|
Покупать ли ребенку подарки за хорошее поведение?Автор статьи: Ереметова Ольга Леонидовна
Мнения разделились. Многие считают, что да, надо поощрять хорошее поведение. Другие высказываются отрицательно: так можно ребенка разбаловать или он научится манипулировать, шантажировать. В этом вопросе есть много неопределенного. Если понять, какой смысл вы вкладываете в покупку ребенку подарка за хорошее поведение в конкретной ситуации, то станет легче принимать решения в подобных моментах в будущем. Попробуем разобраться и ответить на важные вопросы: Сколько лет ребенку? Дети дошкольного возраста очень быстро привыкают получать подарки за выполнение какого-то вынужденного неинтересного им дела и начинают требовать подарков, даже если не совсем старались. Подростков обещанная награда стимулирует на краткое время. Они четко понимают, что это «покупка», требующая «платы». Если нужно недолгое время «вести себя хорошо», они справятся. Расплачиваться долго своими ресурсами обычно подростки не могут, им надоедает, трудно из-за скачков настроения и недостатков проявления воли в период кризиса. Какая цель подарка за хорошее поведение? Эта цель только родителей или и ребенка тоже? Самый важный, самый первый вопрос. И ответов на него индивидуально много. Поэтому выделю только те, что близки мне. Цель подарка за «хорошее поведение»: - передать свою родительскую радость, что мой ребенок такой хороший, так старается и у него получается. Послание, зашифрованное в подарке: «Мне так приятно и я хочу порадоваться с тобой тоже». - помочь ребенку сформировать какое-то определенное адекватное ситуации поведение. Например, поведение ученика на уроке или на перемене (поднимать руку, спокойно играть на перемене). Или вежливое поведение (здороваться, решать конфликты в диалоге). Или привить навыки гигиены и опрятности. Послание, зашифрованное в подарке: «Я вижу и поддерживаю твои шаги в самовоспитании». - Подкупить ребенка, кратковременно мотивировать вести себя хорошо, обеспечить тем самым, себе, родителю, передышку в воспитании. Послание, зашифрованное в подарке: «Я понимаю, что тебе трудно хорошо себя вести, и я сейчас тоже в бессилии тебе помочь, поэтому сделай то, что необходимо за подарок». Вот о цели и стоит сообщать ребенку, тогда никакой манипуляции и шантажа не будет. Будет понятно, чего родители ожидают от ребенка и почему так награждают. Что такое хорошее поведение? Знает ли ребенок, что значит хорошо себя вести дома, в школе, на тренировке? Если ребенок не знает, что родитель имеет в виду под «хорошим поведением», то процедура вообще теряет смысл. Ребенок будет спрашивать воспитателей, учителей, тренера, родителей, «Я сегодня хорошо себя вел?», в неуверенности, но, при этом, в надежде, что хорошо. Родители будут в роли судьи и вершителя, даже если не видели, как ребенок себя вел. При несовпадении ожиданий, возможны обиды, агрессия, капризы. Желательно, чтобы параметры «хорошего поведения» были оговорены, понятны и хоть немного измеримы. Например, «Я ожидаю, что на тренировке ты будешь хорошо себя вести: выполнишь все требования тренера, не получишь замечаний». «Хорошее поведение» вообще стоит рассматривать индивидуально. Для одного ребенка проявить сдержанность и дружелюбность - это то, что пока трудно для него, но ожидаемо родными. Для другого, напротив, «хорошо себя вести» - это быть активным, поднимать руку на уроках, уметь себя защитить и отстоять свое. Смотря что, важно и ценно для конкретного ребенка в его возрасте и для его семьи. Кто решает, хорошо себя ребенок вел или нет? Обычно, какие-то взрослые – родители, педагоги… Если это только так, то ответственность ребенка за свое поведение не формируется. Теряется важный компонент – самооценка результата своей деятельности. Поэтому лучше сначала совместно оценивать поведение: свое видение высказывает ребенок и взрослые. Вспоминают оговоренные параметры этого «хорошего поведения» и сравнивают с тем, что получилось. Потом эта функция переходит к ребенку. Подарок – это что? Здесь имею ввиду, выбирает ли подарок только родитель, ориентируясь на свое знание предпочтений ребенка или подарок может выбирать ребенок. В первом случае, данные о том, что нравится ребенку желательно постоянно обновлять. Это значит быть внимательным к интересам ребенка. Во втором случае – это возможность прямого диалога и обсуждения, тоже полезно для хороших отношений с ребенком. В таком разговоре можно учесть насколько трудно или легко будет выполнить обещание и соответственно выбрать подарок. Подарок необязательно должен быть вещественным. Подарком может быть совместное времяпровождение. Часто слышу от детей в обратной связи в конце семейной консультации, что самое важное для них в этой встрече было то, что они здесь были все вместе. Идеи для подарков – совместности и близости родителей и детей:
Как реагирует ребенок на подарок за хорошее поведение и его отсутствие? Ответ на этот вопрос может стать диагностическим, стоит ли продолжать или что-то изменить. Признаки, что прием «подарок за хорошее поведение» работает на пользу ребенку и всей семье: удовольствие у принимающего и дарящего, улучшение поведения, ребенок демонстрирует желаемое поведение и не ждет обязательного подарка. Отрицательные признаки: требует подарков, негативные переживания у родителя, без награды ребенок ничего не делает, за подарок делает, но кое-как. В этих случаях стоит пересмотреть и изменить метод воспитания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|