Мастерская художника

Мастерская художника.

Зачем люди рисуют?

Одним из первых отличий человека от ещё не человека были наскальные рисунки неандертальцев. Человека разумного отличает способность к символическому мышлению. Ни одно, даже самое умное животное, не способно  заниматься осознанной изобразительной деятельностью. Одной из коренных проблем детского развития является  отсутствие осознанного рисунка. Если ребёнок рисует кружок и говорит, что это голова или солнце, значит он обладает аналоговым мышлением,  пусть ещё  в зачаточной стадии. Значит есть база, которую можно развивать, значит его образное интуитивное мышление  уже может осуществить преобразование понятия в образ или, наоборот, образа в понятие.

В архитектурных раскопках древних людей мы встречаем фризы, оформленные изображениями сцен из жизни человека и общества. То есть письмо в своём начальном виде было рисунчатым. С развитием интеллекта человека образ письма всё более и более из конкретного превращалс я в символический, пока , наконец, не стал иероглифом или буквой. Но при этом чувственная, эмоциональная сторона письма постепенно утрачивалась.

Рисунок, минуя понятийную сферу сознания, напрямую обращается к душе человека, его эмоциональной сфере. Он как бы ведёт диалог со зрителем. Человеку бывает трудно объяснить , почему его затронуло то или иное художественное произведение, потому что это общение идёт на уровне архетипических образов. О самом глубоком, сокровенном, о том, чего не выскажешь словами и даже не скажешь самому себе,  способен поведать рисунок.

Почему же так связано наличие способности к рисованию с человеческим в человеке? Потому что выраженный художественными средствами образ  присоединяет к тому, что выше разума и чувств, к тому общему, что объединяет всё человечество, и  именно  этот объединяющий дух само человечество определяет.

Образ может быть созидательным и разрушительным. Мы часто не придаём значения влиянию образов на подсознание и психику в целом. Иначе бы мы никогда не стали загружать свою образную память всем тем обилием порой безвкусных, а порой и просто отравляющих образов, которые транслируют нам телевидение, интернет, реклама, журналы.

О целебном, гармоничном влиянии образов настоящего искусства на зрителя написано много трактатов. Картина талантливого художника может успокоить, взволновать, заставить плакать – вытащить из глубины подсознания самое сокровенное, спрятанное под спудом обыденного сознания.

Учась рисовать, человек постигает свою душу. Держа в руках кисть или карандаш, он переживает о неведомом,  радуется или огорчается как бы несуществующему, а на самом деле тому, что составляет его истинное существо.

Через рисование происходит воспитание чувств. Посредством создания образа формируется и развивается аналоговое мышление, существующие в диффузном виде понятия обретают конкретное значение, то есть происходит образование. Рисование выравнивает межполушарную ассиметрию, корректирует минимальные мозговые дисфункции.

Особенно полезно рисование людям некоторых профессий мало связанных с образным интеллектом. Нагрузка на одно левое полушарие способна привести к  эмоциональному истощению, хронической усталости. Всякое переключение на деятельность с образом балансирует состояние психики, снимает стресс.

Работа с художником благотворно влияет на личность человека. Смена точки зрения, иное видение, конструирование образа  преобразующе воздействует на  человека, делает его личность богаче, способствует взрослению.

Особое место занимает рисование в развитии речи. Проговаривание содержания рисунка способствует развитию описательной функции речи. Фрагменты рисунка имеют значение якорей, помогающих выстраивать фразы. Общая  смысловая нагруженность рисунка придаёт речи логичность и обоснованность.

Дети, страдающие аутизмом, через освоение,  пусть  элементарных  форм рисования, скульптуры и живописи, присваивают свою идентичность, социализируются, учатся концентрации.

У гиперактивных детей рисование вырабатывает устойчивость внимания, а через это и всей чрезмерно подвижной психики. Сосредоточенность на предмете изобразительной деятельности формирует вдумчивость, способствует переводу физической активности в мыслительную.

Ещё Константин Ушинский  предлагал готовить детей к школе, давая им копировать по клеткам элементарные рисунки. В основе математического мышления лежит чувство пропорций и масштабности образов.

Рисование способно образовывать всех - от младенцев до стариков. Это универсальный способ постижения мира, выравнивания внутренних противоречий, понимания себя.

 

Мастерская художника



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нейрофизиологические аспекты влияния определенных цветов и образов на эмоциональную сферу человека ч.1
  • Активное рисование: Новый образ Жизни
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Личность, ее строение, функции и значение для Человека.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Активное рисование: Чего я хочу на самом деле?
  • Активное рисование: Образование ЕСТЬ, денег НЕТ, что делать?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Образ разочарованного человека, давно изжил себя.
  • Проблемы современного человека: Нездоровый образ жизни.
  • Психогеометрический образ человека
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Рисование помогает детям развиваться и как реагировать на рисунки
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • Раскол психики Человека Разумного
  • Активное рисование: «Пусть весь мир подождёт – когда я ем, – я в домике!»
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Реальная история человека, который от волнения потерял дар речи
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • Воздействие архитектурных и средовых форм на жизнь человека.
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь