|
«Творческая клетка»: Психотерапевтическая рамка, ментализация и путь художника.Автор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
В психологическом консультировании и в психотерапевтической практике есть понятие «терапевтической рамки» (ещё можно встретить термин «кадр»), включающий жесткие условия взаимодействия психолога/психотерапевта с клиентом: психотерапевтический контракт, пространство, время и деньги. «Рамка» — это те конкретные опоры, которые сталкивают клиента с его психологическими трудностями. Эти опоры заставляют его чувствовать и переживать себя в полной мере, соприкасаться с той болью, которая и привела его в кабинет психолога. Звучит зловеще, но не всё так страшно. Обычно условия взаимодействия психолога/психотерапевта и клиента устраивают обоих с самого начала работает, но со временем они могут нарушаться и, конечно же, в первую очередь клиентом (могут и специалистом, но это уже звоночек об его неконтролируемом контрпереносе на клиента). Нарушение «рамки» — это тот способ существования, который помогает клиенту уходить от болезненных точек (сопротивляться) и бессознательно проявляет своё отношение к собеседнику-психологу. Поэтому психолог/психотерапевт активно анализирует нарушения «рамки», так как в это зачастую и есть один из ключей к проблемам клиента. Вопросы контрпереноса и психотерапевтического поля активно разрабатывались и описывались представителями современной британской школы психоанализа (теория объектным отношений и теория привязанности). Например, Роберт Лангс предложил для описания взаимодействия аналитика и его анализанта термин «биперсоналтное поле». Также в британской школе Питер Фонаги активно разрабатывал психотехнику работы в первую очередь с клиентами с личностными расстройствами под названием «ментализация». Ментализация — это сложный процесс эмоционального и когнитивного восприятия себя и своего клиента, входе которого можно понять и интерпретировать человеческое поведение сугубо внутренними состоянием, а не внешним материальными причинами. В работе данный метод напоминает активное фантазирование психотерапевта и клиента вдвоём по методу свободных ассоциаций Карла Юнга и работы с визуальными образами. Данный процесс требует регулировку эмоций, внимание, контроль и активный навык к сотрудничеству. Вновь сплошные условия и ограничения. А где же свобода и творческий полёт? Я описал «психотерапевтическую» рамку и «ментализацию», чтобы предварить и вопрос творческого акта и сопоставить все три описанные процесса. Многие ошибочно полагают, что творят только талантливые люди, а не талантливые обречены существовать, смирившись, в своём «сером» бытовом мире. К вашему разочарованию, это не так! По моему опыту и опыту многих людей психологии искусства, также художников, музыкантов, актёров и др. творческий процесс возможен только в четко заданных условиях процесса творческого акта. Создать «что-нибудь» тут не проходит. Что конкретно мне создать? От максимально заданного изначально запроса и зависит максимально плодотворный творческий акт, чем бы он не был. Творческий акт в ограничения, прям как в кабинете психолога. Любые препятствия на вашем пути заставляют вас чувствовать и думать. Стресс порождает движение обойти его или преодолеть. Вспомним заезженный эксперимент с крысами Ганса Селье, в головной мозг которых вживляли электроды, стимулирующие зоны «счастья». Дорвавшись до заветной кнопки крыса не могла прекратить её нажимать и умирала от «счастья», забывая про все базовые потребности. Зачем шевелиться, когда я достигла всего, чего всю жизнь судорожно ищу по всем углам? Препятствия (ограничения) и вектор к достижению конкретных целей — являются неотъемлемыми частями творческого пути. Американский сценарист и писатель Джулия Кэмерон создала по личному опыту выхода из творческого «тупика» ряд книг-тренингов, в которых подробно, по шага, описывается как преодолевать скуку, отчаяние и вновь стать «художником». Она также говорит о целой системе условий, позволяющие активизировать творческий потенциал, дремлющий под гнетом рационального меланхолического мышления. Это чудо техники «утренних встреч» и «творческих свиданий» (кто захочет узнать про них больше, то сможет прочесть в её монографиях). Чтобы вернуть себе «свободу» творческого акта важно сперва получить эмоциональную поддержку, а после шаг за шагом исследовать свою личную систему ограничений и препятствие к достижению самых заветных и, главное!, четких и конкретных целей. Всем желанию творческого движения только вперёд! Автор заметки: к.б.н., медицинский (клинический) психолог, Гештальт-терапевт, танатотехник, ведущий динамических терапевтических групп, Дмитрий Владимирович Нещадим Дмитрий Нещадим | Клинический психолог | Театральный психолог | Новосибирск +7(913)944-07-64 Skype: d.neshchadim VK: @neshchadim FB: @d.neshchadim Inst.: @d.neshchadim_psychologist Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|