|
Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?Автор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Король умер, да здравствует король! В данной главе я намерен исследовать воспитательный, или развивающий, потенциал красоты. Основные области, где я вижу ее проявление, следующие: внешняя привлекательность лица и тела; красота окружающей обстановки – интерьера, жилища, природы, бытовых предметов и технических устройств, одежды и т.д.; духовно-нравственная красота – красота, проявляющаяся в поступках, деяниях, личностных качествах, общении и т.п.; красота в изобразительном искусстве – гармония форм, красок, линий и т.д.; красота как законченность, легкость, изящество, совершенство, вызывающее чувство полного восторга, любого творческого продукта и профессиональной деятельности. Нас интересуют все эти разновидности, но в первую очередь наиболее яркие претенденты на роль решающего фактора в развитии личности: изобразительное искусство, личность и ее поступки, творчество в любом виде деятельности – науке, искусстве, практике, любой профессиональной деятельности и т.д. Начнем с личности. Фактически именно эта разновидность является самым ярким претендентом. Во-первых, если мы говорим о развивающем потенциале, то духовно-нравственная красота является неким условным итогом, образцом, к которому мы бы и хотели привести развитие личности ребенка. Во-вторых, большинство видов творчества невозможны без личности, ее уровня, который и есть основа этой духовно-нравственной красоты, если не ее суть. Итак, развивающий потенциал духовно-нравственной или личностной красоты. Каким образом эта разновидность красоты могла бы обеспечить или оказать существенное влияние на развитие личности? Кто из окружения ребенка должен ею обладать, чтобы она смогла раскрыться в полную свою силу? Допустим, это будут родители ребенка. Каким образом и в какой степени их духовная красота может оказать позитивное влияние на развитие личности ребенка? Испытать непосредственные впечатления о духовной красоте родителей ребенок не в состоянии, воспринять ее он не сможет. Однако она будет влиять через личностный ресурс внутренне красивых родителей, способных на уровне здравого смысла решать многие задачи по жизнеобеспечению ребенка и даже его развитию и воспитанию. Что касается влияния личностной красоты на взрослого человека, то здесь ситуация еще сложнее. Внутренняя красота – вещь не столь яркая, как внешняя. Для того чтобы испытать от нее впечатления, нужно и время, и соответствующая подготовка к умению ее видеть. Что же касается личностного ресурса духовно-прекрасного человека, то для того, чтобы при помощи него влиять на моральное развитие окружающих, нужно по меньшей мере заниматься этим влиянием. Чего внутренне прекрасный человек делать не может по причине занятости своим профессиональным трудом. Но даже если бы он занялся этим влиянием, то ожидать особого результата не пришлось бы в силу того, что это самостоятельная профессиональная деятельность, требующая не столько духовно-нравственной красоты, сколько способностей и специальной подготовки. И практика в течение многих столетий показывает, что непосредственное влияние на подавляющее число окружающих оказывают люди, обладающие не столько духовно-нравственной красотой, сколько способностями к осуществлению влияния. Вернемся, однако, к ребенку. Какие из пяти приведенных в главе «Эмоциональная компетентность …» факторов развития личности данный вид красоты способен активировать и в какой степени? Исключаются два фактора: различение и поиск способностей. Они требуют не столько уровня личностного развития, сколько специальной профессиональной подготовки. Барьерный фактор без профессионального управления им также в полную силу работать не будет. Оснащение в рамках возможностей родителей может играть какую-то роль, только если они не работают, и то без помощи школы и других детских учреждений их вклад в оснащение может быть сравнительно небольшим. Остается только настраивание, и то непрофессиональное. Что мы можем получить в результате такого влияния? Физическое здоровье, эмоциональное благополучие. В плане уровня развития личности гарантии выхода на Второй этап (саморазвитие, самоактуализация) этот вид красоты дать не может. Развитие волевых качеств ребенка требует от взрослого профессиональных действий в области выставления барьеров и обучения ребенка саморегуляции. В особенности на ранних ступенях личностного развития для его успешного протекания требуется главным образом профессиональность в действиях взрослого, а его личностное благополучие и моральные качества могут считаться лишь дополнительными факторами успеха. Та или иная степень потерь при отсутствии педагогически грамотных действий неизбежна. Если же встреча со способностями у ребенка не состоится, то вероятность повторения духовно-нравственной красоты родителей еще больше уменьшается. В любом случае оказать положительное влияние на духовно-нравственное становление ребенка могут только два фактора – профессиональные педагогические действия и постоянное внимание родителей, т.е. педагогически грамотная семейная система воспитания. Разумеется, духовная красота родителей усилит влияние данной системы. А ее отсутствие ослабит. Но работать будет не духовно-нравственная красота родителей, а педагогически грамотная система семейного воспитания. Если говорить о наиболее тесном контакте красоты с эффективным развитием личности ребенка, то обнаружить она свое влияние может в доведенном до совершенства педагогическом продукте, педагогической системе, педагогической технологии, иными словами, педагогическом шедевре. И даже в этом шедевре влиять будет в первую очередь правильное понимание закономерностей личностного развития и формирования личностных качеств, соответствие действий взрослых этим закономерностям, а не то, что эти действия доведены до совершенства и вдобавок ко всему могут называться еще и красивыми. Фактически красоту как признак педагогически грамотного и профессионально-совершенного продукта можно признать единственным видом красоты, более или менее тесно связанным с развитием личности. Но что в данном случае является условием успешного развития: красота или педагогика и психология как направления человеческой деятельности? Таким образом, даже в момент самой близкой связи красоты с личностью решающим оказывается не влияние непосредственно красоты, а педагогическая грамотность, соответствие действий взрослого психологическим закономерностям развития детской личности. Пустой спектакль не украсит сколь угодно гениальная игра актеров. Заурядные события не сделает значимыми никакое высокохудожественное и литературно-гениальное описание. Поэтому при анализе любого фактора, так или иначе связанного с красотой, мы видим стержень, суть деяния, его содержание и доведенное до совершенной формы воплощение этого стержня. Форма без самого стержня мертва. Стержень без формы жив. Решающим здесь оказывается не то, что наиболее адекватно можно выразить понятием «красота», но то, что обозначается совершенно другим рядом понятий: адекватность, соответствие, правильность, точность и т.д. Все это тоже иногда называют красотой. Вопрос только в том, уместно ли понятие, предназначенное для одного, применять там, где принято использовать совсем другие понятия. Итак, подведем итог по личностной или духовно-нравственной красоте. Чем позднее и реже к ребенку применяются эффективные педагогические действия, тем менее он доступен педагогическому влиянию. В конечном итоге может наступить такая ситуация, когда уже никакое педагогическое влияние не в силах будет подействовать на человека. Внутренняя или личностная красота может оказать влияние уже на взрослого состоявшегося человека, когда он уже способен воспринимать эту красоту, т.е. когда он уже подготовлен к этому восприятию и подготовлен не красотой, а чем-то другим. Если же человек не подготовлен к этому восприятию, то он её просто «не видит» и, соответственно, никакого влияния она на него оказать не в силах. Главное же позитивное влияние на развитие личности ребенка можно ожидать только от грамотного психолого-педагогического взаимодействия и воплощения в жизнь профессионально подготовленной программы развития личности. Обратимся теперь к изобразительному искусству. Здесь мы видим несколько моментов, связанных с красотой: красота изображения, созданного художником (живописцем, скульптором, архитектором и т.д.), незаурядная идея изображенного, мастерство или техническое совершенство в воплощении образа художника. Специфичной здесь является прежде всего красота художественного образа, т.е. изображения. Так или иначе этот вид красоты родственен любой внешней красоте: природы, человеческого лица и тела, одежды, жилища и т.д. Идея, воплощенная изобразительными средствами, по-видимому, может быть выражена и другими средствами. Однако зрительный образ может быть неким концентратом идеи, т.е. может вносить нечто свое, облегчающее ее понимание. Идея – самое ценное, что есть в художественном образе. Вопрос лишь в том, что она есть по сути: красота ли? Мастерство, к примеру, художника-живописца, его неожиданные технические решения, индивидуальный стиль - все это вполне может отражать понятие красоты. Столкновение с мастерством художника, как и с любым другим видом совершенного владения профессией, может оказывать влияние, но на кого? На того, кого подготовила к этому влиянию не красота. Остается красота образа. Что она есть по сути, если отделить образ от мастерства? Обычная внешняя красота, то же самое, что внешность, одежда, фигура и т.д. Каким образом эта красота может повлиять на развитие личности? Как и любая внешняя красота, она вызывает отклик Первых (восприятийный, см. ст. «Два чувства»), а не Вторых переживаний, т.е. прямого положительного влияния на развитие личности не имеет. Конечно, если красивый образ соединен с высоким исполнительским мастерством или какими-то неожиданными художественными средствами, он может оказать положительное влияние на человека с художественными способностями, вызвав у него желание достичь такого же совершенства в данном роде человеческой деятельности. Что касается влияния красивого образа на других, привлечь внимание, несомненно, он может практически у любого, но что дальше? Наверное, вызвав ощутимые положительные эмоции, данный вид красоты может способствовать снятию психического напряжения, успокоению, эмоциональному отдыху, разрядке, восстановлению эмоционального баланса и т.д. Если же красивый образ выражает какую-то значимую идею, то он, несомненно, способен привлечь внимание к данной идее и придать ей какой-то дополнительный интерес. И отдых, и внимание к ценной идее – все это положительные свойства внешне красивого образа, но это не собственно та сила, которая движет личностью. Непосредственно внешне красивый образ, созданный художником, личностно-развивающей силой не обладает. Собственно мастерство, совершенное владение чем бы то ни было, по-видимому, следует признать красотой. Но что такое мастерство без ценности содержания деятельности? Что такое, например, рассказ, написанный прекрасным литературным языком, но не имеющий ценности содержания или еще острее - имеющий отрицательную ценность в содержании? Какое личностное развитие он несет? Те же самые вопросы следует задать любому виду искусства, где неизбежно отразятся все три компонента: образ, мастерство и идея. Образ имеет самое непосредственное отношение к красоте. Мастерство – также к красоте находится очень близко. Идею же, на наш взгляд, соотносить с понятием красоты неверно. Ценность идеи измеряется точностью, соответствием, нацеленностью на решение Главной задачи (см. главу «Творчество: кому показано, кому противопоказано»). Все это совершенно другой ряд понятий, и мешать его с понятием красоты – значит создавать путаницу, вводить в заблуждение. Главный же развивающий потенциал содержится именно в идее, а не в мастерстве и тем более не в образе, т.е. не в красоте. Что же тогда несет красота: позитив или негатив – и в какой степени? Красота вызывает реакцию главным образом Первой психики (подробнее в статье «Два чувства»), способствует появлению интенсивных положительных Первых переживаний, или Первого удовольствия. Что это дает? Хорошо это или плохо? Активность Первой психики - это то, что личность должна научиться контролировать. Чем больше эта активность, тем меньше развита личность. Таким образом, в случае, когда красота оторвана от содержания, она не способствует развитию личности. В случае, когда красота привязана к какой-то идее, то ее роль состоит в том, что она привлекает к ней внимание, украшает. Развивающей личность в данном случае является идея, а не красота. Но роль красоты здесь можно считать положительной. Эта роль не является решающей. Не она делает событие, без нее можно обойтись. Но с ней легче, она помогает освоению идеи. Красота – это не только признак искусства. В науке она также имеет место. Это и язык изложения, и все элементы оформления работы, и схемы построения доказательств, и умение выдерживать тему, не отвлекаясь от нее, и т.д. Это и удачное сопровождение примерами и даже использование каких-то метафорических способов изложения идеи и т.д. Главный конкурент Вторых побуждений (препятствие развитию личности) - привязанность, или Первые полюсные переживания (статьи «Ключ…» и «Два чувства»). Тогда возникает вопрос: а при чем здесь красота? И действительно, это вопрос особый. Красота и привязанность (равно Первое полюсное переживание) – это не одно и то же. Красота образа напрямую с замыканием привязанности не связана. Она часто облегчает путь к ее возникновению. Способность выделять среди окружающих объектов привлекательные, замыкание привязанности на привлекательных объектах показывает присутствие привлекательности в зоне влечений как мотивирующих объектов. Красота связана с сексуальным влечением, а реакция на красоту имеет биологическую, а не социальную природу, причем еще более древнюю, чем привязанность. Этому приводится огромное число доказательств1. Красота – один из главных стимулов возникновения привязанности, хотя и не единственный. Множество других средств привлечения внимания также могут быть стимулом к ее возникновению. Привязанность является главным манком современного человека. Именно привязанность, а не красота ведет его в сторону доминирования Первых побуждений. Но красота не стоит в ряду Вторых побуждений (связанных с мышление и осознанным поведением, подробнее в статьях «Развивающие личность эмоции», «Воля – это удовольствие», «Два чувства»). Она их вызвать не способна. А увести от них – ей по силам, потому как является она стимулом Первых, а не Вторых побуждений. В то же время с привязанностью связана только красота-образ. А как же красота-мастерство? Как же красота как способность к ясным и четким формулировкам? Цена высокому мастерству равна цене идеи, которую оно воплощает. Никакое мастерство не прибавит цену идее, которая ничего не стоит. Но такое мастерство вызывает эстетическое чувство. Оно воспринимается как красота, вызывает эмоциональную реакцию, интерес, волнение, переживание. Все эти чувственные реакции есть не что иное, как различной интенсивности Первые аффекты, не имеющие личностно-развивающего потенциала в своем влиянии. Итог анализа – красота-мастерство без ценной идеи не способна породить Вторые переживания. Значит, она не обладает реальным развивающим влиянием на личность. Приоритет ценности идеи не исчезает и не уменьшается в зависимости от области жизнедеятельности человека. Идея решает все как в науке, так и в искусстве. Специфическое отличие искусства от науки – области, на которые они распространяются. Охват искусства по сравнению с наукой значительно уже. Область искусства – главным образом человеческие отношения. Фактически это продолжение психологии. Искусство показывает отношения, выделяет их, делает ценностные акценты. Оно создает обобщенные образы поведения и личности. Психология пытается понять закономерности происхождения этих схем поведения. Наиболее тесно искусство примыкает к педагогике, психологии, политике и философии. Ближе всего к педагогике. Главное ее назначение настраивающее. Так же и в педагогике. Педагогика работает с возрастами до 20. Искусство кроме этих возрастов обращается еще и ко всем более старшим. Специфика искусства заключатся в том, что обозначено понятием «художественное восприятие». Что это за восприятие? Это не то восприятие, которое отражает действительность. Это восприятие огрубляет действительность и изменяет ее. Художественная точность или художественная правда – это не правда действительности и не объективная точность. Художественная точность заключается в том, что сохраняются векторы ценности тех или иных событий, но сами события изменяются в сторону усиления яркости значимых моментов. Искусство не самодостаточно. Оно усиливает влияние тех моментов, которое заложено в других источниках. Оно понятно в контексте других источников влияния. В отрыве от них оно нуждается в расшифровке. Величие произведений искусства измеряется ценой идеи, которую оно воплощает. Если попытаться красоту из спасителей человечества перевести в его губители, получим ли мы доказательства этому утверждению? Если исходить из противоборства двух побуждений и способности красоты стимулировать возникновение Первых полюсных переживаний (главного конкурента Вторых побуждений), то это серьезный аргумент в пользу такого утверждения. Если отвлечение на внешнюю красоту может губить лишь отдельные судьбы, то увлечение красивыми идеями (такие идеи были всегда, они есть и сейчас), отключающее функцию здравомыслия, может увлечь к погибели и все человечество. При отсутствии данного фильтра Первых побуждений на уровне общества в целом положительное влияние красоты практически полностью перечеркивается отрицательным. Поэтому на вопрос о том, имеет ли отношение к счастью красота, можно было бы ответить так. Если и имеет, то скорее отрицательное, чем положительное. Она отвлекает внимание. На нее тратятся силы, время, которое нередко оказывается роковым. Как в таком случае следует обращаться с красотой, чтобы избежать ее отрицательного влияния? В красоте есть реальная польза, человеку она нужна. Она делает уют, дает отдых и восстановление сил. В то же время в красоте есть вред, и чем меньше человек о нем знает, тем он значительнее. Серьезного развивающего потенциала красота в себе не содержит, т.к. стимулирует преимущественно активность Первой, а не Второй психики. И все же человеку стоит сосредоточить свое внимание не на том, как с ней расстаться, а на том, как из нее извлечь то положительное, что в ней есть. Имеется еще одна разновидность красоты – законченность и совершенство в выражении какой-либо идеи, что придает продукту творчества приятный эмоциональный фон в обращении с ним. Это разновидность красоты-мастерства. В ней заключена большая сила, но не решающая. Как уже было сказано, отрыв идеи от красивой формы ее воплощения приведет к тому, что омертвеет форма. Идея же останется живой даже в более чем скромном облачении. Ничто, кроме различения (статья «Эмоциональная компетентность …»), не может претендовать на роль, отведенную Ф.М. Достоевским красоте. Внешнего спасителя не существует ни в каком виде. Как стремление к внутреннему образу духовно прекрасного человека, построенному самостоятельно, так и как стремление следовать за кем-то духовно прекрасным, массовым двигателем развития личности стать не может. Ничто, кроме различения, не может быть двигателем развития личности в массовом масштабе. Различение – единственный претендент на роль истинного короля в развитии личности. Конкурента у него нет. Главный минус духовно-нравственной красоты - отсутствие фильтра Первых и Вторых побуждений. Первые побуждения легко могут проходить в качестве признаков духовно-нравственной красоты. Итак, красота не есть суть бытия человека. Как в практике искусства, так и в научной практике по факту эта тенденция определилась давно (еще с Античности) и в настоящее время продолжается. Это не есть открытие, но данная глава дает дополнительные аргументы в пользу обоснования этой тенденции. Красота не участвует в развитии личности. Напротив, она может стать препятствием к ее развитию, если становится главным побудительным мотивом. Однако человек нуждается в красоте. Она дает отдых, способствует снятию усталости, стимулирует положительный эмоциональный фон. Если ее отрицательное влияние контролируется, от нее нет вреда. Главная опасность красоты - ее связь с Первыми полюсными переживаниями. Красота привлекает внимание. На нее хочется смотреть (слушать и т.д.). Это и запускает процесс образования привязанности. Доминирование в общей мотивации переживаний привязанности делает преобладающими Первые побуждения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако в детском возрасте возникновение и сохранение привязанности является абсолютно необходимым. Ее отсутствие чревато катастрофическими последствиями для развития личности ребенка. Детская привязанность дает ребенку ощущение благополучия и защиты. Однако наличие объекта привязанности и постоянный контакт с ним – это хотя и необходимый элемент, но это всего лишь хороший фон для развития личности ребенка. Само же развитие обеспечивается совершенно другими факторами. Все они были рассмотрены в опубликованной ранее на сайте статье «Эмоциональная компетентность как фактор развития личности». Литература 1 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор / Пер. И. Сеченова; Издание O.H. Поповой. СПб.: Типография И.Н. Скороходова , 1896. - 446 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|