|
Психологические травмы у детей и подростков. Причины внутрисемейных прблем.Автор статьи: Волконская Наталья Владимировна
Случай из практики. На прием пришли мама с сыном-подростком 14 лет. Мальчика привели из Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Причина задержания – попытка нанести матери ножевое ранение. Причина обращения к психологу – агрессивное поведение в отношении матери и младшего брата. Мама рассказывает, что сын уже не первый раз ей угрожает. Случай, который испугал мать и заставил вызвать милицию, произошел накануне ночью. Женщина проснулась среди ночи и увидела сына, с занесенным над ней ножом. Несчастья не произошло, но женщина была серьезно напугана и была вынуждена вызвать милицию. Из семейного анамнеза. В семье есть оба родителя и двое детей. Отец родной младшему сыну, которому на момент обследования было 4 года. Старший сын, для него приемный. Отец не имеет постоянной работы, в прошлом военный. Мать не работает или имеет редкий заработок, занята воспитанием младшего сына. Семья имеет низкий социальный уровень. Приоритет в воспитании детей, особенно старшего сына у отца. Стиль воспитания – насилие, вначале совместной жизни физическое, впоследствии физических мер не применялось, а степень эмоционального и психологического насилия возросла. Семья нуждается в финансовой и социальной поддержке. Из характеристики мальчика. Мальчик ранимый, тонкий, творческий тип. До второго брака у сына с матерью были хорошие теплые отношения. В последнее время старший сын, назовем его Илья, уже не раз был замечен в воровстве мобильных телефонов, уходил из дома и ночевал в подвалах и сараях. Отношения в школе с одноклассниками сложные. Драки и непринятие его коллективом. Имеет одного друга – мальчика из неблагополучной семьи, вместе с которым они занимаются воровством. Покушение на убийство матери не первое. Если прошлые разы мать видела, что, что-то происходит и моменты проявления насилия были в какой-то степени ожидаемы, и мать предотвращала их, то последнее ночное происшествие не имело никаких, по мнению матери, знакомых форм подготовки, но некоторое напряжение женщина все равно испытывала. По словам Ильи, убийство они запланировали вместе с другом. И в эту ночь он должен был действительно, по-настоящему, убить свою мать. Следует отметить, что состояние здоровья младшего сына оставляет желать лучшего. Ребенок часто болеет, и стоит на учете у невролога. У подростка на момент обращения отмечалась высокая степень внешней агрессии и напряжения. В дальнейшем процессе работы мы столкнулись с огромным слоем внутренней агрессии. Другой случай. На приеме мама с девушкой подростком 15 лет. Девушка сама захотела побеседовать с психологом. Причина обращения – сильный страх, постоянные простудные и вирусные заболевания. Девушка практически не ходит в школу. Она в основном лежит в кровати или находится дома. Кроме того обострение хронического заболевания позвоночника, что сопровождается постоянной болью в спине. Из беседы с девочкой, назовем ее Анастасия: боится идти в школу, боится встречи с одноклассниками, ответы у доски для нее практически невозможны из-за сильнейшего страха и высокой тревожности. Много плачет и не хочет вставать с постели. Девушка испытывает постоянные боли в спине, которые она почти не замечает. Если только немного успокоившись, Анастасия чувствует что эти боли в спине начинают ей мешать. Из анамнеза семьи: Семья не полная. Мама воспитывает двоих дочерей. С отцом развелись несколько лет назад. Отец участвует в воспитании девочек, обеспечивает финансово. Живет один, девочки могут приходить к нему в гости. Он ездит с девочками за границу или финансирует поездки девочек. Семья с высоким социальным статусом, финансово хорошо обеспечена. Истории родительских семей также характеризуются высоким социальным статусом и высокими требованиями к членам семей своего рода. Мать девушки спокойная, социально адаптированная успешная женщина, заботится о дочерях. Отец девушки – социально успешный, финансово хорошо обеспеченный, ранимый, тонкий, чувствительный, высоко тревожный, эмоционально зависимый человек. Находится в зависимости от социальных установок успешности и силы членов семьи своего рода. Формы родительского воспитания разные. Мать выдержанная, спокойна, старается объяснить свои требования с рациональной точки зрения. Старается поддержать детей в трудную минуту. Отец в вопросах воспитания обращается к эмоциональной сфере детей. Болезненно переносит неуспех Анастасии. При непослушании Анастасии проявлял сильнейшую эмоциональную агрессию, которая сопровождалось моральным и физическим унижением и отвержением девочки, что и явилось причиной развода родителей. Родители в разводе к моменту обращения к психологу несколько лет. Следует отметить, что и до развода и поле развода родителей, младшая дочь не испытывала проблем со здоровьем, успешно учится в школе и имеет успех с кругу сверстников. У Анастасии на момент обращения отмечается депрессивный фон настроения, сильные страхи, негативное отношение к себе. Подавленная агрессия в отношении матери. Но как мы видим, в обеих семьях старшие дети несчастны и переживают свое несчастье через состояние сильнейшей агрессии или депрессии. В обеих семьях дети подвергаются эмоциональному насилию, имеют психологические травмы. Испытывают агрессию по отношению к матери, явную или подавленную. Можем ли мы отнести обе семьи к группе риска? Для этого следует обозначить факторы семейного неблагополучия или риска. К таким факторам, прежде всего, можно отнести: -социально-психологические семьи с деструктивно-эмоциональными отношениями супругов и детей, отсутствием педагогических знаний, искаженными ценностными ориентациями. -социально-экономические семьи социально некомпетентные с низким материальным уровнем жизни и плохими жилищными условиями -медико-санитарные хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами. -дивиантные (англ.deviation-отклонение) и делинквентные (лат.delictum-проступок) алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизм, наличие судимости у членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира. -демографические семьи с повторными браками и приемными детьми, многодетные семьи, а также семьи, где воспитательную функцию несут престарелые и немощные родители. Какие причины могут лежать в основе семейного и воспитательного неблагополучия?
-Здесь следует выделить низкий показатель эмоционального интеллекта. Чтобы дать пояснение относительно того, что мы подразумеваем под эмоциональным интеллектом, приведу слова Аристотеля – это умение «гневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом»(1). Такая эмоциональная дезорганизация проявляется в том, что человеку трудно понимать и контролировать самого себя, а так же сложно адаптироваться в окружающем мире вплоть до социальной девиации. Следует отметить, что 50%-60% семей, не справляющихся с воспитанием, характеризуются социально-психологическими факторами, где показатель низкого эмоционального интеллекта виден наиболее ярко и является основной причиной конфликтов или эмоционального отчуждения. - Проекция на ребенка собственных проблем и страхов. Когда родитель сталкивается с реакцией ребенка на внешние события, которые у самого родителя вызывают фрустрацию или страх. Родитель сам не в состоянии справиться со своими эмоциями. И уж тем более не может поддержать ребенка. В таком случае родитель, защищаясь от собственной боли, проявляет по отношению к ребенку агрессию или отвергает его. Именно такая форма отношений между отцом и старшей дочерью описывается во втором случае из практики. В основе проблем отца лежит низкий показатель эмоционального интеллекта. - Длительное тяжелое заболевание одного из родителей, или его недееспособность. У ребенка вызывает страх за свою жизнь, ощущение ненадежности, зыбкости и недифференцированной опасности. Эти показатели приводят к высокому эмоциональному напряжению ребенка. -Сценарные особенности родительских семей. Система воспитания проецируются из родительских семей самих родителей, по принципу: «так меня воспитывал мой отец». Особенно ярко такие меры воспитательного воздействия используются, когда ребенок не слушается или бунтует. - Семейные кризисы Отметим, что кризисы неотъемлемая часть функционирования семьи как живой системы. Однако каждый кризис может привести к глубоким внутренним конфликтам и к распаду семьи. Первый кризис – это появление в семье ребенка. Родители сосредоточены на ребенке, другие потребности фрустрированы. Все это повышает внутреннее напряжение членов семьи. Уставшие родители могут игнорировать естественные потребности ребенка и конфликтовать друг с другом за возможность передышки. Следующий кризис наступает, когда ребенок начинает говорить. Ребенок заявляет о своих потребностях. При этом он эмоционально амплитуден, но не компетентен. В это время наступает пик невротической симптоматики у родителей и психосоматических нарушений у детей. Кризис – Ребенок пошел в школу. Здесь проявляется источник социального напряжения. Как ребенок одет, что имеет, какую подготовку к школе прошел. Происходит проверка социальной компетенции родителей. Еще один мощный дестабилизирующий фактор для неблагополучных семей, потому, что данный период связан с большими финансовыми вложениями и необходимостью психологической поддержки детей. В семье появляется подросток. Подросток – это эмоционально лабильный истероид, социально зависимый, с плохой дифференциацией эмоций. Этот ребенок в силу своих психофизиологических подростковых особенностей уже находится в зоне риска по любой из зависимостей. Симптоматика подростка психопатоподобная. Подросток агрессивен. Эта агрессия нужна ему для социальной адаптации. Направлена агрессия в частности и на родителей. Именно в этот период ребенку необходима поддержка, защита и стабильность. Для социально и психологически проблемной семьи адекватно реагировать на такое поведение ребенка оказывается практически невозможно. Это связано не только с личностными особенностями родителей и периодом кризиса, но и с отсутствием информации о том, что происходит с ребенком. Поэтому мы часто сталкиваемся с родительской агрессией, отвержением, желаем наказать, причинить боль. Непонимание пугает больше чем опасность, которая понятна. Помимо основных кризисов, семьи могут переживать внутренние кризисы, связанные с потерями. Для семей социально и психологически дезадаптивных такие периоды способны привести к трагедиям, связанным с детско-родительскими отношениями. У детей первой и основной реакцией защиты является реакция отрицания. И как крайнее ее проявление убегание. Поэтому когда адаптивные механизмы ребенка не в состоянии вынести нагрузку родительской агрессии или насилия, ребенок может уходить из дома. Особенно это касается подростков в силу их возрастных физиологических особенностей. В силу этих особенностей степень наркотизации и алкоголизации у подростков также выше и наступает быстрее, чем у других групп населения. Другая форма , когда организм не справляется с внешними нагрузками – самотизация. Дети начинают болеть. Сейчас мы сталкиваемся и довольно часто с детскими депрессиями. И это помимо тех физиологических заболеваний, которые нам известны. Склонность к девиантному и делинквентному поведению в силу повышенной естественной агрессии , стремлению к самоутверждению , отделению от родителей и предъявлению себя социуму также высока. Суицидальное поведение в среде подростков, к сожалению, велико. Это не всегда демонстративный суицид. Приходится сталкиваться с совершенными суицидальными действиями ребенка. Нервная и адаптивная системы у ребенка, подростка находятся в стадии становления. Нагрузки, предъявляемые им жизнью бывают слишком высоки. Если семья не в силах поддержать ребенка, а напротив выставляет ему еще большие требования, адаптационные механизмы ребенка не выдерживают нагрузки и мы имеет больных, депрессивных, чрезмерно агрессивных, наркотизированных и т.д. детей. По большому счету несчастных детей, лишенных поддержки и понимания. Дети из семей групп риска страдают одним или несколькими вышеперечисленными симптомами. Работа с такими семьями затруднена, поскольку родители не видят своей роли в формировании у ребенка болезненных и антисоциальных проявлений. Понимая, что семейная терапия в семьях , относящихся к группе риска крайне затруднена, мы вынуждены сосредотачиваться на работе лишь с ребенком или подростком. При работе с ребенком или подростком одной из задач ставиться работа с подавленной агрессией, диффернециацией и осознанием тех чувств, которые приводят к неконтролируемым вспышкам агрессии. Определение травмирующих событий , проявление и осознание эмоций. В результате снимается внутреннее напряжение. Подросток готов слушать и слышать. На протяжение всей терапии мы даем исключительно поддержку и понимание того, что происходит с внутренним миром подростка. Методы, используемые в терапии это рисуночные техники, лепка, направленное фантазирование. С подростками мы используем трансовые методы с элементами символдраммы. После того, как уровень напряжения снизился подросток готов к диалогу с родителем, который пришел вместе с ним. Как правило, ведет тот родитель, который наиболее обеспокоен состоянием ребенка. Это нам открывает возможность привлечь его к терапии и консультированию. В первом описанном случае с Ильей нами использовались трансовые методы с элементами символдраммы. В результате уже после первой встречи мальчик стал спокойнее и на следующий сеанс пришел сам. Мы проводили сеансы 1 раз в неделю. В результате подросток примирился с мамой и прекратил отношения с другом из дивиантной семьи. Стал реже уходить из дома и по договоренности с матерью. Во втором случае с Анастасией: девушка стала посещать школу, меньше болела, выходила к доске, но не на всех предметах. Смогла закончить школу и получить хороший аттестат. Поступила в ВУЗ. Проблемы с одиночеством ее до конца не оставили и это задача для новых терапий. Работа с родителями затрудняется тем, что как уже говорилось, они неохотно откликаются на подобные предложения. Поэтому, если присутствует хотя бы один родитель, мы проводим беседу о том, что послужило причиной такого поведения ребенка и что мы можем сделать, что бы исправить ситуацию. Поскольку родители сами не справляются с ситуацией, прежде всего мы начинаем с поддержки родителей и разделяем их трудности в вопросах не только воспитания, но и жизни в данной семье. По сути, родители из семей группы риска сами глубоко травмированные люди. Поэтому в большой степени помощь нужна и им. Если человек хоть в малой степени готов к диалогу, мы стараемся дать информацию на том уровне, на котором он способен ее воспринять. О том, что значит гнев, последствии насилия и последствиях подавленных эмоций. По возможности найти эти проблемы у родителей, и помочь им освободиться от внутреннего напряжения. Тогда обе стороны будут готовы к диалогу. И это открывает для нас возможность найти пути взаимопонимания и эмоционального отклика ребенка и родителя. Случаи из практики представлены с разрешения клиентов. Имена участников изменены. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|