|
Стратегии воспитания и их последствия в жизни детейАвтор статьи: Зимихина Ольга Николаевна
Я хочу сегодня рассказать о стратегиях воспитания и о последствиях, которые эти стратегии имеют для ребенка. Одна из самых распространенных стратегий — негативная стратегия подавления. Когда родители «лучше знают», что нужно ребенку. Все вроде правильно, но школа, кружки и даже выбор профессии являются следствием выбора взрослых. Жесткая позиция взрослого сродни насилию и принуждению. Ребенок находится в ситуации ограничения свободы, загнан в манеж, делая то, что на самом деле нужно не ему, а взрослым. Он занимается из-под палки, стараясь вкладываться как можно меньше. Впоследствии он подвержен критике – как внутренней, так и внешней, следует стереотипам и плохо адаптируется к изменениям. Возможно проявление инфантильной позиции – «вы там сами за меня сделайте что-нибудь», позиции избегания – «лишь бы отстали». Такого ребенка нужно долго и последовательно переучивать в направлении того, что он сам может выбирать, что ему делать и как поступать. Наиболее коварная стратегия – безразличная. Мама и папа заняты, они работают или занимаются собой, погруженные в собственные процессы, они мало внимания уделяют детям. И тут возможны два варианта. Первый вариант более простой – родитель чувствует себя несчастным, постепенно отдаляется и в бессилии что-либо дать ребенку, начинает проявлять агрессию по отношению к нему, иногда даже связывая с ребенком причину своих несчастий. Ребенок привыкает к тому, что он должен уметь все делать сам, так как рассчитывать не на кого. И одновременно с этим он становится в позицию конфронтации и обороны со взрослыми, в которых видит врагов. Он вырастает сильным человеком, но испытывает двойственные чувства любви и ненависти к родителям, которые терзают его всю жизнь. Второй вариант родителя – безразличный оптимист. Здесь даже бОльшая сложность. У родителя все хорошо. Он увлечен личными делами. Ребенок предоставлен самому себе. Когда такой ребенок вырастает, он сохраняет хорошие отношения. К родителям, к другим людям. Но не к себе. Потому что в глубине души его родилось чувство, что он не достаточно хорош для родителей, поэтому с ним никто не общается. А родитель хорош, любим и позитивен. У этого ребенка также нет доверия к миру, он тоже всего достигает сам. Но при малейшем препятствии у него возникает вопрос: правда ли что я смогу, что я достоин? И при малейшем сомнении он скорее отказывается от выбора и благ. Помощи просить он не привык – да и бесполезно. Но и на себя опираться сложно – так как нет виноватых, кроме самого себя. Дети с безразличными стратегиями воспитания очень часто опускают руки. Даже если они активны и деятельны, их преследуют сложные состояния, бессилие и депрессия. Ему непонятно, он пытается бросить начатое, пытается начать то, что бросил снова и снова — но ничего не получается! Позитивная стратегия взрослого – быть в контакте с ребенком. Поддерживать и одобрять. Ребенок идет по жизни смело, но всегда может рассчитывать на помощь. Он умеет просить и получать необходимые ресурсы. Впоследствии он сможет быть опорой для своих детей. Для сравнения, ребенку с безразличной или стратегией давления не придет в голову, что нужно просто запросить необходимый ресурс, воспользоваться подсказкой или чьими-то услугами. Воспитание – это проект! Любые внешние отношения следуют из системы отношений внутри. Согласно теории Эрика Бёрна, человек может находиться в трех эго-состояниях: Ребенок – проявляется с рождения, олицетворяет жизненную силу и индивидуальность: играть, быть собой. Родитель – проявляется в ситуациях воспитания и передаче опыта: поучает, покровительствует, опекает. Взрослый – проявляется в ситуациях принятия объективных ответственных решений: самостоятельность, обязательность Ответьте на вопросы о своих стратегиях: о том, каким образом мы добиваемся долгосрочных целей (отметьте галочкой те утверждения, с которыми вы согласны):
Ответы 1,2,3,4 — ваши негативные (–) стратегии. Ответы 5,6,7,8 — ваши безразличные (0) стратегии. Ответы 9,10,11,12 — ваши позитивные (+) стратегии. Если в вашем списке только позитивные стратегии – вас можно поздравить! Вы нацелены на позитив и взаимопомощь! Если в вашем списке присутствует хотя бы одна негативная стратегия – стоит срочно задуматься! Что-то вы делаете не так. Если есть безразличные – это говорит о том, что и вы сами, и ваш ребенок обделены вниманием. Негласный закон передачи опыта: Как вы относитесь к своему внутреннему ребенку, так же вы будете относиться к детям и скопируете все свои стратегии! Уровень энергии зависит от того, насколько мы реализуем свои мечты! И наоборот. Чем больше успешных дел, тем выше энергия, которую мы получаем в итоге. Успешный человек (+) — это человек, реализующий СВОИ мечты! Это ответственный взрослый, поддерживающий родитель и счастливый ребенок – тот, который находится в области своих реализованных талантов и позитива. Несчастный человек (–) — это человек, принуждающий себя заниматься тем, что ему не интересно, не получается, и т.д. Уставший раздраженный взрослый, подавляющий родитель и травмированный ребенок – занимается не своим делом, испытывает раздражение и негатив. Сомневающийся человек (0) — не пытался экспериментировать со своими талантами. Апатичный взрослый, безразличный родитель, брошенный ребенок. Если он пытается реализовать свой талант, он попадает в прострацию, тупое бессилие… В этом состоянии нужна поддержка! Часто таким людям проще делать что-то грандиозное для других, чем какую-то малость для себя. Они отказываются от помощи, и со стороны кажется, будто они нарочно избегают простых путей. Сложно начать изменения, находясь под гнетом давних установок. Принять себя в таком состоянии, со всеми своими особенностями и выбраться из замкнутого круга на свободу. Что самое важное? Адекватная оценка собственных возможностей. Разобраться, какая цель соответствует твоему замыслу и достижима, а какая является тупиком. В чем твоя сила, а в чем - слабость. Полезно иметь опытного проводника, который верит в тебя порой даже больше чем ты сам, и поддерживает желание идти вперед. Того самого проводника, который знает о сложностях развития под действием давления или безразличия.. Как помочь этим прожитым сложностям стать союзниками позитивных изменений? Автор: Зимихина Ольга Николаевна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|