Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей

Я хочу сегодня рассказать о стратегиях воспитания и о последствиях, которые эти стратегии имеют для ребенка.

Одна из самых распространенных стратегий — негативная стратегия подавления.  Когда родители «лучше знают», что нужно ребенку. Все вроде правильно, но школа, кружки и даже выбор профессии являются следствием выбора взрослых. Жесткая позиция взрослого сродни насилию и принуждению.

Ребенок находится в ситуации ограничения свободы, загнан в манеж, делая то, что на самом деле нужно не ему, а взрослым. Он  занимается из-под палки, стараясь вкладываться как можно меньше. Впоследствии он подвержен критике – как внутренней, так и внешней, следует стереотипам и плохо адаптируется к изменениям.

Возможно проявление инфантильной позиции – «вы там сами за меня сделайте что-нибудь», позиции избегания – «лишь бы отстали».  Такого ребенка нужно долго и последовательно переучивать в направлении того, что он сам может выбирать, что ему делать и как поступать.

Наиболее коварная стратегия – безразличная. Мама и папа заняты, они работают или занимаются собой, погруженные в собственные процессы, они мало внимания уделяют детям. И тут возможны два варианта.

Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей

Первый вариант более простой – родитель чувствует себя несчастным, постепенно отдаляется и в бессилии что-либо дать ребенку, начинает проявлять агрессию по отношению к нему, иногда даже связывая с ребенком причину своих несчастий.

Ребенок привыкает к тому, что он должен уметь все делать сам, так как рассчитывать не на кого. И одновременно с этим он становится в позицию конфронтации и обороны со взрослыми,  в которых  видит врагов. Он вырастает сильным человеком, но испытывает двойственные чувства любви и ненависти к родителям, которые терзают его всю жизнь.

Второй вариант родителя – безразличный оптимист. Здесь даже бОльшая сложность.  У родителя все хорошо. Он увлечен личными делами. Ребенок предоставлен самому себе. Когда такой ребенок вырастает, он сохраняет хорошие отношения. К родителям, к другим людям. Но не к себе. Потому что в глубине души его родилось чувство, что он не достаточно хорош для родителей, поэтому с ним никто не общается.   А родитель хорош, любим и позитивен. 

У этого ребенка также нет доверия к миру, он тоже всего достигает сам. Но при малейшем препятствии у него возникает вопрос: правда ли что я смогу, что я достоин? И при малейшем сомнении он скорее отказывается от выбора и благ. Помощи просить он не привык – да и бесполезно. Но и на себя опираться сложно – так как нет виноватых, кроме самого себя.

Дети с безразличными стратегиями воспитания очень часто опускают руки. Даже если они активны и деятельны, их преследуют сложные состояния, бессилие и депрессия. Ему непонятно, он пытается бросить начатое, пытается начать то, что бросил снова и снова — но  ничего не получается!

Позитивная стратегия взрослого – быть в контакте с ребенком. Поддерживать и одобрять.  Ребенок идет по жизни  смело, но всегда может рассчитывать на помощь. Он умеет просить и получать необходимые ресурсы.  Впоследствии он сможет быть опорой для своих детей.

Для сравнения, ребенку с безразличной или стратегией давления не придет в голову, что нужно просто запросить необходимый ресурс, воспользоваться подсказкой или чьими-то услугами.

Воспитание – это проект!
Поддержка ребенка в последовательном, конструктивном развитии его СПОСОБНОСТЕЙ  (без давления и манипуляций).
Начните выстраивать правильные отношения с ребенком, применяя позитивные стратегии. 

Любые внешние отношения следуют из системы отношений внутри. Согласно теории Эрика Бёрна, человек может находиться в трех эго-состояниях:

Ребенок – проявляется с рождения, олицетворяет жизненную силу и индивидуальность: играть, быть собой.

Родитель – проявляется в  ситуациях воспитания и передаче опыта: поучает, покровительствует, опекает.

Взрослый – проявляется в ситуациях принятия объективных ответственных решений: самостоятельность, обязательность

Ответьте на вопросы о своих стратегиях: о том, каким образом мы добиваемся долгосрочных целей (отметьте галочкой те утверждения, с которыми вы согласны):

  1. Принуждаем СЕБЯ заниматься нелюбимым делом
  2. Навязываем чужие «нужные и денежные» таланты РЕБЕНКУ
  3. Сравниваем СВОЕГО РЕБЕНКА с другими
  4. Навязываем СВОИ таланты РЕБЕНКУ
  5. Считаем, что талант зависит от генов, мало что на него может повлиять
  6. Думаем, что человек может заниматься чем угодно, главное – труд
  7. Верим в то, что успешность человека зависит от обстоятельств
  8. Приводим часто пример, когда беспризорник стал успешным, хотя никому до него не было дела
  9. Занимаемся САМИ любимым делом
  10. Помогаем в том, что дает энергию самому РЕБЕНКУ
  11. Говорим ребенку и себе МОЖНО
  12. Убеждаем РЕБЕНКА в том, что профессию надо выбирать по душе
Ответы 1,2,3,4 — ваши негативные (–) стратегии.
Ответы 5,6,7,8 — ваши безразличные (0)  стратегии.
Ответы 9,10,11,12 — ваши позитивные (+)  стратегии.

Если в вашем списке только позитивные стратегии – вас можно поздравить! Вы нацелены на позитив  и взаимопомощь!

Если в вашем списке присутствует хотя бы одна негативная стратегия – стоит срочно задуматься! Что-то вы делаете не так.

Если есть безразличные – это говорит о том, что и вы сами, и ваш ребенок обделены вниманием.

Негласный закон передачи опыта:

Как вы относитесь к своему внутреннему ребенку, так же вы будете относиться к детям и скопируете все свои стратегии!

Уровень энергии зависит от того, насколько мы реализуем свои мечты! И наоборот. Чем больше успешных дел, тем выше энергия, которую мы получаем в итоге.

Успешный человек (+) — это человек, реализующий СВОИ мечты! Это ответственный взрослый, поддерживающий родитель и счастливый ребенок – тот, который находится в области своих реализованных талантов и позитива.

Несчастный человек (–) — это человек, принуждающий себя заниматься тем, что ему не интересно, не получается, и т.д. Уставший раздраженный взрослый, подавляющий родитель и травмированный  ребенок – занимается не своим делом, испытывает раздражение и негатив.

Сомневающийся человек (0) — не пытался экспериментировать со своими талантами. Апатичный взрослый,  безразличный родитель, брошенный ребенок. Если он пытается реализовать свой талант, он попадает в прострацию, тупое бессилие… В этом состоянии нужна поддержка! Часто таким людям проще делать что-то грандиозное для других, чем какую-то малость  для себя. Они  отказываются от помощи, и со стороны кажется, будто они нарочно избегают простых путей.

Сложно начать изменения, находясь под гнетом давних установок.  Принять себя  в таком состоянии, со всеми своими особенностями  и выбраться из замкнутого круга на свободу.

Что самое важное?  Адекватная оценка собственных возможностей. Разобраться, какая цель соответствует твоему замыслу и достижима, а какая является тупиком. В чем твоя сила, а в чем - слабость.
Полезно иметь опытного проводника, который верит в тебя порой даже больше чем ты сам, и  поддерживает  желание идти вперед. Того самого проводника, который знает о сложностях развития под действием давления или безразличия.. Как помочь  этим прожитым сложностям  стать  союзниками позитивных изменений? 

Автор: Зимихина Ольга Николаевна



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Ребенок, Родитель и, наконец-то,...Взрослый.
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Эволюция не по Дарвину: Ребенок-Родитель-Взрослый
  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь