Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?

Среди разнообразных запросов, с которыми обращаются родители к детскимподростковым психологам, с чем я сталкиваюсь в своем кабинете, особое место по актуальности занимают запросы, связанные с теми или иными видами тревожных расстройств у детей.

Замечали за своим ребенком такие моменты как грызение ногтей, обкусывание губ, когда ребенок настойчиво и чрезмерно теребит  в руках какой-либо предмет? Это только малая толика примеров того, как тревога живет в наших детях. Зачастую мы не придаем серьезного значения подобным и другим сигналам в поведении наших детей.

Вместе с тем, как показывает практика, нередко такие звоночки могут говорить о наличии серьезной проблемы у нашего ребенка.

В личности каждого из нас присутствует нормативная тревога, связанная с самыми разными причинами.  Например, вы пришли сдавать экзамен. Конечно, определенная доля волнения и тревоги будет в вас присутствовать. В подобных ситуациях нормативное здоровое волнение активизирует вашу личность, переключает  в состояние боевой готовности: реакции становятся более быстрыми, мозг лучше соображает.  Экзамен сдан, вы получили хорошую оценку – и постепенно возвращаетесь обратно в свое привычное спокойное состояние.

Вместе с тем бывают и такие случаи, когда уровень тревоги зашкаливает выше нормативного, когда вроде и нечего тревожиться, а человеку страшно, неспокойно, он ощущает себя не в безопасности. Так бывает  с нашими детьми и подростками: в некоторых случаях повышенная тревожность мешает им жить, учиться, дружить. Переживание тревоги переходит границы дозволенного, становится помехой для нормальной жизни.

Чрезмерная тревожность у детей находит выражение в разных особенностях поведения. Перечислим лишь некоторые из часто встречающихся вариантов:

  • разнообразные фобии, то есть  чрезмерные  страхи, например,  незнакомых людей, собак, школы;
  •  навязчивости в формах навязчивых мыслей или навязчивых действиях, самая крайняя форма развития подобных особенностей – обсессивно-компульсивное расстройство личности. Сами дети с навязчивыми мыслями описывают этот феномен как постоянно повторяющиеся мысли у себя в голове, как будто определенные идеи или образы помимо воли ребенка сами врываются в голову наподобие пресловутой фразы  «не думать о белой обезьяне». Навязчивые действия проявляются в тех случаях, когда ребенок придумывает определенные ритуалы, помогающие ему успокоиться, переключить свою излишнюю тревогу на повторяющиеся действия.  Например, после выхода из дома в школу несколько раз проверить, взят ли дневник с собой;
  • панические приступы или атаки.

В ряде ситуаций тревожность ребенка и подростка нормативно усиливается, когда подъем энергии необходим для активизации ресурсов личности ребенка при адаптации к новым условиям: переход из сада в школу или из начальной школы в среднее звено, переезд, конфликты в семье, школьные проблемы (неуспеваемость, отвержение ровесниками и прочее). Однако кто-то из детей с течением времени справляется с подобными стрессовыми ситуациями, требующими приспособления к изменившимся условиям, а кто-то застревает и начинает нуждаться в помощи в преодолении трудностей.

Каждый ребенок выбирает разные формы выражения и сбрасывания излишнего груза тревоги. Кто-то уходит в себя, замыкается в мире своих переживаний и фантазий; кто-то становится более агрессивным, вступает в конфликты со своим окружением; кто-то начинает заикаться; у кого-то тревога приобретает форму невротичных навязчивостей (грызение ногтей, обкусывание губ и прочее). Одним из естественных для детей способов реагирования на повышение тревоги является болезненный ответ тела: «у меня болит живот, голова», начинаются понос или рвота. Думаю, многим из вас, уважаемые родители, это знакомо.

Как помочь своему ребенку?

  • Доверительные разговоры в  стиле «что с тобой сегодня радостного и печального произошло? Что тебя удивило, разочаровало?» С детьми младшего школьного возраста можно  начать практику ведения Дневника настроения: цветом или смайликом обозначать в конце дня свое настроение и значимые переживания в течение дня;
  • Проигрывание тревожных ситуаций: старайтесь не предлагать сюжет своему ребенку, он сам вас через игрурисунокработу с пластилином выведет к тому, что его тревожит;
  • Рассказ о собственных тревогах с акцентом на том, что вам в вашу бытность ребенкомподростком и теперь как взрослому человеку помогает в том, чтобы справиться с излишней тревогой. Также будем помнить, что дети – талантливые и чуткие ретрансляторы нашей взрослой тревоги. Чем тщательнее мы пытаемся скрыть от наших детей какие-то тревожные события или переживания, тем с бОльшей энергией дети будут через свое поведение вызывать спрятанных вами скелетов из шкафов;
  • Работа с психологом, психотерапевтом в тех ситуациях, когда вы видите, что никакие ваши действия не приводят к существенным изменениям в поведении и настроении ребенка.

Когда вам стоит обратиться к деткомуподростковому психологупсихотерапевту за помощью вашему ребенку в преодолении чрезмерной тревожности? Помощь специалиста может потребоваться в ряде ситуаций:

  • если ваш ребенок испытывает трудности, связанные со сном (плохо засыпает или у него прерывистый сон с ночными просыпаниями, например, от кошмаров);
  • слишком рьяно грызет ногтиобкусывает губы;
  •  жалуется на недомогание в типовых ситуациях (перед контрольными, перед школой), у ребенка болит живот, начинается понос или рвота;
  •  сильно боится ряда ситуаций (полет на самолете, нахождение в замкнутом пространстве, чрезмерная застенчивость мешающая общаться с людьми);
  • резко начал заикаться и другие схожие ситуации.

Также, дорогие родители, будем помнить, что тревога зачастую является переживанием, сопровождающим другие психологические и психические проблемы у детей и подростков такие как, например, детскаяподростковая депрессия или кондуктивное расстройство

В ряде случаев важна диагностика в комплексе с другими специалистами: неврологом, логопедом, психиатром, врачом соматического профиля (например, гастроэнтеролога при болях в желудке у ребенка).

   Будем внимательны к себе, друг к другу и к нашим детям, прислушиваться к тому, что происходит в нашей душе и душах наших близких.



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • То, что надо помнить, когда вас покидают или в чем-то отказывают
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Кто такие креативные люди или как отвадить ребенка от творчества
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Сенситивные периоды или когда и что развивать в наших детях
  • Пути преодоления тревоги или что делать, когда не знаешь что делать
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Компьютер или что убивает наших детей...
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Статья для тех, кто когда-нибудь занимался или занимается психологией или саморазвитием.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Карлсон против Супермена, или О том, как современные мультики отравляют психику наших детей
  • Что нужно знать о происхождении тревоги и ПА, перед тем, как начать с ней бороться
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда выбрали не вас. Или как забрать свое?
  • Что чувствую, о том и говорю, или Когда болит душа
  • Не кричите на ребенка. Или пару строк о том, почему не стоит орать на детей.
  • Что делать когда у детей проблемы.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Смартфон для нас и наших детей – в службу или в дружбу?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь