Люди, которые играют в Учителя

Автор статьи: Гришина Ольга

Люди которые играют в Учителя

Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные замечания без повода. Казалось бы, вы уже не в детском саду, не в школе, не в институте, уже не нуждаетесь в чутком Всевидящем Оке, наставляющем вас на «Путь Истинный» и поправляющем вас, если «что-то не так». Но тут появляется кто-то, кто объявил себя выше вас, назначил себя вашим Судьей.

Ладно бы, если вы его об этом просили:

«Уважаемый (ая), оцени, будь любезен… Я доверяю твоему мнению, вкусу, профессиональному взгляду». Оценке может подвергнуться что угодно – начиная с аспектов вашей внешности и заканчивая плодами вашей профессиональной деятельности, включая ваши поступки и действия  или иные проявления вас лично. И тогда вы имеете шанс услышать конструктивную критику в свой адрес, на которую, заметьте, вы дали разрешение, которую вы запросили сами. Или, например, вы участвуете в конкурсе, в котором вышеупомянутые оценки вполне адекватны ситуации – со стороны жюри.

Но бывает так, что вы ни о чем подобном не просили, но сталкиваетесь с этим в обычной жизни. Пожалуй, ни для кого не секрет, что такие «столкновения» при прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать стыд «со мной что-то не так»… И вам, взрослому человеку, по сути, навязывается роль Ребенка в таком общении. Ведь основной посыл при такой форме контакта звучит как Родительское предписание «Ты недостаточно хорош». В этом предписании вам вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: «Твоя плохость так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это. Ты – неправильный, но я знаю, как тебя исправить: как тебе надо жить, реагировать, поступать».

Неприятно, правда? Несложно догадаться, что все это вызовет у вас мгновенный эмоциональный дискомфорт.



Что же делать в таких случаях?

Во-первых, стоит посмотреть глубже – что стоит за таким поведением человека, обратившегося к вам? Ведь когда мы понимаем мотивы другого человека, можем как-то объяснить их себе, нам легче сохранять спокойствие и ясность ума, не включаясь в сценарий эмоционального дискомфорта.

Итак, возможные мотивы, по которым некто берет на себя роль вашего Учителя и труд делать вам замечания:

  • Склонность к вездесущему контролю. И здесь контроль выступает качеством личности и распространяется на весь окружающий мир. Человек искренне считает, что мир должен быть таким, каким он хочет его видеть. В первую очередь, такой человек жестко контролирует себя и требует, чтобы все, на что падает его взгляд – соответствовало его ожиданиям. Включая, конечно же, вас – если уж вас угораздило попасться ему на глаза. Причем, человек может даже не догадываться, что задевает вас своими неуместными высказываниями, не осознавая их глубокой субъективности и включая вас в свои широкие границы.
  •  Желание сместить фокус внимания с себя на вас. Лучшая защита – нападение. При таком раскладе человек предполагает, что если он первым не укажет вам на что-либо, то это непременно сделаете вы. Он опасается пристального внимания к себе, поиска его недостатков и осуждения. Он принципиально верит, что до него всем есть дело – а вам так точно!
  • Самоутверждение за ваш счет. Здесь наблюдается попытка возвыситься  путем сравнения  не в вашу пользу, стремление доказать «я лучше тебя». Здравствуй, нарциссизм  и непереносимый комплекс неполноценности.
  • Зависть, а то ваша «идеальность» в некоторых областях аж по глазам режет.
  • Смещение гнева. Бесите вы человека, просто бесите. Но по каким-то причинам он не в состоянии напрямую открыто направить на вас свой гнев. А посему агрессия изливается косвенно, через цепляния и придирки.
  • Во-вторых, если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль Жертвы, тем самым провоцируя окружающих?

  • По какой причине вы позволяете нарушать свои границы?
  • Как вы ведете себя в социуме, что это дает право людям делать вам замечания и нападать на вас?
  • Какие элементы вашей демонстрации миру – тембр голоса, интонации, взгляд, осанка, походка – выдают в вас человека, на которого можно напасть или сделать замечание?
  • Как вы приглашаете к нападению? Ведь чаще всего поучают не всех, а тех, кто бессознательно готов это принять.
  • В-третьих, сама по себе ситуация, где вам делают непрошенные замечания-указания, критикуют, выглядит как ролевая модель «Учитель-Ученик», «Родитель-Ребенок». Любая оценка вас и ваших действий в данном случае предполагает позицию «сверху», которую ваш собеседник захватил, самовольно назначив себя на роль вашего Учителя, Родителя, Судьи.

    Он-то захватил, его «причуда», но вы вправе эту его позицию просто Не поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.

    Как это сделать? Через внутренний настрой. Отнеситесь к таким проявлениям человека как к причуде, странности, игре одного Актера при пустом  Театре. Моим клиентам в ряде случаев помогает следующий прием:

    «Посмотрите на все отстраненно. Вот если бы человек перед вами объявил себя Наполеоном и сделал бы вам замечание: «Жак, почистите мундир, а то он у вас грязный. И вообще, вы гнусно скачите на лошади и совсем уж непотребно строите редут. Не позорьтесь, вам следует взять уроки строевой подготовки!». Приняли бы вы его слова всерьез? Думается, вряд ли. Удивились бы несуразности, нелепости сказанного вам – максимум. Но реакции эмоционального дискомфорта вы бы уж точно не испытали – не по адресу ведь указания, не по адресу:)





    Просмотров: 148
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Если муж пьёт, как точно не стоит себя вести
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Как заставить себя, что-нибудь делать, если не хочется?
  • Не бойтесь потерять, лучше вспомните себя таким, каким вас полюбили!
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Что делать, если у вашего близкого человека депрессия?
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Человек не видит себя со стороны
  • Какие уроки ты будешь проходить по жизни,если не любишь себя
  • Что делать, если у вашего близкого человека паническое расстройство
  • Каждый человек должен любить себя
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Что делать, если на себя сил не хватает?
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Что делать, если Вы заподозрили у себя депрессию?
  • Что делать, если чувствуешь себя виноватым?
  • «Что делать если чувствую себя неудачницей?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь