«Творческая клетка»: Психотерапевтическая рамка, ментализация и путь художника.

В психологическом консультировании и в психотерапевтической практике есть понятие «терапевтической рамки» (ещё можно встретить термин «кадр»), включающий жесткие условия взаимодействия психолога/психотерапевта с клиентом: психотерапевтический контракт, пространство, время и деньги. «Рамка» — это те конкретные опоры, которые сталкивают клиента с его психологическими трудностями. Эти опоры заставляют его чувствовать и переживать себя в полной мере, соприкасаться с той болью, которая и привела его в кабинет психолога. Звучит зловеще, но не всё так страшно. Обычно условия взаимодействия психолога/психотерапевта и клиента устраивают обоих с самого начала работает, но со временем они могут нарушаться и, конечно же, в первую очередь клиентом (могут и специалистом, но это уже звоночек об его неконтролируемом контрпереносе на клиента). Нарушение «рамки» — это тот способ существования, который помогает клиенту уходить от болезненных точек (сопротивляться) и бессознательно проявляет своё отношение к собеседнику-психологу. Поэтому психолог/психотерапевт активно анализирует нарушения «рамки», так как в это зачастую и есть один из ключей к проблемам клиента. Вопросы контрпереноса и психотерапевтического поля активно разрабатывались и описывались представителями современной британской школы психоанализа (теория объектным отношений и теория привязанности). Например, Роберт Лангс предложил для описания взаимодействия аналитика и его анализанта термин «биперсоналтное поле».

Также в британской школе Питер Фонаги активно разрабатывал психотехнику работы в первую очередь с клиентами с личностными расстройствами под названием «ментализация». Ментализация — это сложный процесс эмоционального и когнитивного восприятия себя и своего клиента, входе которого можно понять и интерпретировать человеческое поведение сугубо внутренними состоянием, а не внешним материальными причинами. В работе данный метод напоминает активное фантазирование психотерапевта и клиента вдвоём по методу свободных ассоциаций Карла Юнга и работы с визуальными образами. Данный процесс требует регулировку эмоций, внимание, контроль и активный навык к сотрудничеству. Вновь сплошные условия и ограничения. А где же свобода и творческий полёт?

Я описал «психотерапевтическую» рамку и «ментализацию», чтобы предварить и вопрос творческого акта и сопоставить все три описанные процесса. Многие ошибочно полагают, что творят только талантливые люди, а не талантливые обречены существовать, смирившись, в своём «сером» бытовом мире. К вашему разочарованию, это не так!

По моему опыту и опыту многих людей психологии искусства, также художников, музыкантов, актёров и др. творческий процесс возможен только в четко заданных условиях процесса творческого акта. Создать «что-нибудь» тут не проходит. Что конкретно мне создать? От максимально заданного изначально запроса и зависит максимально плодотворный творческий акт, чем бы он не был. Творческий акт в ограничения, прям как в кабинете психолога. Любые препятствия на вашем пути заставляют вас чувствовать и думать. Стресс порождает движение обойти его или преодолеть. Вспомним заезженный эксперимент с крысами Ганса Селье, в головной мозг которых вживляли электроды, стимулирующие зоны «счастья». Дорвавшись до заветной кнопки крыса не могла прекратить её нажимать и умирала от «счастья», забывая про все базовые потребности. Зачем шевелиться, когда я достигла всего, чего всю жизнь судорожно ищу по всем углам?

Препятствия (ограничения) и вектор к достижению конкретных целей — являются неотъемлемыми частями творческого пути. Американский сценарист и писатель Джулия Кэмерон создала по личному опыту выхода из творческого «тупика» ряд книг-тренингов, в которых подробно, по шага, описывается как преодолевать скуку, отчаяние и вновь стать «художником». Она также говорит о целой системе условий, позволяющие активизировать творческий потенциал, дремлющий под гнетом рационального меланхолического мышления. Это чудо техники «утренних встреч» и «творческих свиданий» (кто захочет узнать про них больше, то сможет прочесть в её монографиях).

Чтобы вернуть себе «свободу» творческого акта важно сперва получить эмоциональную поддержку, а после шаг за шагом исследовать свою личную систему ограничений и препятствие к достижению самых заветных и, главное!, четких и конкретных целей. Всем желанию творческого движения только вперёд!

Автор заметки: к.б.н., медицинский (клинический) психолог, Гештальт-терапевт, танатотехник, ведущий динамических терапевтических групп, Дмитрий Владимирович Нещадим

Дмитрий Нещадим | Клинический психолог | Театральный психолог | Новосибирск
 +7(913)944-07-64
 Skype: d.neshchadim
 VK: @neshchadim
 FB: @d.neshchadim
 Inst.: @d.neshchadim_psychologist


Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Рассуждения о формировании и работе психического механизма творческого процесса
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Стадии творческого процесса
  • Фрирайтинг – техника выхода из творческого тупика
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Этапы творческого процесса в жизни человека
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Творческий процесс и преграды креативности
  • Творческий процесс: феноменология и динамика
  • Что стоит на пути творческого потока
  • Творческий процесс в танцевально-двигательной терапии
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Кукла с секретом. Часть 2.Четкий план или творческий процесс?
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Проверено на себе, или путь от клиента до психолога.
  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Выход из творческого тупика. Создавая настроение творить
  • О механизме творческого мышления.
  • Развитие творческого мышления
  • Неэтичность психолога и сопротивление клиента - где проходит граница?
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • О важности развития творческого мышления.
  • Активность психолога в работе с клиентом. Возможности и ограничения.
  • Путь клиента психолога. Выбор.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Ожидания психотерапевта от процесса работы с клиентом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь