|
МИФЫ ОБ АРТ-ТЕРАПИИ: чем и почему она отличается от творчества и искусства?Автор статьи: Ковалёнок-Глуховская Екатерина Геннадьевна
В последнее время на слуху новомодное слово «арт-терапия». За несколько лет арт-терапией стали называть почти все, что связано с творчеством, даже простые детские раскраски. Однако честно ли это? Будет ли раскрашивание котиков и бабочек арт-терапией? Можно ли назвать арт-терапией занятия в художественных студиях, школах и мастерских? Что такое вообще арт-терапия и кому она нужна? Одним из методов решения проблем и преодоления кризисов, восстановления целостности, психического и психологического здоровья человека является АРТ-ТЕРАПИЯ или лечение творчеством. Зарождение этого направления связывают с музыкальными экспериментами Пифагора, первые попытки официального применения творчества в медицине относят к концу ХІХ века, однако на самом деле арт-терапия в ее нынешнем виде возникла в начале ХХ века, причем почти одновременно в Европе, в Российской империи и в Америке. Так в своей практике арт-терапию исследовали и применяли Яроцкий, Бехтерев, Юнг, Хилл, Кляйн, Корсаков, Сеченов, Ясперс, Крепелин и прочие ученые, чьи фундаментальные труды до сих пор изучаются в психиатрии и медицинской психологии. Так чем же такая медицинская отрасль на самом деле отличается от творчества и искусства? Во-первых, целью арт-терапии является не развитие художественных способностей, а возможность гармонизации психологического и психосоматического состояния человека. Во-вторых, если в искусстве есть свои каноны красоты, определенные правила и законы создания работ, то в арт-терапии нет и не должно быть оценки продукта творчества, совершенно не важно, насколько развиты те или иные творческие задатки клиента и занимался ли он ранее. Взрослые и даже пожилые люди могут начать петь, танцевать, рисовать, лепить после многолетнего перерыва безо всякого стеснения, потому что арт-терапия нацелена не на создание шедевра, а на восстановление внутренней гармонии человека. И, наконец, на арт-терапевтических занятиях чередуется творческая работа клиента или группы и активный диалог с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованиями процесса и его результатов. Есть определенные факторы воздействия арт-терапии: это фактор творческой экспрессии, фактор психотерапевтического общения и фактор интерпретации обратной связи. Все три фактора действуют только вместе, что и ведет к достижению терапевтического эффекта. Как правило, после обратной связи клиент может трансформировать свой объект во что-то новое, более приемлемое, и перенести прожитый опыт на собственную жизнь. Часто процесс занятий сопровождают озарения, очищение от негативных переживаний, нахождение решений, а творческая атмосфера позволяет рассматривать болезненные темы в форме игры. Так, к примеру, взрослая клиентка изображает на картине свои отношения с матерью. На этапе диалога с арт-терапевтом она признается, что картина вызывает у нее напряжение, рассказывает, что именно на этой картине ее не устраивает и чем это похоже на реальную ситуацию. Затем арт-терапевт плавно подводит клиентку к поиску способов позитивного изменения картины, спрашивая, что можно сделать, чтобы и клиентке, и ее маме стало спокойнее и удобнее на рисунке. Важно то, что речь идет только о рисунке, никак не о действительности. Клиентка видоизменяет рисунок на свой вкус и только потом, на втором этапе диалога с терапевтом, соотносит изменения на картине с возможными реальными действиями в жизни, которые могут вернуть гармонию ее отношениям с матерью. При этом терапевт направляет вопросами, поддерживает клиентку, обращает ее внимание на некоторые моменты, совпадения, но не навязывает ни своего мнения, ни своей трактовки символов. Так, например, проведенная черта может означать как границу между дочерью и матерью, так и опору для них или «общую нить беседы» - первые ассоциации клиента всегда наиболее верно отображают его жизнь. Так что же относительно раскрасок и прочего, на что сейчас клепают бирку «арт-терапия»? Конечно, определенный релаксационный эффект может быть, но отсутствие поддержки терапевта, возможности обсуждения и раскрытия символов, осознания напряжения и позитивной трансформации часто приводит к обратному эффекту. Человек не только может не получить психологической пользы, но и остаться внутри поднятой в процессе творчества травмы. В результате люди приходят к ошибочным выводам о действенности арт-терапии. Творчество и искусство — это хорошо, это замечательно, но ни в коей мере само по себе оно не является арт-терапией. Только высокая осознанность человека, его психологическая подкованность и грамотность могут привести к тому, что самостоятельные занятия творчеством помогут в обретении гармонии и решении проблем (и то не всегда, все зависит от того, насколько глубока проблема и насколько сейчас человек готов ее решать, хватает ли ему сил на полноценный анализ и самолечение). Вот почему очень многие творческие люди, представители искусства, «не от мира сего» и зачастую обладают целым набором психологических проблем и даже психических расстройств (профессор психиатрии Кей Редфилд Джеймисон обнаружила, что среди художников, скульпторов, писателей и других людей искусства диагностическим критериям расстройств настроения удовлетворяют 30%, в то время как среди населения в целом этот показатель всего 5%). Проходя практику в психоневрологическом диспансере, я сама столкнулась с высоким творческим потенциалом у пациентов стационара: многие пели, читали свои стихотворения, показывали картины. Однако куратор практики, сама имеющая образование клинического арт-терапевта, отметила: «Их творчество зачастую только увеличивает разрыв между ними и реальностью. Когда у человека шизофрения, спонтанное рисование может помочь ему выразить чувства, но велик риск, что без помощи терапевта, без направляющего диалога, пациент будет создавать и расширять в своих картинах тот мир, в котором ему жить удобнее, чем здесь и сейчас. Для настоящего арт-терапевтического воздействия им нужны совершенно особые техники и работа со специалистом». Точно такой же пагубный эффект спонтанное творчество порой оказывает и на психически здоровых людей. В недавнем разговоре услышала мнение: «Арт-терапия не работает. Занимаюсь разными видами искусства с того момента, как в детстве появилась способность соображать и до нужного уровня развилась моторика. Удовлетворение получаю, но для решения проблем эффективно только решение этих проблем. Скажу больше: головной боли, недосыпания прибавилось в разы». Неудивительно! Ведь в данном случае человек занимался творчеством, но никак не арт-терапией, направленной на улучшение состояния. Говоря метафорически, если при головной боли принимать лекарство для сердца, печени или, тем более, слабительное, нужного эффекта вряд ли дождешься, а новых проблем прибавится! Кому же может помочь арт-терапия? По моему твердому убеждению, это универсальный инструмент психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, подходящий для работы с людьми любого возраста, приходящими из-за различных затруднений. Но для каждого клиента в зависимости от его опыта, склада характера, особенностей запроса будут применяться свои упражнения, свой подход. Даже одно и то же упражнение по-разному будет преподноситься взрослому и ребенку, интеллектуалу и необразованному, активному и замкнутому клиенту. Однако стоит опровергнуть расхожее мнение, что арт-терапия применяется только с детьми. Да, она отлично помогает детям пережить сложные ситуации и развиваться гармонично, но посудите сами: у кого, как не у взрослых, лучше всего развиты способности к самоанализу, умение интерпретировать символы и прочие очень важные в достижении терапевтического эффекта качества? В заключение скажу: арт-терапия есть, это не фикция, но проходите ее со специалистом, который подходит Вам, которому Вы доверяете. И не бойтесь сами заниматься творчеством, ведь только Вы можете ощутить, несет Вам это пользу или вред! Я считаю, что мир от искусства только краше. Творите в свое удовольствие и приходите на арт-терапевтические тренинги для восстановления своих сил и поиска позитивных решений. Всегда Ваша, психолог и арт-терапевт женского клуба «Мельница» Екатерина Глуховская. Оформитель иллюстрации - дизайнер Александр Совпель (https://www.behance.net/garlic_hat) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|