|
Реабилитация средствами искусства: Домашний педагогический театр. Методика работы.Автор статьи: Старовойтова Наталия Анатольевна
Реабилитация средствами искусства
Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, пение, театральная постановка, открытие красоты и гармонии мира через экскурсии, походы, праздники - является одним из основных реабилитационных методов в работе с детьми. Мы стараемся быть избирательными и последовательными в этом процессе, чтобы с одной стороны, не захлестнуть ребенка потоком эмоций и информации, которые неизбежны в любом творческом деле. А с другой стороны, мы стараемся создать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка и он может почувствовать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Опыт такой созидательной деятельности для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается через преодоление многих препятствий, трудностей, стереотипов, вызванных как особенностями психоэмоционального развития ребенка, так и сложившимися поведенческими стереотипами из его прежней жизни. А прежняя жизнь таких детей часто изобилует фактами жестокого обращения. Чаще всего дети в семье подвергаются физическому и психологическому (эмоциональному) насилию – от побоев до полного пренебрежения ими. Иногда синдром «битого ребенка» проявляется очень ярко – он вздрагивает от незначительного шума, от любого взмаха руки. Если он даже случайно что-то уронил, сломал, голова мгновенно вжимается в плечи в предвкушении удара. «Битые» дети часто проявляют и другую симптоматику. Одни могут быть чрезмерно агрессивны, другие провоцировать взрослого на физическое наказание, потому что оно им привычнее и понятнее, чем например, беседа или игра. Сексуальное насилие диагностируется труднее. Особенно, если ребенок подвергался ему пассивно, то есть имел возможность наблюдать половые акты, смотреть порнофильмы и т.п. Наиболее травмированы те дети, которых непосредственно использовали в сексуальных целях. Жестокое обращение ведет к деструктивному развитию личности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. У ребенка формируется представление о себе как о мусоре, отбросе, ничтожестве, иногда пустом месте. Такое самопредставление формирует определенное поведение – я буду ругаться, драться, вести себя непослушно, отказываться соблюдать нормы и правила, ведь «я знаю, что я – плохой». Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать в себе силы для преодоления этих трудностей, отказаться от ощущения неизбежности происходящего и собственного бессилия перед ним. Чтобы он смог почувствовать себя не просто пешкой, но активным участником и строителем своего микромира. Для реализации этих задач в нашем Центре был организован Домашний театр, цели которого можно сформулировать следующим образом:
Надо отметить, что мы не занимаемся сказкотерапией в том смысле, в котором это понимает психология и психотерапия. То, что мы делаем, можно отнести к методам арттерапии – терапии искусством. Мы используем синтез различных видов и форм искусства – таких, как пение, танец, рисунок, актерское мастерство – для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Арттерапия – это творческий поиск, способ социальной адаптации, процесс осознания себя и мира, путь к установлению отношений. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, порожденных насилием в семье. Какие возможности предоставляет домашний театр для детей? Почему дети занимаются «показами» своего творчества. Это важный момент социализации ребенка, возможность занять свое место в сообществе людей - взрослых и еще маленьких. Ощущение своей встроенности, включенности дает хорошее чувство основательности и надежности бытия. Это возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля, отреагировать свои эмоции, очистить психику от избытка как радостных, так и тягостных переживаний. Дети, таким образом, лечатся от своих неврозов. Это реализация истинной креативности ребенка, т.е. творчество от избытка энергии, жизненных сил, способ научения жизни в расширяющемся мире, создание собственных моделей мира. Принципы выбора пьесы. В выборе произведения для постановки мы исходим из двух подходов (принципов). Первый основывается на ведущем типе деятельности детей – игре. Через игру ребенок познает мир и строит собственные модели мира, проверяя их жизнеспособность через взаимодействие с окружающими. Дети играют с удовольствием и практически во все. В силу условий и обстоятельств, складывающихся в их биологических семьях, дети не получают возможности удовлетворить эту насущную потребность, так как в доме зачастую отсутствуют какие-либо игры и игрушки, а сам родитель оказывается не готовым к игровому взаимодействию с ребенком. В Центре мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет манипулировать игрушками, различными игровыми предметами, он не знает их назначения, он не умеет построить игровой процесс так, чтобы включить в него других детей. Отсюда агрессия, конфликты, слезы, разочарование и бессилие. Вот тот спектр чувств, которые переживает ребенок и которые могут заложить основу нежелания познавать новое, сотрудничать с другими, которые формируют в структуре поведения ребенка тенденцию к избеганию участвовать в какой-либо новой для него деятельности. Наша задача – дать ребенку возможность испытать положительный опыт переживаний. В рамках этого подхода мы используем малые художественные формы, так называемые, детские сказки в стихотворной форме. Это игра, в которой проигрывается некая ситуация, переведенная в сказочный контекст. Легче запоминается текст, который при этом хорошо ложится на музыку. Дети с удовольствием играют в Муху-Цыкотуху, Тараканище, Путаницу, Слона Хортона. Чувства и переживания героев просты и понятны детям. Помимо этого дети учатся правилам взаимодействия друг с другом, а взрослый, как участник игры, задает определенный тон всему процессу. Взрослый, участвующий в такой игре, придает осмысленность и значимость этой деятельности в глазах ребенка. Второй подход рассматривает сказку как символическое представление процесса инициации. Возрастная инициация – процесс психологически необходимый. В наши дни обрядов инициации в полном смысле этого слова уже почти не осталось и потенциально испытуемый сам пытается «нарваться на неприятности». Мужчины, до известной степени, могут пройти через инициацию в армии. Первый обстрел - как инициация. Что-то "перещелкивает", и боец приобретает другой статус, как в своих глазах, так и в глазах товарищей. Фактически, мы видим здесь пример непреднамеренной, но, в условиях реальных событий, абсолютно неизбежной и всеми ожидаемой инициации. При этом подходе выбор материала для спектакля падает на те произведения, основной сюжет которых отражает некий ритуал «перехода» путем преодоления определенных барьеров (трудностей). «Скелет» всего процесс состоит из трех частей: постановка проблемы перед героем, преодоление череды препятствий и приобретение героем нового социального статуса. Герой приводится к определенному опасному барьеру, который он должен, обязан преодолеть, собрав весь свой небольшой опыт, приложив все силы, преодолев свой страх перед опасностями. И когда он все это преодолевает, все вдруг складывается, герой переходит на следующую ступень миропонимания, осознания своего места в этой жизни, а также осознания своего места по отношению к другим персонажам. В финале герой становится другим. Это процесс двухсторонний, в результате которого герой переходит в другой статус самосознания, а общество получает надежного полноправного члена. Процесс выработки взаимодействия происходит в условиях крайнего напряжения моральных и физических сил. Общие принципы работы в процессе постановки спектакля. Принципы распределения ролей
Следующие принципы касаются уже непосредственно репетиционного процесса, когда можно говорить с ребенком о смыслах, чувствах, анализировать ситуации и поведение героев.
И последнее, о чем хотелось бы сказать – о якорях, позволяющих закрепить вновь приобретенный положительный опыт. Можно выделить три таких якоря:
Эти методы положительного закрепления особенно важны после трудного репетиционного процесса. Диапазон переживаемых детьми чувств за этот период огромен. В тот момент, когда ребенок узнает, что он будет исполнять ту или иную роль, его переполняет нетерпеливая радость и гордость от того, что он будет участвовать в спектакле. Ему кажется, что это легко и приятно. Но вскоре он сталкивается с трудностями, оказывается, это долгий и трудный процесс: ему нужно запомнить текст, он должен взаимодействовать с другими участниками спектакля, он должен участвовать в репетициях на протяжении длительного времени, неоднократно повторять одни и те же сцены. Появляется раздражение, нетерпение, агрессия, недовольство, вплоть до слез и истерик. Зная особенности протекания этого процесса, мы стараемся соблюдать тот лимит репетиций, который, с одной стороны, позволит достичь хорошего качества конечного продукта, а с другой, не будет перенапрягать детей. Очень важно соблюсти этот баланс – чтобы, с одной стороны, ребенок не устал и не потерял интерес к этому делу, чтобы сохранить терапевтический эффект. А с другой, довести спектакль до такого уровня готовности, когда его можно показывать публике, как законченное действие. Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки позволяют ребенку испытать чувство радости, успеха, достижения; возрастает уверенность в себе, своих силах и возможностях. То есть ребенок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности, а значит, формировать позитивную самооценку и «Я-концепцию». Это трудный и долгий процесс. Конечно, за 2-3 месяца, в течение которых создается спектакль, невозможно полностью преодолеть последствия перенесенной ребенком травмы. Но возможно наметить для ребенка вектор выхода из травмирующей ситуации. Дать ощущение собственной значимости в важном большом и интересном деле. Почувствовать свои силы, возможности, таланты, увидеть себя «хорошим». Хочется сказать еще об одном терапевтическом эффекте, но уже не в отношении детей. Участие в спектаклях и других творческих делах очень полезно и для взрослых. Специфика нашей работы такова, что отнимает очень много сил, энергии, зачастую просто «выжимая» специалиста и наступает, так называемое, профессиональное выгорание. Активно участвуя в творческих делах Центра вместе с детьми, взрослый тоже «лечится». В душе каждого из нас живет ребенок, который любит играть. И это стремление к творчеству, к самовыражению благотворно влияет на душевное равновесие и способствует самоочищению психики от негативных переживаний, ненужных «шлаков». Заведующая отделением медико-психологической диагностики и коррекции СПб ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолеьних "Дом милосердия", психолог Старовойтова Н.А. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|