|
Мастерская художникаАвтор статьи: Крякина Людмила Александровна
Мастерская художника.
Зачем люди рисуют? Одним из первых отличий человека от ещё не человека были наскальные рисунки неандертальцев. Человека разумного отличает способность к символическому мышлению. Ни одно, даже самое умное животное, не способно заниматься осознанной изобразительной деятельностью. Одной из коренных проблем детского развития является отсутствие осознанного рисунка. Если ребёнок рисует кружок и говорит, что это голова или солнце, значит он обладает аналоговым мышлением, пусть ещё в зачаточной стадии. Значит есть база, которую можно развивать, значит его образное интуитивное мышление уже может осуществить преобразование понятия в образ или, наоборот, образа в понятие. В архитектурных раскопках древних людей мы встречаем фризы, оформленные изображениями сцен из жизни человека и общества. То есть письмо в своём начальном виде было рисунчатым. С развитием интеллекта человека образ письма всё более и более из конкретного превращалс я в символический, пока , наконец, не стал иероглифом или буквой. Но при этом чувственная, эмоциональная сторона письма постепенно утрачивалась. Рисунок, минуя понятийную сферу сознания, напрямую обращается к душе человека, его эмоциональной сфере. Он как бы ведёт диалог со зрителем. Человеку бывает трудно объяснить , почему его затронуло то или иное художественное произведение, потому что это общение идёт на уровне архетипических образов. О самом глубоком, сокровенном, о том, чего не выскажешь словами и даже не скажешь самому себе, способен поведать рисунок. Почему же так связано наличие способности к рисованию с человеческим в человеке? Потому что выраженный художественными средствами образ присоединяет к тому, что выше разума и чувств, к тому общему, что объединяет всё человечество, и именно этот объединяющий дух само человечество определяет. Образ может быть созидательным и разрушительным. Мы часто не придаём значения влиянию образов на подсознание и психику в целом. Иначе бы мы никогда не стали загружать свою образную память всем тем обилием порой безвкусных, а порой и просто отравляющих образов, которые транслируют нам телевидение, интернет, реклама, журналы. О целебном, гармоничном влиянии образов настоящего искусства на зрителя написано много трактатов. Картина талантливого художника может успокоить, взволновать, заставить плакать – вытащить из глубины подсознания самое сокровенное, спрятанное под спудом обыденного сознания. Учась рисовать, человек постигает свою душу. Держа в руках кисть или карандаш, он переживает о неведомом, радуется или огорчается как бы несуществующему, а на самом деле тому, что составляет его истинное существо. Через рисование происходит воспитание чувств. Посредством создания образа формируется и развивается аналоговое мышление, существующие в диффузном виде понятия обретают конкретное значение, то есть происходит образование. Рисование выравнивает межполушарную ассиметрию, корректирует минимальные мозговые дисфункции. Особенно полезно рисование людям некоторых профессий мало связанных с образным интеллектом. Нагрузка на одно левое полушарие способна привести к эмоциональному истощению, хронической усталости. Всякое переключение на деятельность с образом балансирует состояние психики, снимает стресс. Работа с художником благотворно влияет на личность человека. Смена точки зрения, иное видение, конструирование образа преобразующе воздействует на человека, делает его личность богаче, способствует взрослению. Особое место занимает рисование в развитии речи. Проговаривание содержания рисунка способствует развитию описательной функции речи. Фрагменты рисунка имеют значение якорей, помогающих выстраивать фразы. Общая смысловая нагруженность рисунка придаёт речи логичность и обоснованность. Дети, страдающие аутизмом, через освоение, пусть элементарных форм рисования, скульптуры и живописи, присваивают свою идентичность, социализируются, учатся концентрации. У гиперактивных детей рисование вырабатывает устойчивость внимания, а через это и всей чрезмерно подвижной психики. Сосредоточенность на предмете изобразительной деятельности формирует вдумчивость, способствует переводу физической активности в мыслительную. Ещё Константин Ушинский предлагал готовить детей к школе, давая им копировать по клеткам элементарные рисунки. В основе математического мышления лежит чувство пропорций и масштабности образов. Рисование способно образовывать всех - от младенцев до стариков. Это универсальный способ постижения мира, выравнивания внутренних противоречий, понимания себя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|