|
О методах поощрения детей в современных семьях (статья – 1)Автор статьи: Заиграева Надежда Викторовна
В процессе воспитания детей большинство родителей не задумывается над вопросами поощрения, благодарения, вознаграждения ребенка. Во многих семьях родители не придают этому особого значения и делают это «на автомате», безотчетно – так, как их поощряли в детстве. Встречается категория родителей, которые очень скупы на похвалу собственного ребенка. Откуда родители могут знать, как правильно хвалить ребенка? За что хвалить, а за что не стоит? Нет такого учебного заведения, где учили бы родительскому мастерству, поэтому, воспитывая детей, отцы и матери могут допускать ошибки в разных вопросах, в том числе в выборе методов поощрения, одобрения. С годами в семье постепенно вырабатывается система поощрений, но прежде чем к этому прийти многие родители проводят серию удачных и неудачных экспериментов, для того чтобы найти эффективные способы стимуляции детей. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить разные виды поощрения – наиболее масштабное деление на моральные и материальные. К моральным можно отнести одобрение, улыбку, хвалебные слова, реплики, комплименты, устную или письменную благодарность ребенку. К материальным – ценные подарки, поездки куда-либо, билеты в театр, премии, сладости и другое [1]. Л.Ю. Гордин в книге «Поощрение и наказание в воспитании детей» выделяет следующие виды поощрения: 1. Поощрения, связанные с изменением в правах детей. 2. Поощрения, связанные с изменениями в их обязанностях. 3. Поощрения, связанные с моральными санкциями. Под поощрением с изменением в правах детей автор понимает: расширение прав ребенка, например, подростку дается возможность самому выбирать время, когда он четко, без опозданий, будет возвращаться домой. Под поощрениями с помощью расширения обязанностей понимается предоставление ребенку новых приятных для него обязанностей, например, поход в магазин за хлебом, как «взрослый». Самое большое количество форм имеет третий вид поощрений –это одобрение, похвала, награждение, благодарность и другое. Одобрение – одна из простых форм поощрения. Ее можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы. Уважение и доверие положительно влияют на самооценку ребенка, увеличивают уверенность в своих силах. Похвала – это устная, простая форма поощрения. Она, как и одобрение вызывает в ребенке чувство радости, стремление к достижению более значимых целей. Большей частью ориентирована на конечный результат, успешное его завершение. Благодарность – это устное либо письменное благодарение в виде грамот или в других значимых формах. Благодарностью обычно отмечается проявление инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе [2]. Целью настоящего исследования выступили методы поощрения в современных семьях, применяемые родителями в разные возрастные периоды детства. Гипотезой послужило предположение о том, что будут обнаружены сходства между применяемыми методами поощрения в семьях наших испытуемых студентов и их рекомендациями для родителей, воспитывающих детей в разные возрастные периоды. Исследовательскую группу составили студенты педагогического вуза 1-3 курсов в количестве 44 человек, в основном девушки в возрасте 17–21 года. Студенты заполняли анкету, где им предлагалось ответить на ряд вопросов, например, «Как и за что можно поощрять ребенка в разные возрастные периоды?», «Какие методы поощрения вы помните из вашего детства, которые применяли родители по отношению к вам и вызывали радость?», «Какие виды поощрения вы считаете наиболее приемлемыми?». При обработке анкет применялся контент-анализ, сравнительный метод, методы математической статистики, позволяющие определить средние показатели и оценить рейтинг методов поощрений в разные возрастные периоды детства. Анкетный опрос начинался с вопроса: нужно ли поощрять ребенка в процессе воспитания в семье? В основном все студенты ответили положительно (40 из 44 человек), но были и такие ответы: «обязательно, но в меру», «только тогда, когда ребенок заслужил», «иногда», «не всегда». Возникает вопрос: может ли похвала принести вред? Оказывается, что может, особенно очень частая похвала снижает качество и легкость мышления, уменьшает способность ребенка добиваться новых результатов, проявлять волевые качества. Чрезмерная похвала может блокировать развитие самостоятельности, способствовать проявлению эгоистических черт, изменяя нравственную сферу личности ребенка, может обернуться неблагодарностью и потерей контакта ребенка с родителями. Поэтому родителям нужно знать некоторые правила поощрения, чтобы не навредить собственному ребенку. Следующий вопрос касался личного опыта в семьях наших испытуемых: мы попросили ответить, как их поощряли родители на протяжении детства, подросткового возраста и ранней юности. При обработке ответов были подсчитаны средние значения и установлен рейтинг в иерархии методов поощрения студентов в их семьях. По частоте встречаемости в современных семьях лидируют «словесные» методы поощрения – это похвала и комплименты типа «молодец», «умница», «ты нас очень порадовала». Также родители говорили «добрые, теплые, приятные, одобрительные, хвалебные» слова. На втором месте – «подарки» разного содержания в зависимости от возраста: «игрушки, книги, велосипед, часы, одежда, долгожданный компьютер и др.». Третье место в системе поощрений заняли «сладости» и «прогулки». Приведем высказывания студентов: «мне давали что-то вкусненькое», «покупали конфеты», «брали с собой в магазин и разрешали выбрать какую-нибудь «вкусняшку». О прогулках писали следующее: «прогулка по парку с аттракционами», «если хорошо приберусь, то отпускали погулять к бабушке на выходные», «ходили на детское представление в театр», «отпускали гулять подольше», «давали дополнительное время для прогулки». Достаточно редко студенты указывали поощрения, которые выражались в прикосновениях: «обнимали», «гладили по голове», «ласкали». Среди единичных ответов наблюдалось «денежное вознаграждение» и «денежное поощрение». Кто-то из родителей «давал дополнительное время поиграть в компьютерные игры», «покупали мультфильмы», «разрешали в каникулы долго смотреть телевизор». Таким образом, если рассматривать по классификации моральных и материальных методов поощрений, то студенты чаще называли моральные (одобрение, хвалебные слова, комплименты), чем материальные, хотя последние были достаточно разнообразными, что отражает творческий подход родителей в стимуляции деятельности детей и подростков. Завершая анализ анкетного опроса о методах поощрений в современных семьях, подводим итог и делаем некоторые выводы: 1) родители дифференцированно применяют методы поощрения, учитывая возраст детей; 2) стабильными и чаще применяемыми стимуляторами действий и поступков детей являются словесное поощрение и подарки; 3) наряду с традиционными методами поощрения взрослые придумывают разные способы стимуляции своих детей и подростков, демонстрируя творческие подходы и родительское мастерство; 4) в то же время далеко не во всех семьях родители проявляют щедрость, мудрость и психолого-педагогическую грамотность в способах стимуляции детей – вовремя подбодрить, вселить надежду на успех, сказать ласковое слово. Пока дети маленькие, родители не скупятся на добрые и ласковые слова, тактильное поощрение, но по мере взросления детей родители реже поощряют их этими способами. Предпочитаемые методы поощрения закладываются в будущих родителях еще в их родительских семьях, и нет гарантии в том, что они правильные, т.к. ряд поощрений нужно применять с большой осторожностью, не провоцируя развитие и закрепления меркантильной мотивации. Приведем ошибочные примеры, встретившиеся в литературе, а также из собственного наблюдения. Пример 1. Метод поощрения с помощью подарков – спорный метод, он требует грамотного применения. Не задумываясь, родители строят себе ловушку, неправильно применяя этот метод поощрения. Приходя в детский сад за ребенком, родители начинают приносить каждый день маленький подарочек, за то, что «хорошо себя вел», «спал в сончас», «хорошо кушал», «не плакал» и др. В результате ребенок начинает радоваться не встрече с мамой или папой, а ждет очередного подарка. Ожидание подарка вытесняет радость от встречи с родителями. Пример 2. Стимулируя успехи в учебной деятельности ребенка, родители ставят условие: «Закончишь четверть без троек (без четверок), и мы купим тебе ролики». В следующий раз ребенок будет ждать следующего подарка (выигрыша) от родителей. Желания ребенка получить очередной подарок, естественно, возрастают и не способствуют развития полноценной личности, блокируя умение самостоятельно мотивировать учебную деятельность.
Пример 3. Метод поощрения с помощью денежного стимулирования таит в себе опасности. Родители в начале учебного года договорились в подростком, что каждая полученная пятерка будет вознаграждаться в денежном эквиваленте. Подросток принял условие, но родители тем самым спровоцировали тупиковую ситуацию, т.к. на следующий учебный год подросток попросил увеличить оплату за каждую полученную пятерку. Таким образом, подросток начинает «продавать» свои хорошие отметки родителям. Завершая рассуждения о методах поощрения детей в семье, напоминаем родителям, что у любого ребенка имеются достоинства, за которые его можно похвалить и поблагодарить. Список литературы:
Примечание: материал опубликован: Ключникова Е.О. Будущий педагог изучает методы поощрения детей в современных семьях / Е.О. Ключникова, Н.В. Заиграева // «Научное сообщество студентов XXІ столетия. Гуманитарные науки»: сборник статей по материалам XXІІІ студенческой международной научно-практичекой конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. - №8 (23). – С.57-65. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|