|
Человек и Мир. Системно-иерархическая модель психики. Опыт психологического философствования.Автор статьи: Корень Владимир Викторович
В этой статье я попытаюсь закончить краткое изложение СИМП человека описанием того, как седьмой макроуровень психики замыкается на первый макроуровень, преобразуя иерархию в систему - некое единое целое, составленное из частей: элементов (психических состояний и процессов), их триад - уровней (структурно-функциональных комплексов), и психосфер - макроуровней (подобий целого, составленных из иерархии триад). Описываемая мной система тоже является своего рода сферой, которую древние признавали идеальной фигурой. И эта самая большая сфера вмещает в себя 7 сфер поменьше. Её можно понимать как то, внутри чего развиваются меньшие сферы - нулевым макроуровнем, с которого начинается развитие психики животных вообще, и человека - в частности. Её можно понимать и как то, к чему приводит развитие психики - к целостности более высокого порядка, чем первоначальная целостность. То есть, её можно считать восьмым макроуровнем, которым заканчивается движение информации по уровням и макроуровням психики. На этом, как все прекрасно понимают, движение не заканчивается, поскольку начинается новый виток развития. Здесь иерархия психосфер может быть выражена линией, начинающейся из точки - нулевого макроуровня, описывающей круг и заканчивающаяся в восьмом макроуровне. Сама линия - это иерархия. А круг - система. Линия означает поступательность движения, круг - цикличность движения. Соответственно, новый цикл тем и отличается от старого цикла, что не повторяет движение внутри него в абсолютной точности. Таким образом, поступательность и цикличность создают спиралевидность движения. Это и есть развитие - иерархия систем, образующая систему более высокого порядка. Это характерно как для внутреннего развития каждого человека, представляющего собой психофизическую целостность, систему, так и для внешнего развития - развития более объёмной целостности - сообщества и общества. Во внешнем для себя взаимодействии человека с природой и с себе подобными он черпает материал для своего внутреннего развития. Формы внешнего взаимодействия переходят во внутренние способы переработки энергии, вещества и информации. Это закон интериоризации. И он уравновешивается противоположным законом, законом экстериоризации - овнешнения внутреннего. Вместе они являются двумя сторонами всеобщей рефлексии. Интериоризация - это самоуглубление целого, его дифференциация на части. Экстериоризация - самовыражение целого, его самораскрытие, самообнаружение, самопроявление, интеграция частей в новое целое. Понятно, что эти процессы одновременно противоположны и взаимосвязаны. Одно протекает через другое. Как и всем известные анализ и синтез - анализ через синтез и синтез через анализ. Целостность, как восьмой макроуровень (центр) внутри нулевого макроуровня (поверхности сферы), символически можно изобразить в виде восьмёрки в нуле - нечто конечное, внутри которого содержится бесконечность. Примерно тоже самое выражает собой и Дао - единство противоположных сущностей - Инь и Ян. Только тут восьмёрка представляет собой два круга - две противоположности. Представьте, что в одном кольце восьмёрки находится плюс, нечто положительное, а в другом кольце - минус, нечто отрицательное. Это как пара электрон-позитрон, возникающая из единого поля и исчезающая при прямом столкновении друг с другом, аннигиляции. Они же образуют простейший атом - атом водорода, если между ними возникает посредник - протон, создающий вокруг позитрона особую оболочку из "льда" и "инея", состоящего из других полевых образований более мелкого масштаба. Эта оболочка мешает столкновению электрона с позитроном внутри протона, а при их сближении создаёт из электрона нейтрон. Сближение электрона и позитрона продиктовано стремлением восстановить полевое равновесие. Пара сблизившихся частиц, при сходе электрона со стационарной орбиты и "застревании" его во "льде" и "шубе инея" протона, образует нейтрон. И так далее. Не буду глубоко вдаваться в физику творения мира, поскольку я в этом не специалист, а читающие эту статью пришли на этот сайт ради познания самого себя и своей психики. Интересующихся этим вопросом отсылаю по адресу: http://dovgel.com/ontv.htm Этот пример из физики можно оформить как тетраду: Поле - Позитрон - Электрон - Аннигиляция/Объединение. Основание - Положение - Отрицание - Синтез. Объединение позитрона и электрона создаёт разные формы их взаимодействия: протон, нейтрон, атом, молекулы, вещество. Аннигиляция показывает, как крайности сходятся и уничтожают друг друга, отдавая свою энергию полю. Которое опять и опять порождает пары частиц. Физики называют это поле вакуумом. Одни философы - пустотой, шуньятой, другие философы - субстанцией. А верующие - богом. На самом деле, эта пустота полна. Только человек её не видит, как не видит простым глазом электрические и магнитные поля, как не видит воздух, если он чист, но видит разнообразные проявления этих полей, воздушной и других сред. Противоречие между пустотой и полнотой и рождает пары частиц. Условимся здесь называть начало и конец, рождение и исчезновение пары частиц, творением. Творение - это творящая сама себя субстанция. Она есть причина самой себя, движущаяся самость, самодвижение. Это примерно то же самое, что сказал К.Юнг о Самости:
В этой самостоятельной и самодвижущейся Субстанции можно видеть Природу, а можно и Бога. Кому как нравится. Лично для меня это одно и то же, т.е. Единое Целое. В этом нет никакого дуализма, поскольку противоположности здесь НЕ представляются оторванными друг от друга. Они взаимосвязаны, как пара электрон-позитрон, и во взаимодействии друг с другом порождают многообразие форм существующего мира. Такое мировоззрение не является монизмом, дуализмом или плюрализмом. Скорее, оно есть монистический дуализм, дуалистический монизм, или плюралистический монизм - единство многообразия. Поэтому я считаю споры о существовании или несуществовании Бога напрасным времяпровождением, вредным для спорщиков, тем более, если они убивают друг друга в борьбе за верховенство своих взглядов (мнений и убеждений). Единое Целое, конечно же, существует. Как бы его ни называли. Творение раздваивается на свои противоположные моменты - сотворение и растворение. Сотворение - это сгущение энергии, а растворение - рассеяние. Возникшие электрон-позитронные пары являются сгустками энергии. При аннигиляции энергия, содержащаяся в них, рассеивается, возвращаясь в полевую субстанцию. Творением мы также называем результаты человеческого творчества (например, стихотворения). На творения Природы и Бога наслаиваются творения рук человеческих - вторая природа, искусственная среда, культура и цивилизация. И это причина, по которой мы здесь рассматриваем взаимодействие между Миром и Человеком. Причина, по которой физику сочетаем с психикой. Ведь сколько бы мы не говорили о внутреннем мире человека, о его психике, мы с необходимостью затрагиваем то, что происходит с ним при его взаимодействии с внешним миром, с природной и социальной средой. И это взаимодействие выражаем в таких словах, как: происхождение, сущность, явление, существование, бытие, становление, событие, судьба, случай, действительность, необходимость, возможность. Это такие вроде простые и часто применяющиеся в обыденном словоупотреблении понятия. И в то же время это сложнейшие философские категории. После многолетних размышлений я организовал эти категории в следующую иерархическую систему:
Здесь я заменил категорию "творение" на категорию "происхождение". Последняя категория означает "то, что происходит" - то, что про-ис-ходит, то есть, то, что ПРО-ходит ИЗ одной точки в другую. Ведь движение означает исчезновение из одной точки пространственно-временного континуума и возникновение в другой точке. Происхождение - это начало, генерация чего-то нового из старого материала, генезис. Это может быть также генерацией новых идей в гениальной голове какого-либо мыслителя - то, что здесь-и-сейчас происходит в чьей-либо голове, в чьём-либо внутреннем мире. Идеи и мысли (мыслеобразы) рождаются и тут же умирают, рождаются и образуют устойчивые сочетания, взаимодействуя с другими устойчивыми сочетаниями уже существующих, произведённых раннее, идей и мыслей. Они тут же воплощаются в действиях и поступках. Но воплощение идеального в действительное, реализация идей, касается только человеческой реальности. Поэтому не следует понимать так, что и во внешнем, природном, мире происходит реализация чьих-то, например, божественных идей. Вряд ли существует гегелевская абсолютная идея, реализующая себя в мире. Считать так - значит проецировать человеческое творчество на весь мир, отождествлять человеческое воображение и мышление с процессами, происходящими во внешнем мире. От объективного идеализма недалеко и до субъективного идеализма, до солипсизма, и, вообще, до какой-нибудь формы сумасшествия. Мир сам по себе - творец себя. То же самое можно сказать и о человеке. Человек - творец самого себя. Selfmademan - человек, сам себя сделавший, делающий. Это, конечно, если он - творческий человек. Если он не является в какой-либо мере творцом, то его преимущественно делает среда, природная и социальная. Это происходит, когда он бездумно копирует образцы поведения у других людей, подражая им в одежде, манерах, в речах и даже мыслях. Помните, кого называл плохим человеком граф Л.Н.Толстой: того, кто живёт своим чувствами и чужими мыслями. Заёмные мысли - удобное средство для оправдания эгоистических поступков: всегда можно свалить ответственность на чей-либо авторитет. Мол, умные люди написали в энциклопедиях, что бога нет, а тут какие-то неумные люди утверждают, что он есть. А раз бога нету, нет и страха перед ним, можно творить, что захочется. Когда же случается трагедия, можно во всём винить судьбу, а не себя, вошедшего в острое противоречие (конфликт) со всем миром. Или же остаётся поверить, что бог есть, и он всё видит, поскольку он везде, даже в наших глазах, в нашем сознании и самосознании, в нашей совести. Бог всё видит - нашими же глазами. Поэтому от него ничего не укроется. Можно только попытаться забыть об увиденном, вытеснить его из плана самосознания. Но и это чревато нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, внезапно возникающим стремлением к смерти, которое медленно или быстро достигает своей цели. Не подумайте, что это религиозная проповедь. Я - человек скорее сомневающийся, чем верующий. Поэтому никакого религиозного фанатизма вы от меня не дождётесь. :)) Когда я говорю о Боге, я подразумеваю Природу. Когда говорю о Природе, подразумеваю Бога. Примерно, как Спиноза, которого обозвали дуалистом. Но я не дуалист, а, как уже и говорил, дуалистический монист. Для меня Природа и Бог - это Одно Целое, Единое. Гегель в "Науке логики" при построении своей философской системы отталкивался от категории бытия, которая в противоречии с противоположной категорией небытия (ничто) порождает их единство - становление. Вслед за ним и я считал, что бытие и становление - это первичные категории, достойные быть противоположными сторонами Творения. Долгое время для меня это было так. Бытие было на том месте, на котором вы в схеме видите сущность. А становление - на месте явления. У Гегеля бытие и становление порождали наличное бытие, т.е. существование всего сущего. Из него получались сущность и явление. Необходимость и возможность были двумя сторонами действительности. Но недавно я пришёл к выводу, что существование, бытие и становление - это сфера спокойного движения. Сущность же во многих философских источниках определяется как субстанция, основа всего сущего. Сущность это не только essentia, но и substantia. Явиться же - это начать существовать. Явление - внешнее выражение чего-то внутреннего, стоящего за явлением. Если понимать творение (происхождение) как всеобщую рефлексию, то интериоризация - самоуглубление целого внутрь себя, дифференциация его на части, единство этих частей, и есть внутреннее содержание целого, его сущность. А то, как себя выражает целое, овнешняя своё внутреннее содержание, излучая свет, тепло и другие виды энергии, есть его явления, самообнаружение. Тем более, что существование (existentia) есть проявившаяся и выступившая наружу в разных формах сущность. Существование - то, что существует здесь-и-теперь уже после того, как оно произошло. Существование - это вещно-предметный мир, реальность (от латинского res - вещь, предмет.). То, что существует достаточно продолжительное время в одном и том же виде есть бытие. Например, бытие какой-либо вещи в устойчивом состоянии, при котором вещь сохраняет свои характеристики долгое время. Бытие есть покой и постоянство существующего сущего, сохранность всякой существующей вещи или живого существа: растения, животного, человека. Противоположно бытию становление - изменение в ту или иную сторону того, что существует. Постоянство и изменчивость - две взаимопроникающие стороны существующих вещей. Можно, конечно, отделить и оторвать постоянство и изменчивость друг от друга, как это делали рассудочно мыслящие средневековые схоласты. Тогда Бытие выглядит как царство Абсолюта, вечного и неизменного. А Становление - как царство Относительного, релятивного, временного и изменчивого. Но диалектическое мышление соединяет эти противоположности, находя их истину, их исток - Существование. Понятно, что то, что существует, при своём взаимодействии с другими существующими усложняет сущность каждой существующей вещи или живого организма (стрелочка на схеме от Существования к Сущности). Поэтому существуют сущности первого, второго, третьего, n-ного порядка. Триада "Происхождение - Сущность - Явление" представляет собой, так сказать, кинетику мира. Триада "Существование - Бытие - Становление" содержит в себе спокойное, медленное, постепенное изменение существующего. Вследствие этого она есть нечто стабильное в мире, его статика. При взаимодействии этих двух уровней возникает как бы мировая динамика - триада "Событие - Судьба - Случай". Событие - это резкое изменение существующей ситуации. Два разрозненно и спокойно существующих бытия (объекта) встречаются, например, планета Земля и метеорит. Происходит событие - взрыв. Масштаб события зависит от соотносительных размеров двух объектов. Событие - встреча двух форм бытия, со-бытие. Это никакое не сосуществование, как писал Хайдеггер, поскольку исход события неоднозначен, и не всегда бывает мирным, мирным сосуществованием. К тому же сосуществование - это продолжительное спокойное совместное существование. А событие - это относительное кратковременное происшествие, при окончании которого решается чья-либо судьба: победить или быть побеждённым; погибнуть или остаться жить, но искалеченным; стать оправданным или осуждённым на заточение в тюрьме; выиграть или проиграть в футбольном матче или в какой-нибудь стычке; и так далее. Судьбой мы так же называем ряд событий, цепь событий всей жизни человека, приведшей его к тому или иному итогу. В диалектике событие - это момент перехода количественных изменений в качественные, скачок, скачкообразное изменение: природные катаклизмы, катастрофы, социальные потрясения, государственные перевороты, революции, войны, и т.п. События в человеческой жизни обязательно несут в себе характеристику важности, значимости. События привлекают к себе интерес и внимание пребывающих вокруг него людей, и, тем более, участников самих событий. Двумя сторонами события являются закономерность (судьба) и случайность (случай). Всякий случай есть стечение нескольких (многих) существующих закономерных тенденций развития предыдущих событий. Судьба - это другое выражение сущности, находящейся внутри каждого человека. Случай - явление, при котором две судьбы соприкасаются, контактируют и/или конфликтуют друг с другом. То, что случилось, становится частью Действительности. Рассудочно мыслящие люди противопоставляют и отрывают друг от друга понятия закономерности и случайности. При этом они либо склоняются к полной предопределённости всего происходящего в мире и в человеческой жизни (детерминизм), становятся этакими фаталистами, верующими в злой рок или в колесо Фортуны. (Они, кстати, часто заявляют, что ничего случайного нет. Хотя с ними постоянно что-то случается. Не дай бог, плохое и страшное.) Либо они сводят всё к случайностям, не веря никаким закономерностям, доверяясь лишь дурно понятой свободе как произволу (индетерминизм, волюнтаризм). Единство спокойного Существования и происходящих Событий есть Действительность. Действительность - результат взаимодействия встретившихся в событии существующих объектов и/или субъектов. Действительность - это также то, что происходит прямо сейчас как в виде спокойного существования и сосуществования, так и в виде резких скачков, событий, происшествий. У Действительности, в свою очередь, тоже есть свои две стороны: Необходимость и Возможность. Необходимость - это своего рода обобщение происходящих из сущности законов бытия и закономерностей судьбы. Необходимость диалектически определяется через свою противоположность. Необходимость есть то, без чего обойтись невозможно. Необходимость требует, настаивает на том, что что-то должно произойти, иначе нарушится целостность целого. Необходимость в соматопсихике живого организма, например, человека, выступает как его потребность восполнить его чем-либо недостающим его организму, либо потребность выделить то, что его переполнило. Именно необходимость создаёт возможность это сделать. Также и потребность живого организма создаёт внутри него напряжение сил, способное удовлетворить эту потребность. Потребность и способность организма - это две стороны его склонности к какой-либо деятельности и её предмету. Чтобы не углубляться в определения, лучше сравнить схему вверху со схемой, которую вы видите внизу этой фразы. Она взята из статьи о соматопсихике, первом макроуровне психической организации человека. Также можно сравнить с верхней схемой и схемы из других статей, вкратце описывающих образный интеллект, эмоциональный интеллект, социопсихику, словесно-речевой интеллект, волевой интеллект и психосферу творческого духа. Наверное, вы придёте к такому же выводу, что и я. Но, может, придёте и к другому выводу. К какому? Напишите о своих выводах. А я напишу потом о своих. Забыл сказать, что статика триады "Существование - Бытие - Становление" дополняется динамикой триады "Событие - Судьба - Случай" до кинематики объединяющей триады "Действительность - Необходимость - Возможность". В науке законы, действующие на уровне статической триады называются законами классической механики, или динамическими (вот где ирония!) законами. Закономерности, действующие на уровне динамической триады, называются статистическими законами, описывающими вероятностные события. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|