Реабилитация средствами искусства: Домашний педагогический театр. Методика работы.

Реабилитация средствами искусства

Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, пение, театральная постановка, открытие красоты и гармонии мира через экскурсии, походы, праздники -  является одним из основных реабилитационных методов в работе с детьми.  Мы стараемся быть избирательными и последовательными в этом процессе, чтобы с одной стороны, не захлестнуть ребенка потоком эмоций и информации, которые неизбежны в любом творческом деле. А с другой стороны, мы стараемся создать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка и он может почувствовать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Опыт такой созидательной деятельности для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается  через преодоление многих препятствий, трудностей, стереотипов, вызванных как особенностями психоэмоционального развития ребенка, так и  сложившимися поведенческими стереотипами из его прежней жизни. А прежняя жизнь таких детей часто изобилует фактами жестокого обращения.

Чаще всего дети в семье подвергаются физическому и психологическому (эмоциональному) насилию – от побоев до полного пренебрежения ими. Иногда синдром «битого ребенка» проявляется очень ярко – он вздрагивает от незначительного шума, от любого взмаха руки. Если он даже случайно что-то уронил, сломал, голова мгновенно вжимается в плечи в предвкушении удара. «Битые» дети часто проявляют и другую симптоматику. Одни могут быть чрезмерно агрессивны, другие провоцировать взрослого на физическое наказание, потому что оно им привычнее и понятнее, чем например, беседа или игра.

Сексуальное насилие диагностируется труднее. Особенно, если ребенок подвергался ему пассивно, то есть имел возможность наблюдать половые акты, смотреть порнофильмы и т.п. Наиболее травмированы те дети, которых непосредственно использовали в сексуальных целях.

Жестокое обращение ведет к деструктивному развитию личности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. У ребенка формируется представление о себе как о  мусоре, отбросе, ничтожестве, иногда пустом месте. Такое самопредставление формирует определенное поведение – я буду ругаться, драться, вести себя непослушно, отказываться соблюдать нормы  и правила, ведь «я знаю, что я – плохой».

Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать в себе силы для преодоления этих трудностей, отказаться от ощущения неизбежности происходящего и собственного бессилия перед ним. Чтобы он смог почувствовать себя не просто пешкой, но активным участником и строителем своего микромира. Для реализации этих задач в нашем Центре был организован Домашний театр, цели которого можно сформулировать следующим образом:

  • Профилактика отклонений в психосоциальном развитии.
  • Психокоррекция  и психотерапия детей.
  • Культурно-эстетическое развитие детей (психогигиена).
То есть, можно говорить о некой воспитательной системе, целью которой является передача жизненного и культурного опыта. При этом идет формирование способов взаимодействия с внутренним «Я» и терапия особой сказочной ситуацией.

Надо отметить, что мы не занимаемся сказкотерапией в том смысле, в котором это понимает психология и психотерапия. То, что мы делаем, можно отнести к методам арттерапии – терапии искусством. Мы используем синтез различных видов и форм искусства – таких, как пение, танец, рисунок, актерское мастерство – для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Арттерапия – это творческий поиск, способ социальной адаптации, процесс осознания себя и мира, путь к установлению отношений. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, порожденных насилием в семье.

Какие возможности предоставляет домашний театр для детей?

Почему дети занимаются «показами» своего творчества.

Это важный момент социализации ребенка,  возможность занять свое место в   сообществе людей - взрослых и еще маленьких.  Ощущение своей встроенности,  включенности дает хорошее чувство основательности и надежности бытия.

Это возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля,  отреагировать свои эмоции,  очистить психику от избытка как радостных,  так и тягостных переживаний.  Дети, таким образом, лечатся от своих неврозов.

Это реализация истинной креативности ребенка,  т.е. творчество от избытка энергии,  жизненных сил,  способ научения жизни в расширяющемся мире,  создание собственных моделей мира.

Принципы выбора пьесы.

В выборе произведения для постановки мы исходим из двух подходов (принципов).

Первый основывается на ведущем типе деятельности детей – игре. Через игру  ребенок познает мир и строит собственные модели мира, проверяя их жизнеспособность через взаимодействие с окружающими.

Дети играют с удовольствием и практически во все. В силу условий и обстоятельств, складывающихся в их биологических семьях, дети не получают возможности удовлетворить эту насущную потребность, так как в доме зачастую отсутствуют какие-либо игры и игрушки, а сам родитель оказывается не готовым к игровому взаимодействию с ребенком. В Центре мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет манипулировать игрушками, различными игровыми предметами, он не знает их назначения, он не умеет построить игровой процесс так, чтобы включить в него других детей. Отсюда агрессия, конфликты, слезы, разочарование и бессилие. Вот тот спектр чувств, которые переживает ребенок и которые могут заложить основу нежелания познавать новое, сотрудничать с другими, которые формируют в структуре поведения ребенка тенденцию к избеганию участвовать в какой-либо новой для него деятельности. Наша задача – дать ребенку возможность испытать положительный опыт переживаний.

В рамках этого подхода мы используем малые художественные формы, так называемые, детские сказки в стихотворной форме. Это игра, в которой проигрывается некая ситуация, переведенная в сказочный контекст. Легче запоминается текст, который при этом хорошо ложится на музыку. Дети с удовольствием играют в Муху-Цыкотуху, Тараканище, Путаницу, Слона Хортона. Чувства и переживания героев просты и понятны детям. Помимо этого дети учатся правилам взаимодействия друг с другом, а взрослый, как участник игры, задает определенный тон всему процессу. Взрослый, участвующий в такой игре, придает осмысленность и значимость этой деятельности в глазах ребенка.

Второй подход рассматривает сказку как символическое представление процесса инициации.  Возрастная инициация – процесс психологически необходимый. В наши дни обрядов инициации в полном смысле этого слова уже почти не осталось и потенциально испытуемый сам пытается «нарваться на неприятности». Мужчины, до известной степени, могут  пройти через инициацию в армии. Первый обстрел - как инициация. Что-то "перещелкивает", и боец приобретает другой статус, как в своих глазах, так и в глазах товарищей. Фактически, мы видим здесь пример непреднамеренной, но, в условиях реальных событий, абсолютно неизбежной и всеми ожидаемой инициации.

При этом подходе выбор материала для спектакля падает на те произведения, основной сюжет которых отражает некий ритуал «перехода» путем преодоления определенных барьеров (трудностей). «Скелет» всего процесс состоит из трех частей: постановка проблемы перед героем, преодоление череды препятствий и приобретение героем нового социального статуса. 

Герой приводится к определенному опасному барьеру, который он должен, обязан преодолеть, собрав весь свой небольшой опыт, приложив все силы, преодолев свой страх перед опасностями. И когда он все это преодолевает, все вдруг складывается, герой переходит на следующую ступень миропонимания, осознания своего места в этой жизни, а также осознания своего места по отношению к другим персонажам. В финале герой становится другим.

Это процесс двухсторонний, в результате которого герой переходит в другой статус самосознания, а общество получает надежного полноправного члена. Процесс выработки взаимодействия происходит в условиях крайнего напряжения моральных и физических сил.

Общие принципы работы в процессе постановки спектакля.





Принципы распределения ролей

  • Роли для детей выбираются исходя из индивидуальных потребностей  ребенка. Какие «роли» ему важно отыграть, чтобы приобрести положительный опыт взаимодействия, каковы эти способы взаимодействия. Надо сказать, что дети, подвергшиеся насилию, по-разному отреагируют то, что с ними произошло. Их поведение зависит и от того, какой вид насилия они перенесли, и от собственной психической организации. Понятно, что сексуальное насилие одно из самых травмирующих психику ребенка. Диапазон поведенческих паттернов таких детей может варьироваться от замкнутости и избегания любого тактильного контакта до демонстрации своей сексуальной просвещенности, которая выражается в несвойственном возрасту интересе к противоположному полу, сексуальных играх, вовлечении других детей в эти игры. Замкнутому и застенчивому ребенку, который переживает сексуальное насилие как что-то постыдное, позорное, очень трудно участвовать в любых публичных мероприятиях. Страх, что все увидят и узнают, что с ним произошло, заставляет такого ребенка «прятаться» от посторонних глаз и тем более избегать ситуаций, в которых он может оказаться в центре внимания. Наш опыт показывает, что таких детей полезно включать в массовые сцены в спектаклях. Как правило, они соглашаются на такое предложение. В группе есть возможность слиться с другими детьми, не выделяться. Танец, пластика – то, что подходит для таких детей. Как правило, ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, негативно воспринимает свое тело: он сутулится, низко опускает голову, старается не совершать крупных движений. В танце есть условие, которое заставляет жить и двигаться иначе. И ребенок невольно меняет рисунок собственного поведения.
Дети, у которых сексуальное насилие проявляется уже как сексуальная просвещенность, склонны, наоборот, демонстрировать себя, при чем зачастую в достаточно развращенных формах. В этих случаях мы индивидуально подходим к выбору роли в спектакле для ребенка. Нередко такие дети обладают творческими способностями, они могут быть артистичны, эмоциональны. Если при этом интеллектуальное развитие позволяет понять и выучить текст, мы предлагает им роли героев, иногда даже первого плана. Потребность в привлечении к себе внимания, таким образом, сублимируется в приемлемую форму, и примитивный эгсбиционизм превращается осмысленное представление своего персонажа. То есть наша задача, найти такую форму самовыражения для ребенка, которая бы удовлетворяла его потребность во внимании и имела бы социально значимую и одобряемую окраску.

  • Следующий принцип – это принцип взаимодействия ребенка и взрослого. Мы стараемся так распределять роли, чтобы ребенок имел возможность играть в паре со взрослым. Этот взрослый, взаимодействует с ребенком как с партнером, сотоварищем. Это, во-первых, дает ему чувство уверенности; он может опереться на взрослого в сложных ситуациях, когда он забыл текст, растерялся. Во-вторых, взрослый выступает для ребенка как образец, пример иных, чем насилие отношений. 
  • И последнее, что стоит сказать о распределении ролей, это то, что отрицательные роли детям мы даем очень избирательно. Почему это важно. Потому что эти дети, обладая низкой самооценкой, низким уровнем достижений, в жизни очень часто демонстрируют отрицательные паттерны поведения и идентифицируют себя с отрицательными героями. Отсутствие мотивации к личностному росту, низкий уровень самосознания и интеллектуального развития не позволяют этим детям в полной мере отыграть свои собственные проблемы. Велика опасность того, что они могут укрепиться в этих ролях. Поэтому педагоги совместно с психологами обсуждают, насколько полезна будет для каждого конкретного ребенка та или иная роль, каковы риски и вероятность позитивных приобретений.
 

Следующие принципы касаются уже непосредственно репетиционного процесса, когда можно говорить с ребенком о смыслах, чувствах, анализировать ситуации и поведение героев.

 

  • Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Кто хочет, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? Наша задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
  • Отношение к окружающему миру и самому себе. Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни людей распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?
  • Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Наша задача кропотливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.
  • Актуализированные чувства. Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему.
  • Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
  • Способы преодоления трудностей. Важно "составить список" способов преодоления трудностей героями сказки. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? 
  • Образы и символы в сказках. Важно осознать какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. 
Осознавая чувства и мотивы сказочных персонажей, ребенок невольно научается осознавать собственные чувства, в том числе, связанные с происшедшей травмирующей ситуацией. А в итоге это дает шанс на формирование нового отношения к себе и выстраивание адекватного взаимодействия с окружающим миром.

И последнее, о чем хотелось бы сказать – о якорях, позволяющих закрепить вновь приобретенный положительный опыт. Можно выделить три таких якоря:

  • Публичность выступления, показ спектакля для публики.
  • Художественное оформление спектакля (костюмы, декорации, музыка), что в том числе способствует развитию эстетического вкуса детей.
  • Подарки детям-участникам спектакля.
 

Эти методы положительного закрепления особенно важны после трудного репетиционного процесса. Диапазон переживаемых детьми чувств за этот период огромен. В тот момент, когда ребенок узнает, что он будет исполнять ту или иную роль, его переполняет  нетерпеливая радость и гордость от того, что он будет участвовать в спектакле. Ему кажется, что это легко и приятно. Но вскоре он сталкивается с трудностями, оказывается, это долгий и трудный процесс: ему нужно запомнить текст, он должен взаимодействовать с другими участниками спектакля, он должен участвовать в репетициях на протяжении длительного времени, неоднократно повторять одни и те же сцены. Появляется раздражение, нетерпение, агрессия, недовольство, вплоть до слез и истерик. Зная особенности протекания этого процесса, мы стараемся соблюдать тот лимит репетиций, который, с одной стороны, позволит достичь хорошего качества конечного продукта, а с другой, не будет перенапрягать детей. Очень важно соблюсти этот баланс – чтобы, с одной стороны,  ребенок не устал и не потерял интерес к этому делу, чтобы  сохранить терапевтический эффект. А с другой, довести спектакль до такого уровня готовности, когда его можно показывать публике, как законченное действие.

Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки позволяют ребенку испытать чувство радости, успеха, достижения; возрастает уверенность в себе, своих силах и возможностях. То есть ребенок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности, а значит, формировать позитивную самооценку и «Я-концепцию».

Это трудный и долгий процесс. Конечно, за 2-3 месяца, в течение которых создается спектакль, невозможно полностью преодолеть последствия перенесенной ребенком травмы. Но возможно наметить для ребенка вектор выхода из травмирующей ситуации. Дать ощущение собственной значимости в важном большом и интересном деле. Почувствовать свои силы, возможности, таланты, увидеть себя «хорошим».

Хочется сказать еще об одном терапевтическом эффекте, но уже не в отношении детей. Участие в спектаклях и других творческих делах очень полезно и для взрослых. Специфика нашей работы такова, что отнимает очень много сил, энергии, зачастую просто «выжимая» специалиста и наступает, так называемое, профессиональное выгорание. Активно участвуя в творческих делах Центра вместе с детьми, взрослый тоже «лечится». В душе каждого из нас живет ребенок, который любит играть. И это стремление к творчеству, к самовыражению благотворно влияет на душевное равновесие и способствует самоочищению психики от негативных переживаний, ненужных «шлаков».

Заведующая отделением медико-психологической диагностики и коррекции

СПб ГУ "Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолеьних "Дом милосердия", психолог

Старовойтова Н.А.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему так важно любить своего ребенка
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему отношения в парах зачастую идут под откос в первый год жизни ребенка?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Не кричите на ребенка. Или пару строк о том, почему не стоит орать на детей.
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь