Среди разнообразных запросов, с которыми обращаются родители к детскимподростковым психологам, с чем я сталкиваюсь в своем кабинете, особое место по актуальности занимают запросы, связанные с теми или иными видами тревожных расстройств у детей.
Замечали за своим ребенком такие моменты как грызение ногтей, обкусывание губ, когда ребенок настойчиво и чрезмерно теребит в руках какой-либо предмет? Это только малая толика примеров того, как тревога живет в наших детях. Зачастую мы не придаем серьезного значения подобным и другим сигналам в поведении наших детей.
Вместе с тем, как показывает практика, нередко такие звоночки могут говорить о наличии серьезной проблемы у нашего ребенка.
В личности каждого из нас присутствует нормативная тревога, связанная с самыми разными причинами. Например, вы пришли сдавать экзамен. Конечно, определенная доля волнения и тревоги будет в вас присутствовать. В подобных ситуациях нормативное здоровое волнение активизирует вашу личность, переключает в состояние боевой готовности: реакции становятся более быстрыми, мозг лучше соображает. Экзамен сдан, вы получили хорошую оценку – и постепенно возвращаетесь обратно в свое привычное спокойное состояние.
Вместе с тем бывают и такие случаи, когда уровень тревоги зашкаливает выше нормативного, когда вроде и нечего тревожиться, а человеку страшно, неспокойно, он ощущает себя не в безопасности. Так бывает с нашими детьми и подростками: в некоторых случаях повышенная тревожность мешает им жить, учиться, дружить. Переживание тревоги переходит границы дозволенного, становится помехой для нормальной жизни.
Чрезмерная тревожность у детей находит выражение в разных особенностях поведения. Перечислим лишь некоторые из часто встречающихся вариантов:
разнообразные фобии, то есть чрезмерные страхи, например, незнакомых людей, собак, школы;
навязчивости в формах навязчивых мыслей или навязчивых действиях, самая крайняя форма развития подобных особенностей – обсессивно-компульсивное расстройство личности. Сами дети с навязчивыми мыслями описывают этот феномен как постоянно повторяющиеся мысли у себя в голове, как будто определенные идеи или образы помимо воли ребенка сами врываются в голову наподобие пресловутой фразы «не думать о белой обезьяне». Навязчивые действия проявляются в тех случаях, когда ребенок придумывает определенные ритуалы, помогающие ему успокоиться, переключить свою излишнюю тревогу на повторяющиеся действия. Например, после выхода из дома в школу несколько раз проверить, взят ли дневник с собой;
панические приступы или атаки.
В ряде ситуаций тревожность ребенка и подростка нормативно усиливается, когда подъем энергии необходим для активизации ресурсов личности ребенка при адаптации к новым условиям: переход из сада в школу или из начальной школы в среднее звено, переезд, конфликты в семье, школьные проблемы (неуспеваемость, отвержение ровесниками и прочее). Однако кто-то из детей с течением времени справляется с подобными стрессовыми ситуациями, требующими приспособления к изменившимся условиям, а кто-то застревает и начинает нуждаться в помощи в преодолении трудностей.
Каждый ребенок выбирает разные формы выражения и сбрасывания излишнего груза тревоги. Кто-то уходит в себя, замыкается в мире своих переживаний и фантазий; кто-то становится более агрессивным, вступает в конфликты со своим окружением; кто-то начинает заикаться; у кого-то тревога приобретает форму невротичных навязчивостей (грызение ногтей, обкусывание губ и прочее). Одним из естественных для детей способов реагирования на повышение тревоги является болезненный ответ тела: «у меня болит живот, голова», начинаются понос или рвота. Думаю, многим из вас, уважаемые родители, это знакомо.
Как помочь своему ребенку?
Доверительные разговоры в стиле «что с тобой сегодня радостного и печального произошло? Что тебя удивило, разочаровало?» С детьми младшего школьного возраста можно начать практику ведения Дневника настроения: цветом или смайликом обозначать в конце дня свое настроение и значимые переживания в течение дня;
Проигрывание тревожных ситуаций: старайтесь не предлагать сюжет своему ребенку, он сам вас через игрурисунокработу с пластилином выведет к тому, что его тревожит;
Рассказ о собственных тревогах с акцентом на том, что вам в вашу бытность ребенкомподростком и теперь как взрослому человеку помогает в том, чтобы справиться с излишней тревогой. Также будем помнить, что дети – талантливые и чуткие ретрансляторы нашей взрослой тревоги. Чем тщательнее мы пытаемся скрыть от наших детей какие-то тревожные события или переживания, тем с бОльшей энергией дети будут через свое поведение вызывать спрятанных вами скелетов из шкафов;
Работа с психологом, психотерапевтом в тех ситуациях, когда вы видите, что никакие ваши действия не приводят к существенным изменениям в поведении и настроении ребенка.
Когда вам стоит обратиться к деткомуподростковому психологупсихотерапевту за помощью вашему ребенку в преодолении чрезмерной тревожности? Помощь специалиста может потребоваться в ряде ситуаций:
если ваш ребенок испытывает трудности, связанные со сном (плохо засыпает или у него прерывистый сон с ночными просыпаниями, например, от кошмаров);
слишком рьяно грызет ногтиобкусывает губы;
жалуется на недомогание в типовых ситуациях (перед контрольными, перед школой), у ребенка болит живот, начинается понос или рвота;
сильно боится ряда ситуаций (полет на самолете, нахождение в замкнутом пространстве, чрезмерная застенчивость мешающая общаться с людьми);
резко начал заикаться и другие схожие ситуации.
Также, дорогие родители, будем помнить, что тревога зачастую является переживанием, сопровождающим другие психологические и психические проблемы у детей и подростков такие как, например, детскаяподростковая депрессия или кондуктивное расстройство
В ряде случаев важна диагностика в комплексе с другими специалистами: неврологом, логопедом, психиатром, врачом соматического профиля (например, гастроэнтеролога при болях в желудке у ребенка).
Будем внимательны к себе, друг к другу и к нашим детям, прислушиваться к тому, что происходит в нашей душе и душах наших близких.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.