|
Анализ EI подростка и "Айсберг эмоций" .Автор статьи: Наталия Седова
Часто в мой кабинет приходят подростки и их родители. Самый частый запрос – как наладить коммуникабельность ребенка? Как научить учиться и быть высокоинтеллектуальным? Как сделать его уверенным ? И сами подростки, и родители очень удивляются, когда я начинаю наш разговор с темы эмоций и чувств. Они никак не могут связать – при чем здесь эмоции и успешность?!! А ведь и правда… странно. Все мы гонимся за знаниями – они дают нам зеленый свет к успеху. Мы неустанно пытаемся повысить свой IQ- это уровень интеллекта. Совершенно не заботясь о нашем другом интеллекте – эмоциональном – EI. На эту область в развитии человека обратили внимание не так давно –в 1995г. Были проведены глубокие исследования, которые доказали, что люди со средним IQ ,но высоким EI , намного успешней тех, кто показывал обратный результат , на 70% ! Знания –это сила! Но человек, не умеющий выстраивать эмоциональное взаимодействие с социумом, не обладающий эмоциональны интеллектом, не может быть успешным в современной жизни. Либо это получается у него через глубокие разочарования в себе и в окружении. И так, что мы, как специалисты можем предложить подростку для определения его эмоционального интеллекта? Это различные тесты ,наблюдения, тренинги, арт-терапию….. Сегодня я предложу два варианта работы с подростком – тест и арт-терапия. И тот и другой отлично определяют уровень «эмоциональной заморозки» у подростка. А арт-терапия дает тему к глубокой работе в этом направлении. Тест на эмоциональный интеллект – ТЕСТ - EI : Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос, прислушайтесь к себе. И постарайтесь ответить не так, чтобы быть «хорошим» , а так, чтобы понять себя. Начнем? Реакции.
А.Игнорирую критику В.Прислушиваюсь С.Защищаюсь D.Злюсь Дай себе 3 балла для A, 4 для B, 2 для C и 1 для D . 2.В трудной ситуации, я: А.Могу растеряться. В.Если возможно, отступлю и пережду. С.Постараюсь сохранять позитивный настрой. D. Подожду, чтобы другие взяли инициативу. Дай себе 1 балл для A , 2 для B, 4 для C , 3 для D . 3.Я могу быть дисциплинированным в делах и сам находить мотивацию для их выполнения. А.Никогда В.Иногда С.Часто D.Всегда 4. В стрессовых ситуациях я легко раздражаюсь, но могу сдержать свои эмоции. А.Никогда В.Иногда С.Часто D.Всегда 5.мДаже если я считаю, что я прав в чем-то, я всегда выслушаю точки зрения других людей. А.Никогда В.Иногда С.Часто D.Всегда Дай себе 1 балл для каждого A, 2 балла для каждого B, 3 балла для каждого C и 4 балла для каждого D . Общее количество баллов для Реакции: __________ Ответственность. Сталкиваясь с определенными ситуациями, мы реагируем различными эмоциями и чувствами и отвечаем за них. Когда я оказываюсь в определенных ситуациях, я:
А.Никогда это не получается. В.Получается иногда. С.Это возможно для меня, но я не пробовал D. Да, я это могу
А. Категорически не согласен с этим утверждением. В. Не согласен. С. Возможно. D. Согласен. 8. Я могу разрядить обстановку через юмор, не используя сарказм или унижения чувств других людей. А. Никогда не получается. В. Получается иногда. С. Я не пробовал. D. Да, я умею это делать. 9. Я умею видеть ситуацию с точки зрения другого человека и понять его чувства. А. Никогда это не получается. В. Получается иногда. С. Я не пробовал D. Да, я это умею. 10. Я понимаю, как мое поведение влияет на эмоции других в этот момент. А. Никогда не понимаю. В. Иногда. С. Я не думаю о других. D. Я понимаю эмоции окружающих. 11. Когда у меня есть проблема, я могу рассказать о ней близким людям. А. Никогда это не получается. В. Получается иногда. С. Это возможно для меня, но я не пробовал D. Да, я это могу. 12. Я умею выслушать других с терпением и пониманием. А. Никогда это не получается. В. Получается иногда. С. Это возможно для меня, но я не пробовал D. Да, я это умею. Дай себе: 1 балл для каждого A, 2 балла для каждого B, и 3 балла для каждого C, и 4 балла для каждого D . Общее количество баллов для Ответственности : __________ Каждый день ты попадаешь в те или иные ситуации. В них ты можешь отследить свои эмоциональные реакции. Попробуй, представь следующие ситуации и свою эмоциональную реакцию. Ситуации. 13.Двое твоих друзей ссорятся. Твоя реакция на это . . . А. Постараюсь помочь каждому понять точку зрения другого. В. Подожду, пока они разберутся сами. С. Выберу сторону одного из друзей. D. Привлеку их внимание на себя, переключу их внимание на себя. Дай себе 4 балла для A, 2 балла для B , 1 балл для C и 3 балла для D . 14. Твоя подруга сказала, что у нее умер близкий человек. Твой ответ на это... А. Позволю своей подруге выразить все свои эмоции, и предложу свою поддержку. В. Уговорю ее куда-нибудь пойти с друзьями, чтобы отвлечься от потери. С. Дам ей возможность побыть одной. D. Буду с ней рядом, но не буду заводить разговор о её потере. Дай себе 4 балла для A, 1 балл для B, 2 балла для C и 3 балла для D . 15. Перед тобой поставили задачу, которая тебе не очень нравится, но ее необходимо выполнить. Твои действия . . . А. Составлю план и буду делать каждый день понемногу. В. Сделаю все в последний день. С. Выполню ее сразу и оставлю время свободным до ее срока исполнения. D. Найду возможность отказаться от неприятного дела. Дай себе 4 балла для A, 2 балла для B, 3 балла для C и 1 балл для D . 16. Ты оказался в центре очень жаркого спора. Твои действия. . . А. Возьмешь небольшую паузу, чтобы снизить эмоции, обдумать свой ответ или найти аргумент. В. Признаешь поражение и извинишься, что вел спор без основания. С. Будешь до конца доказывать свою правоту, пока оппонент не сдастся. D. Замолчишь и перестанешь отвечать на вопросы другой стороны. Дай себе 4 балла для A, 3 балла для B , 1 балл для C и 2 балла для D . 17. Хотя ты усердно работал над заданием, ты получил плохую оценку. Твой ответ на это . . . А. Подумаешь о том, как мог бы улучшить свою работу и получить лучшую оценку. В. Пойду разбираться с учителем и попытаюсь исправить оценку. С. Почувствую разочарование и расстроюсь из-за критики. D. Решу, что это «тупое» задание и больше не буду брать такие задания. Дай себе 4 балла для A, 3 балла для B, 2 балла для C и 1 балл для D . 18. У твоего друга есть привычка или особенность, которая тебя раздражает. С каждым днем она бесит тебя все больше! Твои действия…. А. Расскажу другу о его нехорошей привычке и скажу – почему это мне не нравится. В. Скажу учителю или родителям, или старшим братьям/сестрам друга, чтобы они поговорили об этой привычке. С. Обсудим привычку друга с остальными друзьями. Может он услышит? D. Буду терпеть. Друг сам заметит это рано или поздно. Дай себе 4 балла для A, 3 балла для B , 1 балла для C и 2 балла для D . 19. У тебя очень много заданий и дел. Но учитель дает тебе еще проект. Твои действия . . . А. Знаю, что учителю не понравится, но говорю, что могу не выполнить это, т.к. загружен другими проектами. В. Распределю время и пытаюсь сделать проект любой ценой. С. Злюсь на учителя, ведь он знает, как я перегружен и опять дает задание! D. Расстраиваюсь и чувствую неуверенность в результатах проекта. Дай себе 4 балла для A, 3 балла для B, 2 балла для C и 1 балла для D . 20.Ты вместе с одноклассником делаешь проект. Но все похвалы достаются ему. Ты остаешься в стороне. Твои действия . . . А. Тут же публично всем скажу, что проект мы делали вместе и там много моих идей. В.Тихо напомню однокласснику, что мы делали проект вместе , и он должен это сказать всем. С. Промолчу и ничего не буду делать, ведь учитель и так знает, что проект поручала нам двоим. D. После того, как одноклассник выступил и получил слова восхищения, поблагодарю его за доклад и скажу, что был рад работать в команде с ним над этим проектом. Дай себе 2 балла для A, 3 балла для B , 1 балла для C , 4 балла для D . Твой счет для этого раздела Ситуации : _________ Теперь сложите все свои баллы , чтобы увидеть, насколько высок твой эмоциональный интеллект. Поставьте свой общий счет здесь_____. Если твои баллы между 68 и 80: У тебя очень высокий эмоциональный интеллект. Ты умеешь понимать, истолковывать и соответственно воздействовать на свои эмоции и эмоции других людей. Ты эффективно справляешься с эмоциональными и социальными ситуациями, с конфликтами и выражением свои чувств, не травмируя чувства других. Если твои баллы между 60 и 68: Хотя это относительно высокая сумма, у тебя есть место для роста. Наблюдай за реакциями других людей, чтобы определить, когда ты эффективно используешь свой эмоциональный интеллект, а когда нет. Объективно смотри на социальные и личные ситуации, анализируя эмоции других и себя – это поможет тебе улучшить твой высокий эмоциональный интеллект еще больше. Если твои балла 48 и 60: Ты попадаешь в средний диапазон, когда дело доходит до твоего эмоционального интеллекта. Хотя ты ведешь себя правильно в большинстве ситуациях, бывает, что ты теряешься в некоторых из них. Ты также нетерпелив с другими и иногда неудобен другим в эмоциональных ситуациях. Не волнуйся. Над этим можно работать. Эмоциональный интеллект всегда можно повысить! Было бы желание! Если твой баллы между 40 и 48: Твой эмоциональный интеллект немного низковат. Тебе, вероятно, трудно управлять своими эмоциями в ситуациях высокого давления, или когда ты сердишься. Если ты приложишь старания – это можно улучшить! Начни с попытки выразить свои эмоции когда ты спокоен, или когда успокоился после всплеска эмоций, попробуй проанализировать их несколько раз – видишь? – эмоции можно понимать, а в дальнейшем и контролировать. Если твой баллы ниже 40: эмоциональный интеллект крайне низок. Вероятно, ты испытываешь тревогу и стресс ежедневно. Кроме того, ты, возможно, испытываешь трудности в школе и не можешь решить какие-то проблемы, которые хотел бы решить. Не переживай! Если ты заполняешь этот тест, значит, тебе его дал психолог, который поможет тебе обрести уверенность и справится с ситуацией. Главное –твое желание! Этот тест не только дает представление об уровне эмоционального интеллекта с подростками, но и намечает области, в которых сейчас испытывает трудности подросток. Педагогу или психологу важно объяснить, что работа над EI очень важна. Многие компании сейчас включают тестирование на EI в часть обязательного собеседования перед приемом на работу. Человек, имеющий высокий EI имеет все шансы стать более успешным и востребованным , чем человек ,имеющий только высокий IQ. И в заключении я приведу небольшую технику из моих занятий с подростками на формирование EI и понимание своих эмоций и чувств. «Айсберг эмоций» Вам понадобится: лист бумаги, цветные карандаши или простой карандаш, возможно – распечатанный лист с изображением айсберга, колода метафорических карт с выражением эмоций и чувств – я использую мою колоду - «Котейка». Сначала мы просим подростка рассказать – что он знает об айсбергах. Почему люди восхищаются ими, а почему боятся? Чем привлекают айсберги, в чем их сила, в чем слабость? Что они могут показать, что они могут скрывать? Далее, мы можем попросить подростка нарисовать свой айсберг. (Сам рисунок может быть очень информативен). Если это не получается сделать, то заранее приготовить распечатанное изображение айсберга. Далее мы рассказываем, что наши эмоции и чувства похожи на айсберг. И все то, что мы рассказывали об айсберге, может характеризовать и наш EI : есть то, что лежит на поверхности и заметно всем, есть то, что скрыто от глаз, но живет в нас. И это становится темой целой беседы. Мы просим подростка выбрать – какие эмоции и чувства он поместил бы на поверхность айсберга, а какие бы разместил «под водой». Каждая карта становится темой разговора – какое это чувство или эмоция? Как она проявляется? Где, с кем, как с ней живется, что хорошего или плохого она дает в разных ситуациях ? Почему одни чувства и эмоции хочется держать на поверхности? Почему другим нужно находится под водой и нужно ли ?... Тема и разговор не на одну встречу… Проведенный в начале встречи тест, а затем техника «Айсберг эмоций» дает глубокий анализ подростку и психологу. Намечает пути работы и показывает, что любую ситуацию можно превратить в свой плюс, если захотеть приложить интерес и старание. Надеюсь, эта статья была полезна для вас и дала новый инструмент в работе. В иллюстрации использован рисунок девушки 15 лет. С ее разрешения. Большое спасибо! Использованы материалы из различных открытых источников интернета. При копировании моей статьи, прошу, сохранять указание автора статьи в полном объеме. Если вы дочитали статью, значит я честно заслужила от вас -"Сказать спасибо" Мир вашему дому! (С)Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|