковый и юношеский возраста полны трудностей и подводных камней - ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.

Проблемы, трудности, психологические травмы с которыми сталкивается подросток - такие как насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение - могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое "ружье" может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 - например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.

Однако может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может - но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий "вклад" в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку - в своем развитии, родителям - чтобы убедиться: у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет - попробовать "додать" тот ресурс, которого недостает или поддержать подростка в его создании.

Я хочу поделиться с Вами найденной в зарубежной литературе концепцией "вкладов в развитие". По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти "вклады" можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).

Чем они полезны? Чем больше этих "вкладов" у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих "вкладов" называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»). В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.

Идея "вкладов" также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто развиваются нормально как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.

Итак, что же это за вклады?

 А. Внешние «вклады». Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.

I. Поддержка: первая "порция" вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.

Это когда семья способна дать:

1. Поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе

2. Доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом

3. Активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов

А также это возможность получить:

4. Поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями

5. Внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу

6. Позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников

Еще важно - готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?

II. Доверие. Эта часть вкладов - про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым – престижно и безопасно.

7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают

8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.

9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров

10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице

Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.

III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда "правила игры" ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:

11. Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток

12. Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения

А также:

13. Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения

14. Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости

15. Наличие друзей, ведущих себя ответственно

IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда "займись делом". Но это - занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:

16. Творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театральным искусством, и пр.)

17. Молодежные программы (молодые люди проводят 3 и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе)

18. Время дома (молодой человек проводит менее 2-х ночей в неделю вне дома с друзьями «просто так», без необходимости)

Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение интересов подростка в выборе способов проведения досуга.

 Б. Внутренние «вклады». Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.

I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам - мотивация, интерес, активность в учёбе.

19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе

20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения

21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день

22. Забота о собственном учебном заведении

23. Чтение для собственного удовольствия три и более часа в неделю

Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог - ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс - наверстываем физику; хочет покорять моря - географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.

II. Позитивные ценности - это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:

24. Помощь другим людям

25. Равенство и социальную справедливость

26. Свои убеждений и готовность их защищать

27. Честность даже тогда, когда сказать правду трудно

28. Принятие ответственности за свои действия

29. Воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей

III. Социальные компетентности - это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.

30. Способность планировать и принимать решения

31. Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать

32. Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями

33. Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций

34. Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов

Конечно, именно родители показывают образцы таких "компетентных людей". Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.

IV. Позитивные представления о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.

Сюда относятся:

35. Чувство контроля над происходящим

36. Высокая самооценка

37. Наличие цели в жизни, ее осмысленность

38. Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего

                                      Вот, пожалуй, и всё.

Чем мне нравится эта концепция?

Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ - сколько у подростка, старшеклассника есть внешних "вкладов", и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении - откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних "вкладов" - откуда взяться "прибыли" - успешному, благополучному развитию молодого человека?

Еще один момент из моих наблюдений - если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если Ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у Вас и чувству неуверенности – у ребенка; если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость - это просто не работает.

Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям, только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка? Торопитесь делать свои вклады!



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если одиночество для Вас - это "сволочь"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь