|
Элитарное сознание и эпатажное поведение: конфликт должного и сущего в элитарном сознании.Автор статьи: Евгения Мироненко
Бесспорным является тот факт, что во все времена исторического развития человечества, обязательным условием становления и культурного развития общества является креативная деятельность выдающихся людей: ученых, философов, деятелей искусства. От духовного мира культурной элиты общества зависит духовная картина всего человечества.«Духовность времени – это совокупность идей, творений, образов, которые создаются выдающимися личностями, но которые доступны каждому, кто способен воспринимать и понимать»[1]. Непрерывно происходящие в современном мире трансформации влекут за собой глубинные качественные изменения во всех сферах общественного бытия. Приоритет экономических, материальных ценностей ставит под удар духовную жизнь общества, и в первую очередь это затрагивает людей, генерирующих ценности сознания. Изначально хотелось бы оговориться, что в данной статье речь пойдет о представителях рода человеческого, идентифицируемых исключительно по личностным достоинствам и интеллектуальным способностям, а не в силу занимаемого социально-политического статуса. На наш взгляд, такой подход позволит более точно определить содержание понятия субъекта элиты, т.к. исключает идеологические пристрастия и политические симпатии. Само понятие «элита», «аристократия» в нашем контексте будет носить сугубо интеллектуальную, духовную нагрузку. Доминирующей особенностью истинных творцов культуры является особый вид сознания, а именно его качество, определяющее и само качество человеческой жизни. Человек, обладающий уникальными знаниями, творческими способностями, личностными качествами и достоинствами –носитель элитарного сознания - способен выступать универсальным экспертом и «духовным эталоном» культуры. Элитность в сфере сознания представляет собой весьма сложное, во всех случаях исключительное, явление, доступное лишь для немногих. Элитарное сознание является составной частью общественного сознания и одной из самых уникальных разновидностей сознания индивидуального. Устойчивым внутренним ядром любой культуры выступает констелляция ценностных ориентаций. Своим отношением к формам человеческого бытия, возникающим не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта, субъект элиты генерирует ценности культуры. Если попытаться выстроить в некую последовательность результаты исследования в данной области (Пифагор, Платон, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Х.Отртега-и-Гассет, Н.Бердяев, Г. Ашин, П.Карабущенко, Н. Суворов), то носителю элитарного сознания, в первую очередь, присущи такие качества, как: потребность в получении и накоплении информации, поиск истинных знаний; ориентация на творческую, созидательную деятельность, в процессе которой генерируются культурные ценности; критическое и требовательное отношение к себе и своей деятельности; осознание и принятие на себя ответственности не только за себя, но и за действия других. Таким представляется нам образ носителя элитарного сознания, сформированный историко-культурными примерами и образцами. Именно он выражает позицию должного нашего небольшого исследования. Что же предлагает нам современная эпоха, позиция сущего? Несправедливо было бы категорически утверждать, что в настоящее время нет выдающихся личностей с богатым духовным миром и персональными достоинствами. Многие деятели науки и искусства по праву могут называться духовной аристократией современности. Однако, приоритет экономических, материальных ценностей, власть рыночных отношений и СМИ неминуемо влекут кардинальные изменения в поведение субъектов, выполняющих культуротворческую функцию в обществе. На наш взгляд, наиболее динамично и ярко трансформации сознания духовной элиты представлены в деятельности многих современных творцов искусства. Сегодня в среде художников, писателей существует тенденция оценки своей деятельности не по знаниям законов искусства, главным образом, обусловленных образованием, не умением их применять, как это происходило ранее в эпоху академизма, а по успеху деятельности, измеряемому способностью заставить общество принять и одобрить свои произведения. Поэтому успех художника связан не столько с качеством его произведений, сколько с количеством существующей о нем информации. По словам известного американского критика Хералда Розенберга, карьера современного художника определяется его «истеблишментом», аппаратом искусства, состоящим в большей степени из слов, чем картин. И чем больше субъективная претензия артиста, тем больше проявляется его полная зависимость от факторов, не имеющих никакого отношения к искусству. «Периодические упоминания в печати, — пишет Розенберг, — роскошные каталоги и репродукции, «критические» биографии, субсидируемые дельцами, интересы частных лиц и галерей — все это влияет на положение художников, хотя никому не понятно, как это происходит. Репутация посредственного таланта, неожиданно провозглашенного представителем последней фазы развития мирового искусства, растет не только в глазах дельцов, руководителей музеев и обозревателей, но и в глазах его собственных товарищей по искусству»[2]. М. Кастельс, один из главных представителей теории «информационного общества», отмечает: господствующей культурой всего постиндустриального и информационного общества является культура СМИ, массовая аудиовизуальная культура[3]. В царстве СМИ модна и актуальна исключительно крикливая, эпатажная, скандальная информация. Мир масс-медиа, манипулируя массовым сознанием, диктует искусству свои законы. Именно это утверждает в своем творчестве Ж.Бодрийар: «Как и все исчезающие формы, искусство стремится дублировать себя посредством симуляции; но оно все равно вскоре уйдет, оставив после себя коллосальный музей фальшивого искусства и полностью уступив место рекламе»[4]. В связи с этим М. Лифшиц констатирует: «Всякого рода демонстрации полного торжества личности художника над делом мастера подхватываются рекламой, освещаются в дорогих журналах, отпечатанных на роскошной бумаге. Не существует искусства, читаем мы в одном из них, существует только поведение художника, его артистический образ жизни»[5]. Искажение, а порой и полное отсутствие художественной формы, абсолютная бессодержательность, безвкусица, к сожалению, все более превращаются в главный атрибут деятельности художника в современной, постмодернистской культуре. Художник все более превращается из автора произведений в того, кому удается заставить общество признать себя художником, выгодно себя продать. Как отмечает Е.Г.Ткач: «Общим свойством различных статусов современного художника является их сингулярность, связанная с персонализацией и эксцентричностью - каждый из них ищет нетрадиционные, порой парадоксальные пути в искусстве и в способе быть художником. Именно этот процесс и определяет общий облик художника в представлении публики и становится современной парадигмой»[6]. Существует множество художников, ставящих своей целью эпатажное поведение. Последнее делает «имя» в современном обществе и заставляет говорить о нем. Примером может служить фигура петербургского художника-постмодерниста В.Мамышева, громко именующего себя Мамышевым-Монро. В 1995 году совместно с галереей «Якут» он организовал выставку гигантских баннеров с изображением перевоплощений самого художника в различных исторических персонажей на одной из главных улиц Москвы. В качестве инструмента и материала В. Мамышев использует свое тело. Такое проявление «творческой индивидуальности» в современном искусстве называется перформанс. Изображая себя в образе Христа, Ленина, Сталина, Петра I, Гитлера, Чаплина, девушки их кинофильма «Огни большого города», Монро и других персонажей всемирной истории, В. Мамышев выставляет в качестве произведения искусства самого себя. Еще одним из наиболее известных в России деятелей данного направления современного искусства является Олег Кулик. Он впервые предстал перед зрителем в образе человека-собаки в начале 1990-х. Его перформанс в одной из крупнейших галерей Нью-Йорка назывался «Я кусаю Америку, Америка кусает меня». Олег Кулик несколько дней провел в железной клетке. Вел он себя как представитель собачей породы, выражая, таким образом, свое отношение политическому аспекту американской жизни, претендуя при этом на принадлежность к деятелям нового искусства. Творчество этих деятелей современного искусства - эпатирующее, ниспровергающее все и всякие авторитеты. Останавливаясь на «творчестве» данных деятелей от искусства, мы стремились показать, каким образом создавая «миф художника», сами авторы забывают об ответственности за свое творчество. В результате таких новаций искусство утрачивает свою аксиологическую, эпистемологическую и этическую значимость. Этика должного трансформируется в этику приемлемого. Какие ценности, новые знания, моральные императивы перейдут нашим потомкам вследствие деятельности представителей постмодернизма? Можно ли продукты такой деятельности за произведения искусства, а себя относить к представителям духовной элиты общества? На наш взгляд, ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, злободневным и открытым. По этому поводу Ортега-и-Гассет замечал: «В искусстве, как и в морали, должное не зависит от нашего произвола; остается подчиниться тому императиву, который диктует нам эпоха. В покорности такому велению времени – единственная для индивида возможность устоять…»[7]. Значит ли это, что создание «мифа о себе», подчинение требованиям рынка и СМИ является необходимыми средствами самореализации для современных представителей духовного производства? Какие при этом выстраиваются для общества перспективы культурного развития? И именно на указанный вопрос мы не находим ответа в творчестве людей, претендующих на создание новых ценностей и нравственных императивов современного общества. А ответы эти должны были бы дать люди, претендующие на звание элиты.
Литература: 1.Бодрийар Ж., Трансэстетика // Roch Fuzz. 1995.- № 26. 2.Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. М.:ГУВШЭ,2000. 3.Лифшиц М., Искусство и современный мир.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mesotes.narod.ru/lifshiz/isssm/is-sod.htm 4.Ортега-и-ГассетХ., Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания/Хосе Ортега-и-Гассет.-М.:АСТ:АСТМОСКВА,2008.-189. 5. Ткач Е.Г. Статус современного художника и его формирование. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/15935 6. Шадриков В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. - 294с. [1] Шадриков В.Д. Происхождение человечности М.: Логос, 2001. С.244 [2]Лифшиц М., Искусство и современный мир.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mesotes.narod.ru/lifshiz/isssm/is-sod.htm [3] Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура . М.:ГУВШЭ,2000. [4] Бодрийар Ж., Трансэстетика // Roch Fuzz. 1995.- № 26. С.15 [5]Лифшиц М., Искусство и современный мир.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mesotes.narod.ru/lifshiz/isssm/is-sod.htm [6]Ткач Е.Г. Статус современного художника и его формирование. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/15935 [7] Ортега-и-ГассетХ., Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М.:АСТ:АСТМОСКВА,2008. С20.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|