Раскол психики Человека Разумного

Введение. Что не так с Человеком Разумным?

Когда я учился, предмет патопсихологии у нас преподавал доктор психологических наук Юрий Борисович Максименко. Первую лекцию он начал с заявления о том, что в нашем обществе 98% шизофреников и только 2% эпилептиков. Этим он сразу привлек внимание аудитории и вызвал внутреннее недоумение с вопросами типа: «Ну не… не может быть! Мы же здесь все нормальные! (?)» или «Ну, я то - точно нормальный, у меня диагноза нет, и справку при поступлении врачи дали»…

 Раскол психики Человека Разумного

Чтобы понять, о чем собственно шла речь, в процессе изучения предмета пришлось вникнуть в понимание разных подходов к вопросу «раскола психики». Оказалось, что подходов много. Кроме того оказалось, что есть два подхода к определению нормы – «статистическая норма» и «идеальная норма».

Сразу уточню по поводу разных норм. Статистическая норма – та, которая соответствует состоянию статистического большинства в данном регионе. И в медицинском ведомстве это состояние решили считать «нормой». Например, при прохождении флюорографии в медкнижку ставят штамп: «Легкие и сердце в пределах возрастной нормы». Это не означает полное здоровье легких и сердца, а означает, что-то типа «У Вас они не хуже, чем у статистического большинства в этом городе и в этом возрасте». Однако, «идеальная норма» определяется не относительно статистики, а относительно самочувствия и функциональной эффективности данных органов. Например, статистически после сорока лет у многих людей падает зрение, и они начинают пользоваться очками. Относительно статистической нормы – это «нормально». Но независимо от возраста человеку комфортно иметь хорошее зрение. Относительно идеальной нормы можно к этому стремиться и различными упражнениями (например, по Норбекову) поддерживать хорошее зрение и обходиться без очков.

Однако, вернемся к расколу психики. Так вот, относительно статистической нормы людей с «расколом психики» считается не более 1%. А с точки зрения идеальной нормы З.Фрейд полагал, что среди цивилизованных людей 98% шизофреников и 2% эпилептиков. Однажды на конференции психиатров Фрейда спросили, скольким, по его мнению, людям в зале требуется психотерапевтическая помощь. Фрейд ответил, что всем, в том числе и ему.

В вольном изложении на популярном уровне представления о 98% и 2% можно объяснить следующим образом. Шизофреники – те, кто компенсирует подавленные потребности в сновидениях и фантазиях, а эпилептики – те, у кого фантазии по каким-то причинам не работают, и напряжение в нервной системе накапливается с последующей разрядкой в виде эпилептического припадка.

Тот факт, что не у всех людей есть психиатрический диагноз говорит о том, что подавляющее большинство нарушений позволяют людям сохранить трудоспособность, навыки самообслуживания и не вызывают проблем в коммуникации. Если коротко, эту ситуацию можно описать примерно следующей моделью: «Человек встает утром, идет на работу, выполняет должностные обязанности – все нормально, производство работает». И до тех пор, пока человека не замучает «что-то психическое», такое, как кошмары, бессонница, сонливость, неустроенность в личных отношениях, зависимость от алкоголя или галлюцинации – человек не обратится ни к врачу, ни к другому специалисту. И получается ситуация: «диагноза нет – значит нормальный».



Но, все же, почему у цивилизованных людей раскол психики принял такие глобальные масштабы? Что не так с Человеком Разумным?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно посмотреть на историю антропогенеза и определить те поворотные моменты, в которые произошли глобальные сбои в работе инстинктов.

Очень краткая история антропогенеза

Современный человек имеет достаточно длинную и непростую эволюционную историю. Его инстинкты эволюционировали в процессе филогенеза так же, как и инстинкты других высших млекопитающих. И так же, как анатомия и физиология современного человека имеет много общих черт с анатомией и физиологией других биологических видов – так же и его инстинкты имеют ряд общих черт.

Человек Разумный  – один из видов приматов, вместе с рядом ранее вымерших видов относится к роду людей. Предполагается, что эволюционная ветвь людей отделилась от других приматов около 7-8 мнл лет назад, тогда же начало формироваться прямохождение. Окончательно прямохождение людей сформировалось около 3,5 млн лет назад у австралопитеков. Прямохождение сформировалось, как приспособление к жизни в саванне – оно позволяло передвигаться в высокой траве, держа голову над травой и обозревать пространство.

Грацильные австралопитеки. Предками современных людей считают грацильных австралопитеков. Они жили в саванне, вели бродячий образ жизни, имели рост около 120 см, вес 25 кг и объем мозга 440-450 см куб. Ходили на прямых ногах, как современный человек. Грацильные австралопитеки были всеядными, питались мелкими животными, съедобными растениями, поедали остатки туш крупных травоядных, которые оставались от хищников. Предполагается, что именно поедание остатков туш крупных травоядных привело к использованию камней для разбивания костей. Львы и другие крупные хищники поедали мясо, а крупные кости оставались. Разбивая кости, австралопитеки  поедали костный мозг. По одной из гипотез антропогенеза именно поедание костного мозга дало толчок к развитию ЦНС и росту больших полушарий головного мозга австралопитеков. Однако, однозначного ответа на вопрос почему мозг австралопитеков стал расти на данный момент в науке нет.

Человек умелый. Около 2-2,5 млн. лет назад появился Человек Умелый. Считается, что он изобрел орудия олдувайской культуры (от округлого камня отбивались 2-4 отщепа, получался острый край). Объем мозга Человека Умелого был около 650 см куб.

Архантропы. Появились около 1,7 млн лет назад, дали большой разброс разнообразных подвидов с объемом мозга от 750 до 1280 см куб. Около 1,5 млн. лет назад создали ашельскую культуру (каменное рубило). Около 400-500 тыс лет назад стали строить жилье из шкур натянутых на каркас из жердей. В этот же период изобрели бубен. Около 150 тыс. лет назад создали мустьерскую культуру – орудия их соединения разных материалов (каменный топор и копье). Некоторые исследователи предполагают, что архантропы пользовались огнем, но эта тачка зрения очень спорная.

Палеоантропы (неандертальцы). Предположительно появились около 500-600 тыс. лет назад. Приняли и продолжили мустьерскую культуру. Их объем мозга вырос до 1800-1900 см куб. Хоронили умерших, приносили цветы на могилы, есть примитивные наскальные рисунки. Об использовании огня неандертальцами есть разные мнения. Так же неоднозначно мнения исследователей о прекращении существования этого вида. Одни считают, что неандертальцев истребили неоантропы около 100-120 тыс. лет назад, другие считают, что неоантропы смешались с неандертальцами, третьи считают, что неандертальцы вымерли около 35-40 тыс. лет назад.

Неоантропы (кроманьонцы). Появились на территории Африки около 400-500 тыс. лет назад. Вышли на территорию Малой Азии около 100-120 тыс. лет назад. Приблизительно в этот же период вымерли саблезубые тигры, в результате чего люди выпали из экологической ниши. Пользовались огнем. Около 35-40 тыс. лет назад создали культуру Верхнего палеолита – более 100 видов каменных орудий труда, наскальную живопись, скульптуры из бивня мамонта. Современный человек принадлежит к этому же биологическому виду.

После окончания ледникового периода, около 10-12 тыс. лет назад создал культуру мезолита, был изобретен лук и стрелы.

В период неолита 6-4 тыс. лет до н.э. появляется производственная культура – одомашниваются животные, в некоторых местах появляется примитивное земледелие.

4-3 тыс. лет до н.э. – энеолит (медно-каменный век). Появляются первые города-государства, начинается разложение родоплеменных отношений, развивается торговля, появляется социальное неравенство и рабство. Появляется письменность. С этого периода начинается история ряда цивилизаций, в том числе той цивилизации, в которой живет современное общество.

Поворотные моменты антропогенеза и травмы инстинктивной сферы

Люди жили миллионы лет в единстве и равновесии с природой. И в этом плане, если и отличались от других видов обезьян – эти отличия были сугубо видовыми отличиями. Однако, в филогенезе человека случилось несколько событий, которые привели к нарушению равновесия видовых отношений с природой и послужили причиной нарушения как видоспецифичных способов поведения, так и нарушение функционирования инстинктивной сферы. Рассмотрим эти события.

  • Освоение огня. Среди антропологов нет единого мнения о начале применения огня древними людьми. Оценка времени начала применения огня колеблется от периода 1,5 млн. у Человека Умелого лет до 100 тыс. лет назад у неоантропов. Однако, независимо от времени этого события, налицо явное отличие данного поведения от поведения всех остальных биологических видов. Пользование огнем – единственный в истории биологических видов случай. Почему человек стал пользоваться огнем – не известно. Однако, этот факт дал явное преимущество человеку в конкуренции с другими видами.
  • Выпадение из экологической ниши. Предполагается, что причиной выпадения человека из экологической ниши стало вымирание саблезубых тигров около 100 тыс. лет назад. Почему они вымерли не известно. Предполагается, что саблезубые тигры были репрессивным фактором экологической ниши – основным врагом человека. Другие хищники, хотя и представляли собой угрозу, но они не имели возможностей однозначной победы в межвидовой конкуренции.

После выпадения из экологической ниши человек стал «пионерским видом». Пионерскими называются те виды, которые утратили пресс со стороны внешней среды. В таких случаях эволюция вида меняется с конвергентной на дивергентную. В условиях конвергентной эволюции все признаки вида регулируются жесткими условиями границ экологической ниши, все отклонения отсекаются естественным отбором. Поэтому вид обретает отчетливость морфологических, физиологических и поведенческих признаков. В условиях дивергентной эволюции, в результате снятия репрессирующих факторов отбора у вида появляется возможность сохранять возникающие отклонения.

Ситуация «человек человеку – враг». После выпадения человека из экологической ниши и при условии владения огнем, у человека не осталось конкурентов в природе среди других видов. Таким образом, составить конкуренцию человеку мог только другой человек. Эта ситуация породила серьезную травму инстинктивной сферы. В условиях жесткой конкуренции с другими видами инстинкт взаимопомощи себе подобным доминирует над инстинктом агрессии к себе подобным. А у человека сложилась ситуация, когда основным конкурентом стал себе подобный, и для выживания стало необходимым проявить агрессию к себе подобному. Для этого нужно было подавить инстинкт взаимопомощи себе подобным. Столкновение инстинктов породило внутренний конфликт, который обусловил первичный раскол психики.  Общее равновесие инстинктивной сферы нарушилось.Проявление одного из инстинктов приводило к вытеснению другого в область бессознательного. 

Отсрочка обострения раскола психики. Ситуация описанного раскола возникала в периоды непосредственного столкновения племен на одной территории. В условиях возможности расселения и миграций этот конфликт снимался, поскольку освоения новых территорий становилось внешним фактором опасности и борьбы за жизнь, куда и был направлен инстинкт агрессии. В таких условиях инстинкт взаимоподдержки себе подобных мог проявляться, не конкурируя с инстинктом агрессии. Поддерживать состояние внутреннего комфорта люди могли, осваивая новые территории и мигрируя. В течение многих тысяч лет большинство людей жили в кочевых культурах.

Появление земледелия. Земледелие – более прогрессивный способ производства по сравнению с охотой и скотоводством. Земледелие смогло обеспечить едой большее количество людей. Поэтому, племена, которые освоили земледелие, выигрывали конкуренцию с племенами, у которых земледелия не было. Однако, земледелие привело к оседлому образу жизни и, соответственно к обострению внутреннего конфликта между инстинктами. Обострение внутреннего конфликта привело к появлению психических расстройств. Часть из этих расстройств, связана с изменением среды обитания в процессе земледелия. Человек был вынужден травмировать природу, и это тоже повлекло серьезные изменения в инстинктивной сфере. Поскольку терялась целостность среды обитания и целостность отношений «человек-среда» , возник конфликт между инстинктом агрессии и интегративным инстинктом.

Изобретение невротических компенсаций в культуре. С проблемами психических расстройств столкнулись люди в первых городах-государствах. Сложные виды деятельности породили социальную дифференциацию, и взаимные обязательства. Искренность и спонтанность поведения и, соответственно, адекватное удовлетворение потребностей, уступили место мотивации долженствования. Люди в городах почувствовали себя сытыми, но несчастными. В разных цивилизационных проектах эти проблемы решались по-разному. Поскольку современная техническая цивилизация основана на вавилонской культуре,  есть смысл рассмотреть именно вавилонский способ решения этих проблем.

Вавилонская культура решила возникшие проблемы путем противопоставления человека природе. Природа была объявлена низшей, а человек был объявлен «венцом творения». Таким образом, снималось чувство вины перед природой, интегративный инстинкт частично вытеснялся. Шумеро-аккадские жрецы изобрели так же понятие «цивилизованный человек», который считался «высшим» и противопоставлялся «диким людям». Цивилизованный человек был обязан есть хлеб и пить вино. Употребление вина давало ощущение суррогатного счастья, позволяло преодолеть депрессивные состояния. Тем самым обеспечивалось существование производственной культуры, в которой отсутствовали искренность и спонтанность поведения – естественные и здоровые способы жизни. Так цивилизованный человек закрепил в своей культуре раскол психики и придал этому расколу "культурную форму".



Здесь нужно оговориться, что другие цивилизационные проекты выработали другие способы преодоления депрессивных состояний – это йога в индийской культуре и даосские практики в китайской. Кроме этого индийский и китайский проекты не противопоставляли человека природе, а сохранили представление об их единстве. Но вавилонский проект дал более значимый экономический эффект за счет более эффективной эксплуатации человека и природы.

Позже вавилонский проект породил идеологии зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и распространился по всей планете. В результате процесс выедания среды обитания распространился с территории Вавилонского царства на всю планету. Человечество в целом оказалось противопоставленным природе и оказалось в ситуации, когда оно «рубит сук на котором сидит».

 

Выводы:

    1. Причины раскола психики Человека Разумного лежат в особенностях эволюции этого биологического вида.
    2. Раскол психики Человека Разумного приводит к выеданию среды обитания и создает угрозу для возможности его существования.
    3. Существует актуальная задача интеграции психики Человека Разумного.
    4. На современном этапе развития общества возникли методы психотерапии, которые предполагают интеграцию психических процессов. Эта интеграция осуществляется использованием элементов других (не вавилонских) цивилизационных проектов.
    Так, например, аутогенная тренировка, гештальттерапия и психосинтез построены на методах йоги. Шаманская практика, как метод психотерапии, основана на древнем анимистическом мировосприятии и интеграции человека с природой.
    5. Психологи, которые внедряют в практику методы терапии, способные восстановить интеграцию психики человека и восстановить целостность отношений человека с природой,  решают не только задачи личного счастья клиентов, а и работают на выживание всего человечества.
    Таким образом, психология – самая важная профессия в обществе Человека Разумного.

 







Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему вы не проводите утро так, как 10 лет назад?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Дословное описание консультации «..словила депрессию, длится около 9 лет…»
  • Он умер 5 лет назад или психологический костыль в жизни мужчины.Случай из практики
  • О чем я думала 18 лет назад, когда выходила замуж?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Я сама была такою триста лет тому назад.
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • А Вы уже выложили свою фотографию 10 лет назад?
  • Как прожить на пенсию. Сегодняшние пенсионеры совсем не такие, как 15-20 лет назад
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что препятствует созданию отношений после 35 лет.
  • Можно ли начать что-то новое после 40 лет?
  • Как сделать так, чтобы Ваши статьи приводили к Вам клиентов в течение многих лет?
  • Все, что нужно знать о кризисе трех лет!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Флиртую с коллегой по работе. Что делать , если после 10 лет брака стали чужими?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Как понять, что это именно Ваш человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь