Психологические травмы у детей и подростков. Причины внутрисемейных прблем.

              Случай из практики. На прием пришли мама с сыном-подростком 14 лет. Мальчика привели из Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Причина задержания – попытка нанести матери ножевое ранение. Причина обращения к психологу – агрессивное поведение в отношении матери и младшего брата. Мама рассказывает, что сын уже не первый раз ей угрожает. Случай, который испугал мать и заставил вызвать милицию, произошел накануне ночью. Женщина проснулась среди ночи и увидела сына, с занесенным над ней ножом. Несчастья не произошло, но женщина была серьезно напугана и была вынуждена вызвать милицию. Из семейного анамнеза. В семье есть оба родителя и двое детей. Отец родной младшему сыну, которому на момент обследования было 4 года. Старший сын, для него приемный. Отец не имеет постоянной работы, в прошлом военный. Мать не работает или имеет редкий заработок, занята воспитанием младшего сына. Семья имеет низкий социальный уровень. Приоритет в воспитании детей, особенно старшего сына у отца. Стиль воспитания – насилие, вначале совместной жизни физическое, впоследствии  физических мер не применялось, а степень эмоционального и психологического насилия возросла. Семья нуждается в финансовой и социальной поддержке. Из характеристики мальчика. Мальчик ранимый, тонкий, творческий тип. До второго брака у сына  с матерью были хорошие теплые отношения. В последнее время старший сын, назовем его Илья, уже не раз был замечен в воровстве мобильных телефонов, уходил из дома и ночевал в подвалах и сараях. Отношения в школе с одноклассниками сложные. Драки и непринятие его коллективом. Имеет одного друга – мальчика из неблагополучной  семьи, вместе с которым они занимаются воровством. Покушение на убийство матери не первое. Если прошлые разы мать видела, что, что-то происходит и моменты проявления насилия были в какой-то степени ожидаемы, и мать предотвращала их, то последнее ночное происшествие не имело никаких, по мнению матери, знакомых форм подготовки, но некоторое напряжение женщина все равно испытывала. По словам Ильи, убийство они запланировали вместе с другом. И в эту ночь он должен был действительно, по-настоящему, убить свою мать. Следует отметить, что  состояние здоровья младшего сына оставляет желать лучшего. Ребенок часто болеет,  и стоит на учете у невролога.

У подростка на  момент обращения отмечалась высокая степень внешней агрессии и напряжения. В дальнейшем процессе работы мы столкнулись с огромным слоем внутренней агрессии.

Другой случай. На приеме мама с девушкой подростком 15 лет. Девушка сама захотела побеседовать с психологом. Причина обращения – сильный страх,  постоянные простудные и вирусные заболевания. Девушка практически не ходит в школу. Она в основном лежит в кровати или находится дома. Кроме того обострение хронического заболевания позвоночника, что сопровождается постоянной болью в спине. Из беседы с девочкой, назовем ее Анастасия:  боится идти в школу, боится встречи с одноклассниками, ответы у доски для нее практически невозможны из-за сильнейшего страха и высокой тревожности. Много плачет и не хочет вставать с постели.  Девушка испытывает постоянные боли в спине, которые она почти не замечает. Если только немного успокоившись, Анастасия чувствует что эти боли в спине начинают ей мешать.

Из анамнеза семьи: Семья не полная. Мама воспитывает двоих дочерей. С отцом развелись несколько лет назад. Отец участвует в воспитании девочек, обеспечивает финансово. Живет один, девочки могут приходить к нему в гости. Он ездит с девочками за границу или финансирует поездки девочек. Семья с высоким социальным статусом, финансово хорошо обеспечена. Истории родительских семей также характеризуются высоким социальным статусом и высокими требованиями к членам семей  своего рода. Мать девушки спокойная, социально адаптированная успешная женщина, заботится о дочерях. Отец девушки – социально успешный, финансово хорошо обеспеченный, ранимый, тонкий, чувствительный, высоко тревожный, эмоционально зависимый человек. Находится в зависимости от социальных установок успешности и силы членов семьи своего рода. Формы родительского воспитания разные. Мать выдержанная, спокойна, старается объяснить свои требования с рациональной точки зрения. Старается поддержать детей в трудную минуту. Отец в вопросах воспитания обращается к эмоциональной сфере детей. Болезненно переносит неуспех Анастасии. При непослушании Анастасии проявлял сильнейшую эмоциональную агрессию, которая сопровождалось моральным и физическим унижением и отвержением девочки, что и явилось причиной развода родителей.

Родители в разводе к моменту обращения к психологу  несколько лет. Следует отметить, что и до развода и поле развода родителей, младшая дочь не испытывала проблем со здоровьем, успешно учится в школе и имеет успех с кругу сверстников.

 У Анастасии  на момент обращения отмечается депрессивный фон настроения, сильные страхи, негативное отношение к себе. Подавленная агрессия в отношении матери.

Но как мы видим, в обеих семьях старшие дети несчастны и переживают свое несчастье через состояние сильнейшей агрессии или депрессии. В обеих семьях дети подвергаются эмоциональному насилию, имеют психологические травмы.  Испытывают агрессию по отношению к матери, явную или подавленную.

Можем ли мы отнести обе семьи к группе риска? Для этого следует  обозначить факторы семейного неблагополучия или риска.

К таким факторам, прежде всего, можно отнести:

-социально-психологические

семьи с деструктивно-эмоциональными отношениями супругов и детей, отсутствием педагогических знаний, искаженными ценностными ориентациями.

-социально-экономические

семьи  социально некомпетентные с низким материальным уровнем жизни и плохими жилищными условиями

 -медико-санитарные

хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

-дивиантные (англ.deviation-отклонение) и делинквентные (лат.delictum-проступок)

алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизм, наличие судимости у членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

-демографические

семьи с повторными браками и приемными детьми, многодетные семьи, а также семьи, где воспитательную функцию несут престарелые и немощные родители.

Какие причины могут лежать в основе семейного и воспитательного неблагополучия?

  • Индивидуальные особенности родителей.

          -Здесь следует выделить низкий показатель эмоционального интеллекта. Чтобы дать пояснение относительно того, что мы подразумеваем под эмоциональным интеллектом, приведу слова Аристотеля – это умение «гневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом»(1).

Такая  эмоциональная дезорганизация  проявляется  в том, что человеку трудно понимать и контролировать самого себя, а так же сложно адаптироваться в окружающем мире вплоть до социальной девиации.

Следует отметить, что 50%-60% семей, не справляющихся с воспитанием, характеризуются социально-психологическими факторами, где показатель низкого эмоционального интеллекта виден наиболее ярко и является основной причиной конфликтов или эмоционального отчуждения.

- Проекция на ребенка собственных проблем и страхов.

Когда родитель сталкивается с реакцией ребенка на внешние события, которые у самого родителя вызывают фрустрацию или страх. Родитель сам не в состоянии справиться со своими эмоциями. И уж тем более не может поддержать ребенка. В таком случае родитель, защищаясь от собственной боли,  проявляет по отношению к ребенку агрессию или отвергает его.

Именно такая форма отношений между отцом и старшей дочерью описывается во втором случае из практики. В основе проблем отца лежит низкий показатель эмоционального интеллекта.

- Длительное тяжелое заболевание одного из родителей, или его недееспособность.

У ребенка вызывает страх за свою жизнь, ощущение ненадежности, зыбкости  и недифференцированной опасности. Эти показатели приводят к высокому эмоциональному напряжению ребенка.

-Сценарные особенности родительских семей.

Система воспитания проецируются из родительских семей самих родителей, по принципу: «так меня воспитывал мой отец».  Особенно ярко такие меры воспитательного воздействия используются, когда ребенок не слушается или бунтует.

- Семейные кризисы

Отметим, что кризисы неотъемлемая часть функционирования семьи как живой системы. Однако каждый кризис может привести к глубоким внутренним конфликтам и к распаду семьи.

Первый кризис – это появление в семье ребенка. Родители сосредоточены на ребенке, другие потребности фрустрированы. Все это повышает внутреннее напряжение членов семьи. Уставшие родители могут игнорировать естественные потребности ребенка и конфликтовать друг с другом за возможность передышки.

Следующий кризис наступает, когда ребенок начинает говорить. Ребенок заявляет о своих потребностях. При этом он эмоционально амплитуден, но не компетентен. В это время наступает пик невротической симптоматики у родителей и психосоматических нарушений у детей.

Кризис – Ребенок пошел в школу. Здесь проявляется источник социального напряжения. Как ребенок одет, что имеет, какую подготовку к школе прошел. Происходит проверка социальной компетенции родителей. Еще один мощный дестабилизирующий фактор для неблагополучных семей, потому, что данный период связан с большими финансовыми вложениями и необходимостью психологической поддержки детей.

В семье появляется подросток.  Подросток – это эмоционально лабильный истероид, социально зависимый, с плохой дифференциацией эмоций. Этот ребенок в силу своих психофизиологических подростковых особенностей уже находится в зоне риска по любой из зависимостей. Симптоматика подростка психопатоподобная. Подросток агрессивен. Эта агрессия нужна ему для социальной адаптации. Направлена агрессия в частности и на родителей.  Именно в этот период ребенку необходима поддержка, защита и стабильность.

Для социально и психологически проблемной семьи адекватно реагировать на такое поведение ребенка оказывается практически невозможно. Это связано не только с личностными особенностями родителей  и периодом кризиса, но и с отсутствием информации о том, что происходит с ребенком. Поэтому мы часто сталкиваемся с родительской  агрессией, отвержением, желаем наказать,  причинить боль. Непонимание пугает больше чем опасность, которая понятна.

Помимо основных кризисов, семьи могут переживать внутренние кризисы, связанные с потерями.

Для семей социально и психологически дезадаптивных такие периоды способны привести к  трагедиям, связанным с детско-родительскими отношениями.

У детей первой и основной реакцией защиты является реакция отрицания. И как крайнее ее проявление убегание. Поэтому когда адаптивные  механизмы ребенка не в состоянии вынести нагрузку родительской агрессии или насилия, ребенок может уходить из дома. Особенно это касается подростков в силу их возрастных физиологических особенностей. В силу этих особенностей степень наркотизации и алкоголизации у подростков также выше и наступает быстрее, чем у других групп населения.  Другая форма , когда организм не справляется с внешними нагрузками – самотизация. Дети начинают болеть. Сейчас мы сталкиваемся и довольно часто с детскими депрессиями. И это помимо тех физиологических заболеваний, которые нам известны. Склонность к девиантному и делинквентному поведению в силу повышенной естественной агрессии , стремлению к самоутверждению , отделению от родителей и предъявлению себя социуму также высока. Суицидальное поведение в среде подростков, к сожалению, велико. Это не всегда демонстративный суицид. Приходится сталкиваться с совершенными суицидальными действиями ребенка. Нервная и адаптивная системы у ребенка, подростка находятся в стадии становления. Нагрузки, предъявляемые им жизнью бывают слишком высоки. Если семья не в силах поддержать ребенка, а напротив выставляет ему еще большие требования, адаптационные механизмы ребенка не выдерживают нагрузки и мы имеет больных, депрессивных, чрезмерно агрессивных, наркотизированных и т.д. детей. По большому счету несчастных детей, лишенных поддержки и понимания.

Дети из семей групп риска страдают одним или несколькими вышеперечисленными симптомами. Работа с такими семьями затруднена, поскольку родители не видят своей роли в формировании у ребенка болезненных и антисоциальных проявлений.

Понимая, что семейная терапия в семьях , относящихся к группе риска крайне затруднена, мы вынуждены сосредотачиваться на работе лишь с ребенком или подростком. При работе с ребенком или подростком одной из задач ставиться  работа с подавленной агрессией, диффернециацией и осознанием тех чувств, которые приводят к неконтролируемым вспышкам агрессии. Определение травмирующих событий , проявление и осознание эмоций. В результате снимается внутреннее напряжение. Подросток готов слушать и слышать. На протяжение всей терапии мы даем исключительно поддержку и понимание того, что происходит с внутренним миром подростка.  Методы, используемые в терапии это рисуночные техники, лепка, направленное фантазирование. С подростками мы используем трансовые методы с элементами символдраммы. После того, как уровень напряжения снизился подросток  готов к диалогу с родителем, который пришел вместе с ним. Как правило, ведет тот родитель, который наиболее обеспокоен состоянием ребенка. Это нам открывает возможность привлечь его к терапии и консультированию.

В первом описанном случае с Ильей нами использовались трансовые методы с элементами символдраммы. В результате уже после первой встречи мальчик стал спокойнее и на следующий сеанс пришел сам. Мы проводили сеансы 1 раз в неделю. В результате подросток примирился с мамой и прекратил отношения с другом из дивиантной семьи. Стал реже уходить из дома и по договоренности с матерью.

Во втором случае с Анастасией: девушка стала посещать школу, меньше болела, выходила к доске, но не на всех предметах. Смогла закончить школу и получить хороший аттестат. Поступила в ВУЗ. Проблемы с одиночеством ее до конца не оставили и это задача для новых терапий.

Работа с родителями затрудняется тем, что как уже говорилось, они неохотно откликаются на подобные предложения. Поэтому, если присутствует хотя бы один родитель, мы проводим беседу о том, что послужило причиной такого поведения ребенка и что мы можем сделать, что бы исправить ситуацию. Поскольку родители сами не справляются с ситуацией, прежде всего мы начинаем с поддержки родителей и разделяем их трудности в вопросах не только воспитания, но и жизни в данной семье.

По сути, родители из семей группы риска сами глубоко травмированные люди. Поэтому в большой степени помощь нужна и им. Если человек хоть в малой степени готов к диалогу, мы стараемся дать информацию на том уровне, на котором он способен ее воспринять. О том, что значит гнев, последствии насилия и последствиях подавленных эмоций. По возможности найти эти проблемы у родителей, и помочь им освободиться от внутреннего напряжения.  Тогда обе стороны будут готовы к диалогу. И это открывает для нас возможность найти пути взаимопонимания и эмоционального отклика ребенка и родителя.

Случаи из практики представлены с разрешения клиентов. Имена участников изменены.



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь