|
Пространство состояний инструментов тренингаАвтор статьи: Габелев Евгений Павлович
При создании тренинг-программы, тренинга, и конструирования входящих в него упражнений, тренеру будет полезно иметь под рукой понятную структуру, позволяющую внести ясность в типы и параметры упражнений, их направленность и глубину, сопровождающие их психоэмоциональные состояния участников и механизмы воздействия. Это позволит создать оптимальный эмоциональный профиль тренинга, обеспечить требуемую глубину когнитивных процессов и достигаемых изменений, создать высокую степень согласованности упражнений между собой, их подчиненность общим задачам тренинга, и избежать дисбаланса программы, сбоев в групповой динамике и «провисания» отдельных встраиваемых навыков.
Так же, наличие подобной структуры, выделяющей отдельные параметры, цели и результаты упражнения, и классифицирующей их в понятной, достижимой и измеримой форме (SMART – соответствие), дает значительное пространство маневра и свободу выбора и конструирования техник для тренера, обеспечивает как лучшее понимание уже существующих готовых программ и технологий, способы их адаптации под актуальные задачи, так и возможность уверенного их улучшения и создания собственных. Одной из подобных структур, является предлагаемое здесь описание открытого множества упражнений и учебных механизмов, как многомерного пространства состояний. Пространство состояний, как известно, представляет собой введение на структурируемом множестве системы осей координат, в простейшем случае подобной системе координат многомерного геометрического евклидова пространства, т.е. без разрывов и сложных нелинейных связностей и топологических особенностей. Разумеется, при применении в гуманитарных науках, используемые системы описания являются предельно упрощенными, по сравнению с аналогичными, применяющимися в точных науках и инженерном проектировании, и являются не средствами точного математического расчета и описания параметров системы, но лишь способом наглядного изображения основных ее свойств, и служат преимущественно цели лучшего понимания и структурирования материала. В предлагаемой модели Пространства состояний инструментов тренинга выделяется Четыре Основных параметра, и соответствующие им четыре оси координат, и Три Дополнительных – и соответствующие им три дополнительных оси координат. Итого мы используем семимерное пространство состояний, то есть каждое упражнение описывается с помощью семи независимых характеристик, могущих изменяться в заданных измеримых пределах. Основные параметры измеряются в процентах – от 0% до 100%, и описывают параметр, независящий от числа, типа, квалификации, степени зрелости и уровня подготовки участников. Эти параметры таковы:
Дополнительные параметры измеряются в пределах от -1 до +1, и описывают баланс параметра, соотнесенного с личностными и деловыми характеристиками конкретных обучаемых и непосредственной задачей упражнения. Эти параметры таковы:
Таким образом, подобная схема позволяет полностью и с высокой степенью точности описать тип, задачи, параметры и методы упражнения. С помощью подобного описания тренер может подбирать последовательность упражнений под поставленную задачу, контекст и особенности обучаемых. Перейдем к более подробному описанию измеряемых и описываемых параметров: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.
На 100% конце шкалы находятся упражнения, исполнение которых полностью и детально контролируется тренером. Контролю подлежат как детали поведения участников, так и их эмоциональное состояние и ход процессов мышления. Таковы упражнения на отработку двигательного навыка: приветствие, подход к клиенту, рукопожатие, упражнения на сценическую речь и движение, отработка актерских и спортивных техник. Далее, с снижением уровня контроля тренера, следуют упражнения на развитие навыков связанных с управлением знаниями и процессами мышления, таких как ведомая дискуссия, лекция, мозговой штурм, направленное воображение и рассказ на заданную тему. При этом сохраняется контроль тренера за ходом мыслительных процессов и эмоциональным состоянием, с передачей контроля за физическими действиями непосредственным участникам упражнения. Далее, следуют упражнения, на развитие самостоятельности мыслительных процессов, управленческих навыков и процессов принятия решений. При них тренер контролирует лишь форму упражнения, ход эмоциональных процессов и групповую динамику, а так же конечный результат. Контроль же за действиями, словами и мышлением передается участникам. Это такие упражнения, как деловые игры, кейсы, фасцилируемая дискуссия. Далее, расположены упражнения, в которых тренер последовательно делегирует управление формой процесса, динамикой, эмоциональными состояниями и конечным результатом участникам. Они направлены на еще более полное развитие внутренней свободы выбора, творчества и принятия решений. Это может быть групповой коучинг, свободная дискуссия, свободное моделирование и описание процессов участниками, балинтовская сессия, арт-терапевтические и психодраматические техники. На нулевом конце шкалы находятся техники стратегического коучинга и лайф-менеджмента, техники свободных ассоциаций и свободного творчества. Их направленность – развитие полной ответственности участников за собственную жизнь, профессиональный и личностный рост, развитие процессов самопознания и самоуправления.
На нулевом конце шкалы находятся предельно реалистические упражнения в реалистической среде. Они направлены на точную отработку конкретного навыка или компетенции в той среде, где этот навык будет непосредственно применяться. При этом моделируются и разыгрываются абсолютно реалистические ситуации и действия в них. Таковы кейсы, реалистические игры и отработки практических навыков. Далее следуют метафорические упражнения в реалистической среде. В них, при сохранении точности передачи окружения, происходит осмысление и встраивание навыка и компетенции на метафорически-образном уровне. Таковы упражнения с заменой модальности действия – например, с заменой реальных процессов общения, мышления и взаимодействия участников, их метафорическими аналогами. Например, разговор заменяется жестикуляцией и мимикой, конфликт интересов изображается в виде физического столкновения участников на узком мосту, взаимодействие – в виде перекидывания мячика или обмена предметами, и т.п. Далее идут реалистические упражнения в метафорической среде. В них, близкий к реальности аналог ситуации, переносится в некое воображаемое место и время. Например, в тренинге переговоров разыгрывается ситуация переговоров землян с представителями инопланетной цивилизации, в тренинге продаж – ситуация торга древних европейских мореплавателей с туземцами, и т.п. На 100% конце шкалы идут метафорические упражнения в метафорической среде. Таковы упражнения психодраммы, групповой сказки, образного моделирования и картографирования ментальных, эмоциональных и бизнес-процессов. Допустим, ставится задача создания карты некой сказочной страны, соответствующей заданным условиям, с совершением в ней некоторых заданных действий по поиску некоего волшебного клада. Использование метафорических методов разной степени глубины позволяет участникам по новому взглянуть на изучаемый материал, задействовать значительно более широкий ряд ассоциаций, и, вследствие этого, как более глубоко укоренить и интегрировать новые навыки, так и найти собственные неожиданные решения и осознания. Так же их применение позволяет тренеру в очень широких пределах регулировать групповую динамику и эмоциональное состояние участников.
На нулевом конце шкалы расположены так называемые Микротехники. Это узкие навыки, из которых состоят навыки более масштабные, из которых складываются целостные компетенции, из которых, далее, состоят качества и личностные умения и характеристики. Далее по шкале следуют техники, навыки, компетенции и качества, по мере увеличения их масштаба, вплоть до типа личности в целом на 100% конце шкалы. Например, Личностное качество общительности состоит из целого ряда коммуникативных, эмоциональных и интеллектуальных компетенций, таких, как умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, системное целеполагание и внимательность к окружающей ситуации, владение техниками активного слушания и управления собственным психоэмоциональным состоянием, и т.д. В свою очередь, Активное слушание состоит из целого ряда техник, таких, как техники задания открытых вопросов, или резюмирования, и, далее, микротехник, таких, как конкретные виды вопросов – направляющие, проясняющие, проективные, и т.д., Микротехники невербальной поддержки собеседника, владения интонацией голоса и прочие. С другой стороны, такое качество, как общительность, входит в более общую категорию лидерских качеств, или качеств успешного продавца или педагога. Варьируя и выбирая масштаб встраиваемого навыка, тренер как детализует и прорабатывает с обучаемыми мельчайшие нюансы навыка, делая владение им совершенным, так и связывает его с все боле общими контекстами применения, чем достигается настоящая гибкость поведения и человеческая эффективность.
На нулевом конце шкалы расположены техники и упражнения, затрагивающие и изменяющие только поведение человека, не меняя хода его ментальных и психоэмоциональных процессов. Это упражнения бихевиористского тренинга, то есть чистая отработка действий или последовательности действий, без их критического или творческого обсуждения и осмысления. Далее следуют упражнения, уже полностью затрагивающие так называемый Уровень Персоны, то есть повседневное самосознание и самоидентификацию человека. В их числе разного рода деловые и метафорические игры, дискуссии, мини-лекции и самостоятельные задания. Это важно для более глубокого укоренения встраиваемого навыка и связи его с повседневными потребностями и прочими аспектами жизни человека. Далее, в направлении 100% конца шкалы, следуют упражнения, задействующие все более и боле глубинные слои личности, от уровня когнитивных схем и процессов, уровней индивидуального и коллективного бессознательного, и вплоть до уровня Самости и трансперсональных уровней. Это упражнения арт-терапевтической, метафорически-образной, психодраматической и психоаналитической направленности, и далее, вплоть до трансовых, символдраматических и медитативных техник и упражнений. Выбор глубины затрагиваемого слоя личности обусловлен как конкретной задачей тренинга, так и уровнем готовности и квалификации тренера и участников. Так, в бизнес-тренинге продаж или решения управленческих задач, вряд ли будет оправданно и уместно затрагивать области трансперсонального опыта, применяя для этого, к примеру, техники холотропного дыхания. В тренинге же глубокого личностного роста, или в программе повышения квалификации психологов и психотерапевтов, подобные техники представляются не только естественными, но и совершенно необходимыми. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.
Этот параметр варьируется от -1, то есть от постановки полностью индивидуального навыка, без всякой связи и встроенности его в групповые и командные процессы, что естественно при подготовке людей их различных организаций и подразделений, либо при отработке навыков и компетенций индивидуальной деятельности. Середина шкалы представлена упражнениями на сбалансированное развитие личных и командных качеств, что является основным в корпоративных бизнес-тренингах. Другой конец шкалы наполняют упражнения на групповое взаимодействие и командную слаженность, что особенно важно в тренинге командообразования для специалистов, уже обладающих должным уровнем индивидуальной квалификации.
Планируемый результат варьируется от полного провала участников на -1 конце шкалы, что применяется, прежде всего, в фазе лабилизации, для разрушения существующих неэффективных поведенческих навыков, убеждений и структур мышления участников, а так же для регулирования групповой динамики и повышения управляемости группы или отдельных, склонных к саботажу процесса, участников. Далее, идут упражнения с нефиксируемым результатом, когда нас, как тренера, устроит любой ответ или итог упражнения. В этих случаях, тренировочной ценностью обладает сам процесс, как при разного рода групповых дискуссиях, художественном творчестве и розыгрышах ролевых сцен. На +1 конце шкалы расположены упражнения, где успех, или результат, интерпретируемый в качестве такового, является совершенно необходимым. Это и упражнения на отработку точных навыков, и ведомые дискуссии с заранее предопределенным тренером результатом, и многочисленные прочие, где именно точное достижение участниками заданного результата является показателем успешности выполнения упражнения.
Самый простой и понятный параметр. Степень новизны изучаемого материала меняется от повторения и закрепления, либо проверки степени овладения, уже известного и изученного навыка и компетенции, на -1 конце шкалы, через внесение все новых и новых аспектов новизны в контекст, глубину, формат освоении и применения, и вплоть до совершенно нового навыка, знания, или компетенции, в незнакомом формате и ситуации, на +1 конце шкалы. Очевидным представляется, что регулирование тренером степени новизны материала от полной тавтологии до когнитивного шока, является одним из мощнейших инструментов планирования не только глубины и степени освоения навыка, но и управления групповой динамикой и психоэмоциональным состоянием участников. ИТОГИ И ВЫВОДЫ Схема Пространства состояний инструментов тренинга является технологией, пригодной как для сравнительного анализа программ и упражнений, так и для практического конструирования как отдельных упражнений, так и тренинга, и системы обучающих мероприятий в целом. Ее структура из 4+3 Основных и Дополнительных Параметров является удобной к запоминанию и графически легко отобразимой, в то же время, она позволяет избегнуть избыточного упрощения всего бесконечного многообразия инструментов Андрогогики – науки об обучении взрослых, и богатства реальных тренинговых ситуаций. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ При конструировании системы упражнений представляется полезным графическое прорисовывание профиля последовательности упражнений по всем основным параметрам в отдельности, что позволяет в наглядной форме представить и спланировать групповую динамику и эмоциональный профиль всего процесса, а так же внести необходимые коррективы в программу тренинга. Так же, важно провести предварительный SMART – анализ целей тренинга и отдельных упражнений, и сверить результаты по всем трем Дополнительным Параметрам схемы на предмет соответствия желаемых целей и инструментов тренинга. Кроме того, использование схемы Пространства Состояний позволяет создать оптимальные пропорции между глубиной и детализацией проработки материала и создать значительный эмоциональный заряд и уровень мотивации участников процесса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|