Системно-иерархическая модель психики человека.

Кто-то из апостолов, кажется, Павел, сказал: человек есть тело, дух и душа.

С тех пор пошла традиция делить психику человека на три компонента или три уровня: поведенческий уровень, когнитивный и эмоциональный. Последний компонент ещё называют эмоционально-волевой сферой. Многие последующие попытки представить себе психику в целом шаблонно идут по проложенной дороге. Зигмунд Фрейд (Психоанализ): Оно, Я, Сверх-Я; бессознательное, сознательное, предсознательное. Эрик Бёрн (Трансактный анализ): три Эго-состояния в структуре личности - Ребёнок, Взрослый, Родитель. Ассаджиоли (Психосинтез): трёхуровневое яйцо (то же самое, что у предшественников, только в профиль).

У Веккера в его единой теории психических процессов также наблюдается их деление на когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые. Правда, у него всё немного сложнее. К этим "столбам" он "прибил" три "доски": память, внимание и воображение, а поверх их наискосок ещё одну (видимо, для укрепления) - речь. Остальные функции, наверное, находятся где-то за этим "забором". Завершает свои построения Веккер главной психологической триадой: сознание - характер - личность. Меня сопоставление сознания с характером и, тем более, с личностью, честно говоря, напрягло. Не одноуровневые это понятия.

Какое-то разнообразие внёс Карл Юнг, который опирался на принцип кватерности и поделил всю психику на ощущение, чувство, мышление и интуицию. Эти четыре психические функции, поделённые к тому же надвое (экстравертные и интровертные), соционики стали использовать при построении своей психотипологии, чем изрядно подпортили образ святого (в моих глазах) К.Юнга, потому что большую глупость придумать было трудно. Да и сам К.Юнг изрядно что-то напутал, нарисовав психику как круговую диаграмму с внутренними слоями, каждый из которых идентифицировал с определённой психической функцией. Нет, диаграмма по-своему хороша. Идея представить психику в виде иерархии психических функций, и всю эту иерархию запаковать в сферу просто прекрасна. По-крайней мере это уже резкий отход от успевшей надоесть троичности.

Но очерёдность функций вызвала у меня большие сомнения. Например, следование называющего предметы мышления за ощущением, игнорируя промежуточные функции восприятия, памяти, представления, внимания, созерцания, воображения. Да и сама интуиция почему-то надстроилась над мышлением (понятийным, называющим мышлением), в то время, когда она прямой результат созерцающего воображения, или воображающего созерцания. Никакому зверю не откажешь в интуиции и уме, правда ведь? Но мыслит ли зверь так как человек с его вербальным интеллектом и разумом? Как может зверь, ощупывая своими сенсорами и ощущая какой-либо предмет, его назвать и использовать это название при оперировании его образом (представлением) в своём внутреннем пространстве? У него ведь нет развитого языка и развитой речи. И вообще, у зверей, как и говорил, наш незабвенный И.П.Павлов, основной способ связи с внешним миром - это первосигнальная система. А человек, кроме того, что он есть животное, он к тому же есть социальное животное, развившее у себя второсигнальную систему общения с себе подобными, и, следовательно, вербальный интеллект с его сознанием и мышлением.

Ну ладно, не буду глубоко вдаваться в критику различных моделей психики. Скажу только, что мне не внушают доверия всякие квадратно-блочные модели наших современных психологов. Слишком они абстрактны. И непонятно, откуда что берётся и как одно вытекает из другого, как всё это развивается. Главное, что эти квадратные блоки отнюдь не создают впечатления целостности. В наших учебниках по психологии также наблюдается оторванность всего от всего. Психология эмоций подаётся отдельно от психологии мышления, интеллект отрывается от личности, эмоции и чувства - от мотивов и мотивации, мотивация - от воли, и так далее. Одновременно происходит сплющивание разноуровневых психических явлений, например, эмоциональных процессов с волевыми, мышления с воображением, эмоциональных переживаний, вроде любви и ненависти, с психофизиологическими реакциями выброса гипофизом в кровь гормонов. Понятно, что в психике всё плотно переплетено: и кровь (гормоны) с любовью, и воображение с мышлением, и представления с понятиями, и знания с памятью, и внимание с осознанием, и т.д.. Но отличать одно от другого нам, психологам, всё-таки надо. А в этом деле нам не хватает иерархического мышления. Мыслить системно мы умеем, и даже говорим об иерархии, об уровневом строении. Но построить удобоваримую иерархию удаётся не каждому. Число уровней у каждого "строителя" разное. От чего оно зависит? Непонятно. От чего, от чего? От авторского произвола. А где логика?

Короче, коллеги, предлагаю вам свою понятийно-геометрическую модель психики человека, основанную на размышлениях над трёхблоковой моделью мозга А.Р.Лурия и использовании несколько усовершенствованного аппарата диалектической (преимущественно гегелевской) логики.

Первый блок мозга по Лурии - блок регуляции тонуса и бодрствования. Это спинной мозг, ствол головного мозга, высокоспецифичные ядра и лимбическая система. Второй и третий блок - новая кора, неокортекс. Второй - блок приёма, хранения и переработки информации, локализуется в сенсорной коре. Третий - блок программирования, контроля и регуляции сложных форм деятельности, локализуется в моторной коре. Единственно, чего не сделал А.Р.Лурия, так это не выделил ассоциативную кору, связывающую между собой сенсорную и моторную части неокортекса, в четвёртый блок. Не смотря на то, что он довольно подробно писал о ней и придавал ей очень большое значение. Возможно, если бы он мыслил не в тройственной парадигме, а так, как К.Юнг, то он это и сделал бы.

На вопрос: "А что это нам даёт, этот четвёртый блок?" отвечаю: давайте теперь обратимся к диалектической триаде: тезис - антитезис - синтез. Вы, наверное, догадались, что в роли тезиса у нас выступает второй, сенсорный, блок, а в роли антитезиса - третий, моторный. Следовательно, синтезом их обоих является ассоциативная кора, или четвёртый блок мозга. А как быть с тем, откуда "руки с головой" растут (оснащённая руками голова), т.е. с первым блоком? Вот я и подумал: чего-то этой диалектической формуле не хватает. И выдвинул такое предположение, что перед тезисом должен быть гипотезис. То есть диалектическая триада превращается, превращается, превращается ... в диалектическую тетраду!:
основание - положение - отрицание - сочетание.

В основании положение и отрицание находятся в синкретическом единстве. Синкретическое единство - это такая малоразличимая смесь из неразлипшихся противоположностей. Оно с развитием целого раздваивается на уже отделившиеся друг от друга противоположные стороны. Пример: диффузная нервная система, в которой сенсорика была непосредственно слита с моторикой, а раздражение живого существа непосредственно переходило в его движение. Правда, это движение было поначалу очень хаотичное (поисковое), поскольку ещё не был сформирован "центр управления полётами", который бы направлял это движение. Позже в диффузной нервной системе произошла дифференциация на афферентные и эфферентные проводящие пути. А из их взаимодействия уже сформировалась центральная нервная система. Также и выделившиеся из основания тезис и антитезис при весьма противоречивом взаимодействии между собой постепенно создают синтез, гармоничное сочетание того и другого, единство противоположностей, их согласованную работу.

Теперь можно выписать сопоставление двух тетрад, нейропсихологической и диалектической:

Поведение - Сенсорика -  Моторика   -  Психика
Основание - Положение - Отрицание - Сочетание

Тетраду лучше представить себе не в линейном виде, а в плоскостном, или даже в объёмном, как тетраэдр:

Системно иерархическая модель психики человека

Задние доли мозга занимаются сенсорикой, а передние доли - моторикой.

Сочетание, синтез - это всем известное отрицание отрицания, приводящее к восстановлению в правах и утверждению положительного. Другими словами, синтез - это одновременно и снятие - снятие противоречия между тезисом и антитезисом. Что дальше? А дальше то, что синтез является новым основанием для дальнейшего наращивания иерархии психики. Конец движения в тетраде становится новым началом. Можно сказать, что конец замыкается на начало. (Нет, сексуального подтекста здесь нет! ). Вообще, в этом заключается один из принципов иерархии - замыкание вершины развития на её основание. Таким образом, иерархия превращается в сложное развивающееся целое - в гегелевский круг кругов, в спираль развития, в многослойную сферу, в которой каждый слой представляет собой также отдельную, но связанную с другими слоями, сферу. Потом, если захотите, мы рассмотрим ряд трансформаций этой логико-геометрической модели.

Первая триада служит базисом, над которым надстраиваются новые уровни триад (тетраэдров). Психика - это то же поведение, но только внутреннее. И оно порождает внутренние сенсорику и моторику, т.е. психосенсорику и психомоторику. Так получаются слои в сфере, которые находятся ближе к внешней её границе, а потом всё удаляются от неё, устремляясь вглубь сферы, к её центру.


Это двухуровневая иерархия. Каждая сфера психики состоит из четырёх таких уровней, из четырёх триад, или, что то же самое, из четырёх тетрад. Стыки между уровнями являются одновременно и "потолком" нижнего уровня, и "полом" для верхнего уровня. Вся психика, как и её отдельная сфера, таким образом, фрактально самоподобна.



Каждый элемент целого несёт в себе его зародыш (семя). Так сенсорика дифференцируется на экстеросенсорику, интеросенсорику, проприосенсорику и взаимодействие анализаторов, иногда усиленное до синестезии. А моторика - на экстеромоторику, интеромоторику, проприомоторику и, скажем так, координационную моторику. Поведение, непосредственно регулируемое периферической и центральной нервной системой в виде спинного мозга, также может рассматриваться как телодвижение, афферентные нервы и сенсорные нейроны спинного мозга, эфферентные нервы и моторные нейроны спинного мозга, и вставочные нейроны, связывающие сенсорные и моторные нейроны. Нервная сеть вместе с сенсорными, моторными и вставочными нейронами, в ходе эволюции дифференцировалась и интегрировалась в головной мозг.

Теперь возвратимся к библейской триаде: Тело - Дух - Душа. Почему в таком порядке? Грубо говоря, потому что когниция духовна, а эмоция - душевна. И эмоций не бывает без когниции, а вот когниция без эмоций - это сколько угодно. Потому, что Тело - это сфера Деятельности, Дух - сфера Отражения, а Душа - сфера Отношения. Когниция и эмоция - это пока такие условные термины, которые мы потом уточним. Эмоция, например, это моторная составляющая сферы Отношений, e-motion. Когниция - познание, но сюда традиционно пихают всевозмжные когнитивные функции, и вербальные, и невербальные. Познание, по-моему, это один из уровней вербального интеллекта, поскольку он связан с знанием, значениями и смыслами знаковых систем. На невербальном уровне ему соответствует и служит ему фундаментом сенсорно-перцептивный опыт. Но лучше всё по порядку.

Живой организм взаимодействует как природной средой, так и с себе подобными, т.е. социальной средой. Это касается всех живых организмов, а тем более человека, поскольку у него взаимодействие с социальной средой усложнилось и развилось до теперешнего состояния. Животные, взаимодействуя между собой, не настолько развили свои коммуникативные навыки, насколько это сделал человек. Поэтому у животных оба полушария эквипотенциальны (равноценны) в функциональном отношении. У человека же в течение его эволюционного развития происходит постепенная латерализация функций. Социальные, коммуникативно-речевые функции надстраиваются над природными и локализуются в левом полушарии, оставаясь всегда на связи с натуральными психическими функциями. Это все знают. Не мне вас учить.

Я к тому, что вся эта библейская троица (Тело - Дух - Душа) у человека удваивается, и из одного треугольника образуется два. Первое Тело - это натуральное, живое тело, тело живой биологической особи. Я назвал его Природным Телом (Corpus animalis). Можно назвать его соматопсихикой, психикой, которая непосредственно слита с телом, зашита в него. Естественно, что из него "отпочковываются" и существуют как бы самостоятельно, но при этом взаимосвязанно, Природный Дух (Animus) и Природная Душа (Anima). Природный Дух - невербальный, или сенсорно-перцептивный интеллект, непосредственно связывающий нас с нашей природной внешней средой. Природная Душа - отношенческий, или, скажем так, эмоциональный интеллект.

Понятно, что Природное Тело (основание), "родившее" Природный Дух (тезис) и Природную Душу (антитезис), должно "произвести на свет" ещё и синтез этих противоположностей. Этот синтез я назвал Социальным Телом, или социальным организмом, состоящим из отдельных биологических организмов. Однако, это не только общество, физическое объединение индивидов. Это ещё и проекция этого общества внутрь каждого индивида (интериоризация). Поэтому каждый индивид является носителем Социального Тела, или общественного организма, внутри себя. Это начало личности. И у животных это начало тоже есть, поскольку многие из них, находясь в обществе себе подобных, научаются распознавать друг друга по "лицам". Но это только начало, из которого у человека вырастает и расцветает настоящая человеческая личность. Теперь мы можем выписать следующую тетраду:

Природное Тело  -  Природный Дух  -  Природная Душа  -  Социальное Тело
   Деятельность    -     Отражение      -      Отношение        -          Связь

Согласно тетралектике (тетрадической диалектической логике) синтез должен послужить основанием следующих двух уровней (сфер) психики, которые, в свою очередь, синтезируются ещё во что-то. Вот эта (социальная) тетрада:

Социальное Тело  -  Социальный Дух  -  Социальная Душа  -  Творческий Дух.
         Связь             -         Общение       -         Рефлексия        -     Творчество

Социальный Дух - вербальный интеллект, основанный на общении, языке и речи, Logos. Социальная Душа - основанная на рефлексии, как внешней, так и внутренней (саморефлексии), сфера межличностных и общественных отношений, опосредствованных вербальным интеллектом, рассудком и разумом. Творческий Дух, как все прекрасно поняли, основан на творчестве, личностно-индивидуальном, групповом, коллективном, массовом, народном. На этом уровне общество создаёт внутри себя культуру и цивилизацию, управленчески-правовую и политическую систему, государственность, и т.д.. Естественно, всё это опять же проецируется внутрь личности (интериоризируется). И мы с вами все как один в той или иной мере участвуем в политических баталиях и выборах то президента, то думы, подвергаемся судебным преследованиям, испытываем на себе произвол властей и пытаемся бороться за справедливость.

В результате образуется семиуровневая модель психики как отдельного человека, так и всего человечества. По известному теперь вам принципу замыкания вершины дерева (иерархии) на основание (свёртывание иерархии), мы закольцовываем всю эту цепочку в круг. А момент соединения вершины и основания иерархии делаем отдельным, восьмым уровнем, который одновременно есть и нулевой уровень, - альфа и омега, целостный человек. Получается этакая семья из семи Я. Или сфера, состоящая из семи слоёв. Матрёшка с семью матрёшками внутри.  Иллюстрируем это картинкой:


Кто-то из вас найдёт аналогию между этой моделью и семью чакрами в индийской йоге, и будет прав. И неправ. Это всего лишь аналогия. По форме модели похожи (и то, если эту модель представить в виде этажерки с семью полками), а по содержанию - нет. Кто-то усмотрит аналогию с семью уровнями сетевой модели OSI. Что-то в этом есть, но надо же отличать компьютерную сеть от нейросети головного мозга. Так как всякое изображение целого на плоскости страдает пропуском каких-то его деталей и сторон, мы можем помедитировать на другой картинке.

Два пересекающихся треугольника - древний интернациональный символ, который позднее стал еврейской звездой, звездой Давида, или печатью Соломона. Внутри обозначены базовые функции: деятельность, отражение, отношение, связь, и т.д. Снаружи обозначены верхние триады каждой сферы психики. Таких триад (тетрад) в них четыре штуки. В данном виде они скрыты. В другом виде они станут вполне обозримы.

Подробности, если они вас заинтересуют, будут в следующей статье.



Просмотров: 791
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Когда психика "кричит" через тело
  • Поле битвы – тело: трэш-правда о пирсинге, "пластике" и тату
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Техника "Властелин эмоций" (МАК+тело)
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Нервозный спор о термине "PSYHE": так чем же отличаются психика и душа?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Когда собственное тело "ставит блоки".
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь